Найти тему
Снеговик с гармошкой

"Куб": стильный технотриллер четверть века спустя (и его сиквелы)

Оглавление

Очередная кинофраншиза, о которой хочу поговорить. Насчитывает всего три фильма, из которых обязателен к просмотру только один. Зачем сняты остальные два - до сих пор не понимаю. То же самое могу сказать о ремейке, который на днях вышел в Японии, хотя ещё не видел его. Зачем переснимать во всех отношениях идеальный фильм?

1. "Куб"/Cube (1997)

Минималистический шедевр, снятый за 20 дней помощью семи актёров, одной-единственной декорации и чутка компьютерной графики. Он неплохо сохранился, даже спустя почти четверть века.

Сюжет: несколько незнакомых друг с другом людей просыпаются и обнаруживают себя внутри странного сооружения, состоящего из одинаковых квадратных комнат, соединённых люками. На каждом люке - цифры. Внутри некоторых комнат - ловушки. Время, что называется, пошло.

Пока наши герои пытаются выбраться из этого лабиринта, выясняются разные интересные вещи: во-первых, все эти комнаты составляют гигантский Куб. Во-вторых, цифры на люках указывают на наличие ловушек, надо только суметь правильно всё вычислить. И в-третьих, комнаты постоянно перемещаются относительно друг друга, как в головоломке. Но главная опасность для запертых внутри людей - это сами люди. И не удивительно, что некоторые из них сходят с ума и превращаются в монстров.

"Куб" получил множество наград, был растащен на цитаты (лазерная сетка в фильме "Обитель зла", пирамида-головоломка в "Чужом против хищника"), породил множество подражаний. В интернете (и на Дзене тоже) можно найти статьи о некоем "тайном смысле" фильма. Хотя по мне так не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате. "Куб" - идеальный триллер о противостоянии людей и некоей безликой, бездушной машины (системы, если угодно).

Тем обиднее, что режиссёр Винченцо Натали так и не снял ничего столь же гениального. Хитро закрученный киберпанк "Кодер", очень странная "Пустота", вполне достойная "Химера", по-своему интересный "Лимб", но... "Всё это не то, не то и не то!", как говорил один из персонажей Аркадия Аверченко. Последнюю полнометражку Натали под названием "В высокой траве" даже досмотреть не смог.

По крайней мере, Винченцо не имеет отношения к сомнительным сиквелам "Куба".

2. "Куб 2: Гиперкуб"/Cube 2: Hypercube (2002)

-2

Создатели сиквела решили напрочь отказаться от интеллектуальной составляющей напрочь. Наверное, чтобы у зрителей мозги не кипели. Тем более, что настоящие математики, отсмотрев первый фильм, нашли в нём кучу профанаций, откровенных математических просчётов и искренне посмеялись. (Где-то читал, сейчас уже не найду. Тёмная история с этой математикой, тем более, что я гуманитарий.)

Второй Куб - это некое сооружение, существующее в четырёх измерениях. Все законы пространства и времени внутри него нарушены. И снова в центре действия группа людей, которые непонятно как угодили внутрь и теперь очень желают выбраться наружу.

Рецензенты очень любят перечислять, чем второй фильм отличается от первого: появился бюджет, стали более яркими декорации, актёры лучше играют, но вместе с тем исчезла атмосфера страха, клаустрофобии... Да ерунда это всё!

Повторю: в первом Кубе всё было подчинено единой логике, к которой попытались (вполне успешно) приспособиться и персонажи. А во втором Кубе никакой логики нет: герои просто тупо скачут из комнаты в комнату. То кого-нибудь разорвёт искривлением пространства, то мальчик с девочкой устроят горячее свидание, да прямо за этим занятием состарятся и помрут, то сумасшедший сыщик окончательно сбрендит и начнёт жрать людей... Периодически встречают персонажи и собственных двойников из параллельного мира. В двух словах - сюрреализм "для бедных". Зато красочный. Хотя финал я так и не понял.

3. "Куб Зеро"/"Куб Ноль"/Cube Zero (2004)

-3

Любой киносериал рано или поздно превращается в комедию, в самопародию. Иногда - весёлую, в большинстве случаев - унылую. "Нулевой Куб" завис где-то посредине. Прежде чем говорить о сюжете, процитирую слова Винченцо Натали о первом "Кубе":

Происхождение Куба покрыто тайной. <…> И для себя и для людей, с которыми я писал сценарий, было более интересным оставить неопределённость и таким образом дать место для интерпретаций.

Именно тот случай, когда знать подробности ни к чему: что такое на самом деле Куб, кем построен и для чего. Но третий фильм всё-таки отвечает на эти вопросы.

Нам покажут "изнанку" Куба - оказывается, это тюрьма будущего, куда отправляют всех неугодных. Само будущее весьма даже тоталитарно и более всего напоминает (это меня особенно удивило) о фильме "Бразилия" Терри Гиллиама. В особенности карикатурный злодей-госчиновник, одноглазый, с длинными волосами и аристократической тростью. Собственно, все герои этого фильма в чём-то карикатурны. (Хотя комическими элементами был насыщен и "Гиперкуб", но "Нулевой" - особенно).

Покажут нам и сам Куб, и бегающих по нему обречённых людей в робах, которые, как и в первом фильме, перед тем, как залезть в новую комнату, швыряют туда ботинок, чтобы проверить наличие ловушек. И вновь этот способ не всегда срабатывает...

Совру, если скажу, что фильм плох. Скорее - просто не нужен.

Всем спасибо!

Другие обзоры кинофраншиз:

"Дрожь земли".

"Судная ночь".

"Звонок".