По прошлым моим статьям видно, как я люблю всем сердцем талант Н.М. Цискаридзе. Этот острый ум, эту душу и невероятную самоотдачу делу всей жизни. И естественно, как только он рассказал в своих социальных сетях о вечере академии в Зарядье, я чуть ли не полетела покупать билеты. Буквально 15 минут и заветный проводник в мир искусства балета у меня на телефоне.
Что собственно представляет собой сегодняшний концерт? Два одноактных балета, которые имеют интересную историю. В первом случае эта постановка ученика Николая Максимовича «Танцы на свадьбе», а во втором сюита из балета «Фея кукол» Йозефа Байера.
Первое действие конечно интригует. Интересно, что Максим Севагин поставил для академии в её 285 год со дня основания. Ещё больше меня цепляет музыка, которую постановщик выбрал: Энрике Гранадос. Стык 19-ого и 20-ого веков, влияние народной музыки Испании. Его сюита «Гойески» всегда радует мой слух (кстати, можете послушать фрагмент в исполнении Валентина Малинина, звучит очень приятно). Так что этот дивертисмент я очень ждала, тем более общее событие для танцев — свадьба.
Второе действие я предвкушала просто потому, что в одном из интервью Николай Максимович рассказывал про работу, которую они провели несколько лет назад при постановке этой сюиты. Российская премьера балета состоялась в 1897 году! От этого вдвойне интересно посмотреть на то, как она смотрится сегодня, как дети-танцоры понимают это произведение. Ну, и в конце концов через этот балет проходили многие великие танцоры, вдруг я сегодня тоже увижу тех, кто в будущем впишет своё имя в историю русского балета?
Ах да, на сцене Зарядье я ещё балет не видела, хотя порывалась попасть на некоторые постановки. Вот теперь посмотрю, как новая сцена примет классический танец.
Началом вечера стало приветственное слово Н.М. Цискаридзе. Как всегда стильно одетый, с иголочки он рассказал о программе «приоритет», благодаря который состоялось это всё. Поделился трудностям и и планами, связанными с этими постановками.
К сожалению, снимать нельзя было вообще, так как первый балет это всё-таки премьера, поэтому статью будут сопровождать фотографии поклонов.
Итак, начало первого действия. Полная тишина и выходит сваха под руку с аккомпаниатором балета. Вообще, это хороший ход вывести музыканта именно таким образом. Сопровождение первого акта — рояль, больше ничего. И поэтому мне отрадно, что пианистка вышла не просто поклонившись, а как бы приняла участие в постановке. Несколько первых минут разыгрывалась сцена того, как сваха выбирает музыку, кивает, просит следующую. Это правда выглядело грациозно и по-настоящему, словно в каком-то уютном дворе с фортепиано в Испании вполне можно встретить подобную картину.
Потом выход всех танцоров, выход кланами жениха и невесты, было что-то пленительное в этом, в этих костюмах, шаге. Сразу же появилась в голове ассоциация с сюитой «Семейные радости» моисеевцев, так что далее я ждала похожего настроения, даже если места действия сюит совершенно разные.
Не могу не отметить костюмы. У некоторых танцоров они напоминают полотна или даже вторую кожу с узорами. Однако они всё равно минималистичны и лаконичны. Взгляд цепляется за юбки-платки и пояса мужчин. У главных героев есть также пиджаки тореадоров, очень красивые! Мне нравится также идея юбок у девушек. Чем более статной и статусной является героиня, тем её юбка длиннее, а у невесты она вообще выделяется сеткой и горохом. Хотелось рассмотреть каждую деталь украшений и причёсок, а чёрные пуанты теперь точно будут являться моей слабостью, великолепно смотрятся на ноге.
Вновь вернёмся к танцам.
Меня не очень зацепил танец невесты (как и она сама). Немного смазалось ощущение из-за того, что она оступилась в начале и зал даже ахнул слегка. Да, есть линии, да красиво, но было в ней чересчур много напряжения. Нет, конечно нерв должен быть у испанки, но более манящий. Тут девушка была слишком сосредоточена, что выбивалось из образа. Хотя в дуэте с женихом ближе к концу на поддержках она была более плавной и даже смогла чуть расслабиться и показать покорность перед любимым.
После этого соло жениха показалось гладком воздуха. Прыжки, туры, игра на публику — это было сделано очень качественно. А ребята на фоне, выступившие его тенью поддерживали эту атмосферу мужественности и отчасти позёрства, что мне безусловно понравилось.
Нельзя не отметить друзей жениха. Эти два чертёнка отвлекали моё внимание предыдущие номера, когда сидели сзади на скамье. Во время танцев задник не пустовал, герои периодически выходили и создавали картину общения, игры. Так вот эти двое смотрелись очень органично. То как они пересаживались, как садились друг на против друга, хлопали по плечу — красота! Люблю такое в постановках. Ну, а когда вышли танцевать на авансцену, то это было технично и опять-таки с характером.
Имитация драки и волнения, всё так вкусно сделано. Вот один заносит руку, вот второй очерчивает ногой круг, делая подсечку. Это правда очень пластично и красиво. И что самое главное: музыка не подталкивает тебя к движению. Выбор Гранадоса меня этим и удивил. Ведь музыка без явных акцентов на доли, более плавная и, на мой взгляд, непроста для интерпретации танца. Это не Дон Кихот или Кармен, где буквально каждая мелодия подталкивает танцора и создаёт барьер, за который он не может зайти, так как мелодия просто не пустит его назад. Тут же даже нет кастаньетов! Мелодия достаточно плавная, перетекающая и нерв нужно показывать линиями, лицом, каждым движением. И это непросто, скажу я вам. Почитайте статью про балет Спартак, а именно третье действие и танец Эгины. Тогда я как раз говорила о том, что образ куртизанки рассыпался, стоило только музыке сменить темп. И вот артистка не смогла широкими движениями передать образ. А тут весь балет строился на этом, поэтому я ценю труд ребят и говорю, что они молодцы. Для меня проделана колоссальная работа.
Этот танец наравне с общей кодой показался мне самым удачным. Во-первых, девушки очень красивые с отличной актёрской игрой. Во-вторых, сюжет танца. Девушки были кокетками, легко двигали бёдрами, делали красивые туры и играли со зрителем. По сюжету то одна, то другая чуть ли не забирали друг друга от юношей. То одна построит глазки, а вторая за плечо её заберёт. То другая войдёт в поддержку, а после её также за плечо подруга уведёт от юноши. А в конце чуть-чуть поругавшись друг с другом, но всё же помирившись, они осмотрели весь полукруг юношей и выбрали одного, уводя под локти со сцены. Ну, разве не чудесно? В-третьих, владение веером. Я в восторге, когда артисты грамотно обращаются с предметом. Я писала в статье про Тщетную о том, как Николая Максимович управлялся с веером и тут я увидела нечто похожее. Веер стал продолжением руки каждой, легко раскрыть, непринуждённо собрать, эффектно крутить. Вот такое я люблю, вот такое мне очень даже нравится!
Эта пара правда получилось чудесной, поддержки очень красивые. Стать обоих танцоров, химия между ними. Сказать больше нечего, так как это просто было хорошо и жаль, что так быстро закончилось.
И вот тут я хочу также добавить про тени. Из-за того, что фона нет, только скамьи и сами актёры, есть свет. В результате на полу и на стенах появляются красивые тени за которыми тоже интересно наблюдать. В "любовных" дуэтах однозначно стоит пару раз посмотреть на тени и понаблюдать за этим своеобразным танцем. Он оказывается не менее интересным и силуэты добавляют танцу чуть больше интимности. Особенно это хорошо на дуэте жениха и невесты, поддержки смотрятся в силуэтах волшебно.
А вот тут были самые красивые поддержки на мой взгляд. Да, и костюмы были самыми эффектными. Много украшений, как и подобает родителям. Опять-таки взаимодействия танцоров! Я увидела чуть ли не настоящие пары со своей страстью. Между невестой и женихом таких искорок не было, к сожалению. А тут ребята прямо вжились в роли.
Кода цепляет движениями. Только в этот момент девушки меняют пуанты на туфли с каблуком, чтобы зритель наконец-то услышал этот заветный стук. И когда ты слышишь этот звук, то Испания обретает свои финальные черты в сознании и чётко закрепляется образом перед глазами. Характерные движения для фламенко, которые ты так ждал услышать весь балет наконец-то доходят до слуха и от этого получаешь ещё большее удовольствие. На мой взгляд, это отличное решение именно для коды, так как зритель сразу воспринимает это как финал и чувства от просмотра выходят на новый уровень. Как раз тот, что нужен в коде.
Финальной точкой-мнением по поводу первого балета станет поклон. Я хочу отметить то, в чём вышел Максим Севагин. У мужской половины танцоров были либо красные пояса, либо имитация чёрных корсетов под грудь. И как же мне стало приятно от того, что хореограф вышел в белой рубашке и чёрном корсете, сохранив связь с костюмами танцоров. На мой взгляд, это была очень элегантная и правильная вещь, которая показывает его отношение к спектаклю и то, что он действительно горит своей идеей балета.
Второе действие — балет «Фея кукол». Совершенно другое настроение. От взрослой и чувственной Испании зритель уходит к детству и озорству. Яркие костюмы, расшитые камнями и кружевом, ленты и локоны. Если я говорила о том, что мне в прошлом балете хотелось рассматривать детали, то тут мой глаз просто разбегался, так как столько красивых костюмов я не видела очень давно. И не удивительно, что такие чувства меня переполняют, ведь костюмы были воспроизведены до мельчайших деталей!
Сюжет балета в том, что Фея кукол приглашает всех своих друзей на бал. Это множество игрушек, которые по очереди танцуют свои сольные партии и каждый из этих танцев просто бесподобен. Плюс, всё наполняется потрясающей музыкой оркестра, арфа и флейта пикколо меня сегодня покорили, очень красиво исполнено!
Главной звездой балета конечно является Фея. Очень красивая девушка, с просто волшебным платьем и украшениями. Эти воланы, причёска и постоянная улыбка покорили моё сердце. Более того, все движения были чёткими, не было ничего лишнего. На поддержках она даже не дрогнула. Оба раза, когда её поднимали два Пьеро, она словно фарфоровая кукла стояла и не шелохнулась! Стоит ли напоминать о том, что в Щелкунчике Григоровича есть похожая поддержка и многие ходят на ней ходуном сейчас? Кажется, я уже напомнила.
Чудесные кружевные и фарфоровые куколки, которые в костюмах выглядят, будто это настоящие куклы. Эти ленты на платьях и в волосах, кудельки, накрученные на плойку! Всё как у кукол из музеев. Да, все костюмы в целом выглядели так, будто я смотрю на старые открытки или на книжку с картинками 20-ого века. Чудесная атмосфера! А как они сидели сзади на скамье во время других соло? Ножка к ножке, ровная натянутая линия!
Я повторюсь, что каждый танец был характерным. У каждой куклы свои движения и характер, поэтому балет оказался наполненным эмоциями. Кланяющийся господин, который оказался очень высоким (даже выше на голову Николая Максимовича!) смотрелся очень комично.
А вот Зайка-барабанщик оказалась такой уютной, что была похожа на настоящего плюшевого зайца по настроению. Чудесные движения палочками, улыбка и взгляд ребёнка просто растопили моё сердце.
Следом поражают Капризная кукла и Бебе. Клянусь, на соло первой я ждала характерного щелчка глаз, как у старых кукол. Настолько она явно перенесла эти движения на сцену. А вот на втором танце были даже слова куклы! Причём это были те самые звуки, что может издать старинная кукла, слегка приглушённые.
Дуэт Арлекина и Полишинеля заставил пробежать табун мурашек по моей коже. Все вращения, прыжки и шаги были синхронными. Как они друг друга ловили взглядом, я не представляю, но то, что это было мастерски сделано я знаю точно! В какой-то момент я задумалась, а точно ли танцуют ученики, а не давно уже профессиональные артисты? Это был один из лучших танцев второго балета, который я бы очень хотела пересматривать, но, увы, он останется только в памяти. Я правда удивилась тому, как были сделаны наклоны и сольные прыжки, как всё это было гармонично и легко. Хотя я осознаю, что держать такие линии — тяжёлый труд.
Конечно нельзя обойтись без кукол разных национальностей. Элегантная французская кукла с флагом, своенравная испанская с кастаньетами, открытая тиролька, аккуратная китайская кукла с зонтиком и загадочная японка с большим веером. Ну, и дуэт русских кукол вновь за сегодняшний вечер навеял мысли о балете Моисеева. Каждый танец заставляет улыбаться и восхищаться характерами представленных персонажей.
Дети в этом спектакле — это настоящая отрада для глаз. Эти маленькие артисты держали расстояния (вспоминаю тут взрослых танцоров Большого, которые грешат тем, что линии и расстояния плывут) и играли очень милых солдатиков и куколок. Нельзя не улыбнуться, глядя на них. Уверена, что многих из них ждёт прекрасное будущее и в скором времени, как и старшие танцоры, они будут радовать нас уже сольными танцами в этой постановке.
Главным танцем конечно является чудесное трио Феи и двух влюблённых Пьеро. Как ребята играли! Это настоящий восторг! Мышцы на лице работали, выдавая эмоцию за эмоцией, а о танце я вообще молчу. Это просто было великолепно! Вот они вышли с цветком, который забирают друг у друга, чтобы подарить Фее. Вот Фея уходит к одному, потом к другому. То один тянет Фею, а соответственно и другого Пьеро, то другой делает тоже самое. И это так искренне и непосредственно, словно наблюдаешь за совсем юными мальчишками. Да, жесты гиперболизированы, но это же балет, причём роль кукол! Именно поэтому так прекрасно смотрелась широкая траектория руки до щеки, чтобы показать Фее, что нужно поцеловать в щёку (а на это она так аккуратно качала пальчиком, что я готова была завизжать от восторга). Забавным выглядел момент, когда сначала один, потом другой смотрели в свои ладони, куда якобы Фея что-то положила... а потом оказывалось, что там ничего. Мило было, когда во время фуэте один демонстративно загибал пальцы, а второй очень элегантно хлопал. И все эти жесты дополнялись прыжками, вращениями и поддержками. От меня браво и огромная благодарность педагогам, которые научили ребят этому искусству. И кончено спасибо самим артистам, которые работали для этого!
Финальная кода опять заставляет покрываться мурашками и восхищаться студентами академии. Именно в этот момент я поймала себя на мысли о том, что не зря всё-таки вечер называется "Виват, академия!" Действительно, уровень подготовки поражает и заставляет верить в то, что русский балет действительно самый красивый и настоящий.
Было грустно расставаться с этим вечером, так как прошёл он слишком быстро. На одном дыхании два балета и осознание того, что это всё, приходит только тогда, когда после финального аккорда погас свет, унося картинку праздника в темноту.
Я безумно рада, что смогла попасть в этот день в Зарядье, так как я получила отчасти детские эмоции восторга и эстетическое удовольствие от постановок. Плюс, я точно знаю, что на летние концерты, если таковые будут в Москве, я просто обязана взять билет и вам настоятельно советую! Просто ещё раз хочу увидеть эту красоту, которая создаётся в стенах великой академии русского балета имени А.Я. Вагановой.