Каждый родитель хочет, чтобы их дети выросли культурными людьми. Как? Есть масса способов. Самый действенный – показывайте пример сами и развивайте в детях любопытство. Не то, которое заставляет подсматривать в щёлочку, а здоровое любопытство к окружающему их миру. Поощряйте в детях вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?» – и не ленитесь отвечать на эти вопросы, даже если их задают вам много раз в день. Читайте статью ниже или в зимнем номере журнала «Семья и школа» [стр. 75].
Обсуждайте с детьми ситуации, при которых ребёнок присутствовал и мог неверно их понять, или не оценить чьего-то важного, доброго поступка. Объясняйте мотивы и причины своих поступков, даже если это очень сложно и порой неприятно, ребёнок – уже личность.
Да, у него мало знаний и опыта, но ваша задача – помочь ребёнку разобраться в окружающем его мире.
Воспитать культурного человека – большой труд, и здесь один из лучших помощников – хорошая книга. Наша подборка сегодня о том, что поможет расширить кругозор ребёнка, поможет получить первые знания об истории, искусстве, правилах поведения. Ведь без этой многогранности личности невозможно воспитать человека образованного и одновременно культурного.
Я. Длуголенский «Вова, кастрюлька и дедушка» (0+)
Цикл из двенадцати небольших историй о правилах поведения, где главный герой – мальчик Вова, у которого есть замечательный дедушка, который не ругает, а ласково и изобретательно учит Вову и его друга Борю правилам поведения в обществе – вежливости, аккуратности и поддержанию чистоты. Книга не оставит равнодушным ребёнка и взрослого, потому что написана с юмором, лёгким слогом, с большим количеством диалогов и примеров. В конце книги есть правила – по одному на каждый рассказ, которые было бы хорошо помнить всем детям и, если честно, многим взрослым тоже...
В. Порудоминский «Моя первая Третьяковка» (6+)
Это, наверное, самая первая книга о художниках, которую можно читать ребёнку и не бояться, что она его утомит или покажется слишком сложной. Замечательная своим лёгким языком, понятными оборотами – она увлекает детей, даже далёких от художественного творчества. В книге автор словно ведёт детей по музею: «Зал № 1», «Зал № 2»... И в каждом таком зале рассказывается об одном художнике или о картине, увлекательно, с использованием историй из жизни художников. Многим детям, например, очень запоминается рассказ о мальчике, с которого передвижник Перов писал лицо центрального ребёнка на картине «Тройка» – трогательный, грустный, но такой светлый эпизод. При этом рассуждения о картинах, сюжетах и художниках не перегружены терминами или непонятными словами – книга читается как художественная литература, но оставляет массу знаний, впечатлений и, главное, большое желание познавать дальше, потому что становится искренне жаль, что книга закончилась. Книгу эту переиздавали несколько раз, но одно из самых лучших – издание 1979 года – и по подборке иллюстраций, и по качеству, и по формату.
Ю. Беляев «Сто чудовищ Древнего мира» (6+)
По большому счёту, это энциклопедия. Но очень занимательная и совсем не толстая. В этой книге собраны действительно сто чудовищ, которые встречались в мифологии разных народов мира, больше всего внимания уделяется, конечно, Древнему миру – Египет, Греция, Междуречье. Эту книгу интересно не только читать, её интересно просто полистать, потому что на всех страницах есть иллюстрации, воссозданные по изображениям или описаниям первоисточников – согласитесь, точка зрения человека XXI века и человека Средневековья на одного и того же Василиска несколько отличается, изображение времён «рождения» таких занимательных «зверушек» ближе к представлениям его «родителей», чья фантазия и суеверия создали это существо...
Так как по формату это энциклопедия, то все существа расположены по алфавиту, о каждом рассказывает большая или не очень статья, есть совсем короткие заметки. Вместе с тем, книга совершенно научная, там нет искажений фактов, они просто донесены до читателей в удобной для восприятия форме. Зачем такая книга? Прежде всего – пробудить интерес. Потому что рассказ о том, как Геракл победил Лернейскую гидру, не каждому ребёнку интересен, но вот само описание этой гидры... Увлекательнейший момент! Во-вторых, такие книги – приобщение к мировой культуре, познание верований Древнего мира, рассказ о представлениях людей того времени.
Данная книга – не единственная у автора, похожие по тематике, но более научные и серьёзные – его «Чудовища древности. 300 чудовищ Древнего мира» и «Зверобоги древности».
П. Бажов «Малахитовая шкатулка» (12+)
Бажов с детства прочно ассоциируется у нас со сказами «Серебряное копытце» и «Медной горы Хозяйка». И далеко не все знают, что его сочинения в виде сказов насчитывают несколько десятков, многие из которых – настоящий кладезь народной мудрости, исторических сюжетов и народных преданий. К сожалению, сейчас многие сказы Бажова переиздаются в обработке, их адаптируют для детей, но с этим утрачивается самобытность слога и даже смысл некоторых преданий. Поэтому лучше поискать издание для взрослых, например, сборник «Малахитовая шкатулка» 1952 года издания. Важно отметить, что книги Бажова, выпущенные в первые послевоенные годы практически не переработаны, в отличие от изданий более поздних. Легко заметить это, сравнивая тексты одних и тех же произведений, у некоторых отличается даже концовка. Из поздних изданий ушёл тот налёт загадочности и некоторой мистики, недосказанности, который есть в оригинале. В первоначальных вариантах больше самобытности, философии простых людей. Поэтому, познакомив ребёнка с «Серебряным копытцем», почитайте ему, когда он станет постарше, «Малахитовую шкатулку» Бажова. Обсудите вместе, объясните непонятные места, помогите понять отдельные эпизоды, но не лишайте ребёнка возможности познать этого самобытного автора без искажений.
В. Солоухин «Чёрные доски» (12+)
Книга о коллекционировании. Или, как сам автор её назвал, – книга о собирательстве. Умная, немного грустная книга о том, как автор случайно заинтересовался русскими иконами и стал познавать их законы письма, традиции, развитие, каноны, как узнал правила реставрации. Автор сам ездил и собирал произведения иконописи по деревням в период, когда икона утратила свою религиозную ценность и воспринималась многими как доска... Доска – чёрная от времени, на которой едва проглядывает изображение. Владимир Солоухин беседовал с людьми и открывал для себя, как народ уничтожал или, наоборот, сберегал сокровища живописной православной Руси. Как одними иконами накрывали бочку с капустой, а другие прятали и берегли от гибели. Параллельно в книге можно узнать, как отличить одну икону от другой, как строится иконостас, какие иконы в каком порядке в нём помещают. Зачем её читать, спросите вы, если мы – люди светские? Потому что книга эта не религиозная, а книга эта, прежде всего, о сохранении культурных ценностей. Читается книга хорошо, написана прекрасным языком, как и другие книги автора, тем более что это художественная литература, которая не требует специальных знаний для понимания.
В заключение хочется сказать, будьте примером сами. Образ культурного человека ребёнок должен видеть не только в книге, но рядом с собой ежедневно и всегда. Потому что культура растёт вместе с детьми, а корни свои она берёт в семье.
____________________________
Материал из зимнего номера журнала «Семья и школа» [стр. 75].
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.