Бывают "группы одного хита", "писатели одной книги", а есть и "режиссёры одного фильма". О таковых сегодня и поговорим. Наверное, надо сделать необходимое предисловие о том, что на вкус и цвет товарища нет и т.д., но... я всё-таки постараюсь быть объективным.
Среди режиссёров, о которых я буду говорить, есть и очень даже неплохие, если брать творчество в целом. И всё же среди этого творчества есть один фильм, который стоит особняком, возвышаясь над остальными.
И как всегда, пишу лишь о том, что видел сам, и о собственных впечатлениях.
1. Курт Уиммер
"Эквилибриум" 2002 года - культовый фильм, хотя и глубоко вторичный. Американец Уиммер (не только режиссёр, но и автор сценария) никакой Америки не открыл, а всего лишь соединил антиутопию а ля "1984" с эстетикой гонконгских боевиков. Даже знаменитое ган-ката он не сам придумал, а подсмотрел у Джона Ву (дав этому боевому стилю псевдонаучное обоснование). Всё это не отменяет факта, что в своём жанре фантастического боевика-антиутопии "Эквилибриум" нечеловечески хорош.
До "Эквилибриума" был сносный боевик "Этакий крутой [упс!]" (цензура Дзена не дремлет), после него - "Ультрафиолет", представляющий собой ухудшенную версию того же "Эквилибриума", и многострадальный, местами неплохой, но в целом - унылый ремейк "Детей кукурузы".
2. Уве Болл
Имя немца Уве Болла стал синонимом неудачных экранизаций компьютерных игр: от посредственных, но смотрибельных ("Бладрейн", "Постал"), до невыносимо убогих ("Один в темноте", "Бладрейн-2,3"). Герр Болл пытался и драмы снимать, но все эти "Стоики", "Дарфуры", "Тоннельные крысы" и "Максы Шмелинги" получились местами банальными, местами скучными, но в целом - никакими. Ругать, вроде, не за что, хвалить тоже. Невыдающееся кино...
...Чего не могу сказать о "Неистовстве" (оно же "Ярость"). Суровая драма об огнестрельном бунте простого обывателя против системы, в финале ВНЕЗАПНО превращающаяся в историю грандиозной аферы. Уникальный случай, когда фильм маэстро Болла меня заинтриговал: было реально интересно узнать, что там будет дальше. И юмор неплохой: особенно сцена, где герой заходит в гости к старикам, играющим в бинго.
Затем Болл по своей привычке присобачил к "Ярости" парочку сиквелов, а потом забабахал ещё несколько фильмов на тот же сюжет: раз работает - надо пользоваться! Эх, да если бы всё было так просто...
3. Робин Харди
В 1973 году британец Робин Харди снял великий фолк-хоррор-мюзикл "Плетёный человек". В 2011 году - не то вялый сиквел, не то чахлый ремейк "Плетёное дерево". Где-то между ним был триллер "Сказочник", не сказать, чтобы плохой - скорее, странный. Вот и вся кинокарьера, хотя лучше бы Харди остановился на первом фильме. Он прекрасен.
"Плетёный человек" вдохновил создателей множества фильмов о маленьких деревнях и жестоких культах: "Таинственный лес", "Солнцестояние", "Типа крутые легавые"... а вот ремейк с Николасом Кейджем лучше не вспоминать.
4. Винченцо Натали
В 1997 году канадец Винченцо Натали прогремел малобюджетной научно-фантастической головоломкой "Куб": шестеро актёров, всего одна декорация... культовая слава, два сиквела, японский ремейк и множество фильмов-подражаний, где герои ищут выход из очередного лабиринта.
Потом были запутанный киберпанк-детектив "Кодер", странноватая "Пустота", по-своему неплохая "Химера". Ужастик "Лимб" я уже досматривал с некоторым трудом. Экранизацию Кинга "В высокой траве" и вовсе не смог осилить. Ещё были сериалы разной степени удачности. И - ничего, что можно было бы поставить в один ряд со скромным шедевром, каким был первый фильм Натали.
5. Нил Бломпкамп
Как и в случае с предыдущим режиссёром, первый фильм гражданина ЮАР Нила Бломпкампа "Девятый район" впечатлил публику своей свежей концепцией: на Землю в очередной раз прилетели инопланетяне, но не стали ничего завоёвывать, а поселились среди землян, вызывая у последних недовольство: мол, понаехали поналетели тут. (А фильм "Чужая нация" 1988 года тут как бы и ни при чём, ну да ладно: таланты подражают, гении крадут.) Правда, в финале неординарная сатирическая драма превратилась в банальный боевик, но общей картины это не испортило.
Дальше были "Элизиум: Рай не на Земле" и "Робот по имени Чаппи", местами неплохие, но по уровню на порядок ниже "Района" (у "Чаппи", кстати, тоже есть прочно забытый сюжетный предшественник - "Короткое замыкание" 1986 года). Множество короткометражек - точнее, набросков для будущих полноформатных фильмов. И наконец нечеловечески банальный и унылый хоррор о виртуальной реальности "Демоник" продемонстрировал, что Бломпкампу уже нечем удивить зрителей. Фильм про Чужого, который в своё время хотели поручить этому режиссёру, так и остался нереализованным... Может, оно и к лучшему.