Найти тему

Как разрешить ситуацию травли в школе — советы психолога

Оглавление
Фото: Радио Крым
Фото: Радио Крым

Самый частый запрос, с которым родители обращаются к детским психологам, — травля в детских коллективах. В какой момент возникает травля, что становится её причиной и почему в школьном буллинге психологические травмы получает не только жертва, но и агрессор. Подробнее об этом в эфире “Радио Крым” рассказала детский и семейный психолог Анна Антонец.

ВОЗРАСТ МАКСИМАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ

По статистике, в детских коллективах ситуация травли зарождается, когда школьники достигают 10-12 лет.

“Ярко и активно вся эта история начинается с пятого класса. С 1-го по 4-й классы дети находятся под присмотром одного педагога, который держит руку на пульсе. В 5-м классе дети внезапно получают ощущение свободы, потому что классный руководитель не находится с ними постоянно. Кроме того, растет нагрузка и вместе с тем уменьшается вероятность достичь успеха. А ребята, которые начинают травлю, — это чаще всего дети со сниженной учебной мотивацией”, — рассказала Анна Антонец.

Дети, которые время от времени находятся в ситуации успеха в учебной, творческой или общественной жизни класса, почти никогда не становятся агрессорами, отмечает психолог. Агрессорами становятся ребята, которые желают добиться лидерства и получить ощущение значимости, но не могут сделать это мирным путём.

Кроме того, травля может происходить даже в микроколлективах, например, когда две подружки начинают “дружить” против третьей, унижая и издеваясь над девочкой-жертвой.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ ЖЕРТВОЙ БУЛЛИНГА

Ребенок, который стал жертвой травли в школе, начинает придумывать отговорки, чтобы пропускать занятия, — например, жаловаться на плохое самочувствие. Вместе с этим заметно снижается мотивация к учебе, а на личных вещах школьника появляются царапины, грязь, либо они вовсе пропадают.

“Ребенок может резко начать выбирать другую одежду — ему всё не нравится. Это попытка найти свою роль. Поведение похоже на подростковый переход, но разница в том, что у жертвы травли настроение резко снижается каждый раз, когда предстоит идти в школу, причем внезапное напряжение можно увидеть даже в теле и позах. Также у подростков настроение скачет, а жертва травли постоянно находится в подавленном состоянии”, — отмечает Антонец.

ПОЧЕМУ ПСИХОТРАВМУ ПОЛУЧАЮТ ВСЕ УЧАСТНИКИ ТРАВЛИ

Психологическую травму в ситуациях буллинга получают все участники коллектива, а не только жертва. Например, свидетели травли делают для себя вывод, что лучше не высовываться, чтобы не оказаться на месте жертвы, и часто переносят этот паттерн поведения во взрослую жизнь. Агрессоры либо получают опыт безнаказанности, что впоследствии становится причиной более серьезных ситуаций, либо также боятся оказаться в роли того, кого травят. Жертвы буллинга истончаются психически и часто вырастают неуверенными в себе людьми. При этом могут возникать случаи, когда затравленный ребенок не выдерживает и “взрывается” — в самом лучшем случае уходит из класса или школы, в наихудшем варианте — может покончить с собой или устроить шутинг, желая отомстить обидчикам.

КАК ПОБЕДИТЬ СИТУАЦИЮ ТРАВЛИ В КОНКРЕТНОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Для взрослых, работающих с детьми долгое время, как правило, очевидно, когда школьники объединяются, чтобы травить своего одноклассника. Как только такая ситуация произошла, ей тут же следует придать огласку.

“Агрессоры чаще всего наслаждаются своей безнаказанностью, когда они делают что-то, что слабо можно доказать — нет синяков, нет следов на одежде. Подшучивают, прячут вещи, не говорят, например, о переносе урока. И ребенок-жертва начинает чувствовать себя изгоем. Именно взрослый должен отследить эту тенденцию и поговорить с детьми о том, каким образом они могут взаимодействовать”, — поясняет психолог.

При этом параллельно с разговорами для коллектива, в котором происходит травля, нужно создать ситуацию общего дела — проект или общественное занятие, в котором детям придется объединиться, чтобы решить внешний вызов. Нужно переключить их агрессию и найти ей выход вне коллектива. Классный руководитель обязательно должен взять на себя роль лидера и не играть в демократию, особенно если буллинг происходит в 5-6 классе.

К сожалению, очень часто школьные психологи, которых привлекают классные руководители или родители для решения проблемы, пытаются найти конкретного виновника травли, иногда даже обвиняя в сложившейся ситуации саму жертву — провоцирует, ведёт себя не так, — что в корне неправильно. Поиск виноватого не поможет разрешить ситуацию так, как работа на сплочение коллектива. Потому что даже если жертва покинет коллектив, дети не перестанут взаимодействовать по выученному сценарию и просто выберут новую мишень.

Главные новости Республики Крым и Севастополя читайте на нашем Telegram-канале