Речь снова пойдет о русско-японской 1904-05 года. Вернее не о ней самой, а о бизнесе. Для начала "отделим мух от котлет", а, точнее фирму "Holland Torpedo Boat Company" от бизнеса ее создателя Джона Филиппа Холланда, которого к 1904 году из фирмы (им самим созданной) уже "попросили". При этом патенты Холланда оказались переписанными на фирму. Так что изобретатель был вынужден продать свои акции, и на них попытался организовать свой бизнес (о нем чуть позже.
Впрочем, человеку, который "провернул" сию операцию, тоже... (не очень повезло). Адвокат Элиу Фрост ставший фактическим владельцем фирмы достаточно активно продавал наработки Холланда (о серии лодок для американского флота мы уже рассказывали). Потом случился кризис 1907 года, и компания была фактически поглощена фирмой другого компаньона Исаака Райса, который выкупил акции по бросовой цене.
Фрост все же сумел заново заработать состояние юридической практикой, и шесть его наследников уже потирали руки (в ожидании). И тут в 1925 году случился скандал: Фрост оставил все свое наследство женщине с которой он познакомился за год до кончины, весьма огорчив своих наследников, которые пытались оспорить его волю в суде (но безуспешно). Но это отдельная история, не связанная с подводными лодками.
Стремясь заработать еще немного денег на "ситуации" 1904 - 1905 годов, фирма "Holland Torpedo Boat Company" действует точно так же как и ее конкурент "Lake Torpedo Boat Company" (но намного осторожнее). Ну и работали они не с русскими, а с противоположной стороной (японцами) А, виноваты во всем... банкиры.
Немного покажу эту "кухню". Мы уже писали, что с началом событий на Дальнем Востоке русское правительство принимает решение обратиться за денежными средствами на ведение войны к США. Но у некоторых банкиров США против Российской Империи было свое... предубеждение (и для него была объективная причина).
Дабы преодолеть это "предубеждение" было принято решение, что российский агент Министерства финансов в Вашингтоне Григорий Абрамович Виленкин вступит с представителями нью-йоркского финансового мира в объяснения по поводу бесправного положения в России еврейского населения. Поводом для приезда послужило официальное ходатайство вашингтонского кабинета, переданное Ламздорфу через американского посла в Петербурге Мак-Кормика, о снятии запрещения въезда в Россию американским евреям.
Но "Объяснения" не помогли. В истории "Черты оседлости" отчего-то забывается одна важная дата: 11 августа 1904. В этот день вышел "Высочайшій Манифестъ о милостяхъ, дарованныхъ въ день Святого Крещенія Наслѣдника Цесаревича и Великаго Князя Алексѣя Николаевича", но не только он. Вышел ряд законодательных и подзаконных актов, приуроченных к этой дате.
Царский указ от 11 августа 1904 года имел дополнительные разъяснения: "О применении Именного Высочайшего указа 11 августа 1904г. относительно некоторых изменений в действующих постановлениях о правах жительства евреев".
Используя этот (достаточно пропагандистский) ход царское правительство попыталось получить кредиты у главу банкирского дома «Кун, Лэб и К°» Джейкоба Генриха Шифа.
Шиф был одним из лидеров еврейской общины в США, финансировал многие проекты, такие как создание Еврейской теологической семинарии, Хибру юнион колледж, еврейского отдела в публичной библиотеке Нью-Йорка и.т.д. В общем, человек был влиятельный, и имел свои принципы.
В общем, у русской делегации... (не выгорело). На встрече американских банкиров, проходившей в то же время, Шиф произнёс эффектную речь, призывая своих коллег к бойкоту российских займов, в которой, помимо прочего, сообщил, что составил завещание, запрещающее его банкирскому дому кредитовать «антисемитскую Россию» даже после его смерти. Дважды американский банкир Якоб Шифф за свою поддержку Японии во время Русско-Японской в 1905 году был награждён японским орденом Священного сокровища, а в 1907 году — орденом Восходящего солнца. В результате Япония смогла получить 5 займов на общую сумму 535 млн. долларов. Чистая прибыль банкиров составила 29 млн. долларов (проценты и комиссия).
Первый заем был предоставлен Японии весной 1904 г. синдикатом «Кун, Леб энд К°» и «Национальным и коммерческим банком». Выпущенный на общую сумму в 50 млн долл. заем был распределен поровну между Нью-Йорком и Лондоном.
Второй англо-американский заем в 60 млн долл. был выпущен в ноябре 1904 г. Половина этого займа с большим успехом была размещена в Нью-Йорке в течение нескольких дней. Распространение третьего займа в 150 млн долл., выпущенного в марте-апреле 1905 г., превзошло все ожидания. Подписка на него была перекрыта в несколько раз, несмотря на менее выгодные для кредиторов условия (4,5% вместо прежних 6%). В июле Япония выпустила четвертый заем, в распространении которого приняли участие банкиры Англии, США и Германии. В США подписка в четыре раза превысила заранее установленную сумму.
При чем здесь подводные лодки?
Да. все просто: значительная часть суммы первых кредитов за пределы США не ушла. После получения второго займа (в ноябре 1904 года) фирма "Holland Torpedo Boat Company" получила заказ на строительство пяти подводных лодок типа "Holland VIIs" (модификация "типа А" и прототип американских "тип В", которые строились с 1906 года).
Сделка была "спрятана": чертежи были предоставлены фирмой "Holland Torpedo Boat Company" на новую верфь Fore River Shipyard в Квинси (южнее Бостона). Заказ на комплекты корпусов подводных лодок был оформлен на частное лицо, аккумуляторы и электромоторы (115 л.с.) поставляли фирмы Исаака Райса, 240-сильный керосиновый двигатель был уже американским. Теоретически, лодки могли давать 12 узлов надводного хода и 8 узлов под водой (но на практике чуть меньше). Цена такого комплекта составляла 201 тыс. долларов (без транспортных расходов). Таким образом, фирма получила контракт на 1 млн. долларов. Комиссионные посреднику составили 5%, фактические затраты на каждый из комплектов составили 107 тыс. долларов... прибыль посчитать несложно.
С 1905 года доставлялись лодки в частично-разобранном виде в доки «Гокаска» в Иокосуке. Сборка лодок занимала около полугода. Подводные лодки вошли в состав Японского Императорского флота к концу 1905 года, но уже к этому моменту Русско-японская война была окончена. В октябре 1905 года под руководством лейтенант-коммандера Огари Кендзабуро (англ. OgariKenzaburo) был произведен военный смотр. Но ничем особенным лодки не прославились, и были разобраны на металл в 1921 году.