Все дети разные, и ко всем нужен свой подход. Для того чтобы ребята были успешны в своем обучении, педагоги Гимназии Сколково стараются использовать разные методики и подходы.
Один из них — педагогическая провокация, о которой не так давно рассказывали Мария Елисеева, руководитель программы начального общего образования Гимназии Сколково, и Мария Супряткина, учитель начальных классов, на вебинаре «Педагогическая провокация как старт исследовательской деятельности».
В нашей постоянной рубрике #smartnotes делимся подробнее, что это такое, какие навыки развивает, и даем несколько примеров, как можно использовать на уроках.
Он был предложен Леонидом Занковым, автором системы развивающего обучения, в начале 20 века, который считал, что создание ситуаций, вызывающих у учеников интерес и желание искать решения проблем, способствует развитию их мышления. По его мнению ребенок должен уметь добывать знания и преодолевать трудности, встречающиеся на этом пути, самостоятельно. Учитель может лишь заинтересовать и направить его. Сам урок проходит в форме дискуссии — ученики могут не согласиться с учителем, затеять спор, в котором выскажут свои аргументы и попытаются отстоять собственную точку зрения. При ответах учеников допускаются любые их ошибки. «Ошибка — находка для учителя», — считал Занков. Это дает учителю возможность понять ход мыслей ребенка и при необходимости направить в нужное русло.
Как и у каждого метода, у педагогической провокации есть свои плюсы и минусы.
Плюсы:
— развивает у учеников критическое мышление;
— развивает способность анализировать информацию и принимать решения;
— развивает способность самостоятельно искать пути решения проблем.
Минусы:
— некоторые ученики могут не справиться с эмоциональной нагрузкой, вызванной провокацией, и перестают участвовать в уроке;
— метод требует от учителя хорошей подготовки и умения правильно оценивать ситуацию и реагировать на возникающие проблемы;
— метод охватывает младшую школу. Детям, воспитывающимся несколько лет на ее принципах, сложно позднее адаптироваться к старшей школе.
Рекомендации для учителя, который хочет использовать метод педагогической провокации, включают в себя следующие шаги:
- Тщательно подготовьтесь к уроку и выберите ситуацию, которая будет вызывать у учеников эмоциональную реакцию;
- Предоставьте ученикам возможность высказаться и поделиться своими мыслями и чувствами;
- Помогите ученикам проанализировать ситуацию и найти возможные пути решения проблемы;
- Обеспечьте безопасность учеников и контролируйте эмоциональную нагрузку на них;
- Оценивайте результаты урока и корректируйте свою методику в соответствии с потребностями учеников.
Примеры провокационных методов:
- Ментальная провокация: постановка провокационных вопросов, например «Чем методика отличается от метода?», для стимулирования аналитического мышления учащихся.
- Лекция-провокация: использование интерактивных методов на лекциях для стимуляции обсуждения и анализа учебного материала студентами.
- Вызов эмоциональной реакции: создание ситуаций, которые могут вызвать эмоциональный отклик учащихся, чтобы стимулировать их активность и учебный интерес.
Как и когда можно использовать этот метод на уроке?
Метод педагогической провокации особенно эффективен в области социальных наук, где ученики должны уметь анализировать и оценивать сложные ситуации.
- Урок физики. Учитель может предложить ученикам обсудить вопросы, связанные с физическими явлениями. Например, можно предложить ученикам обсудить, является ли скорость света постоянной или изменяется в зависимости от среды.
- Урок литературы. Учитель может предложить ученикам обсудить вопросы, связанные с интерпретацией произведения. Например, является персонаж положительным или отрицательным героем.
- На уроке математики можно предложить ученикам решить задачу, которая требует от них анализа и критического осмысления информации. Например, можно предложить ученикам решить задачу, которая требует от них определить, какая из двух предложенных формул является правильной, а на уроке русского языка обсудить, как культурные различия влияют на язык.
Важно помнить, что использование провокационного метода должно быть осознанным и продуманным. Учитель должен быть готов к тому, что ученики могут оспаривать его утверждения, и иметь аргументы для защиты своей точки зрения.
Полезные материалы:
- Вебинар «Педагогическая провокация как старт исследовательской деятельности» (Гимназия Сколково, с 27 минуты)