Уважаемые и любимые мной книжные блогеры: «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Имхи и омги», «Книжная полка Джульетты», «Книжный мякиш», «чопочитать» – запустили марафон «Подростковые книги, которые полюбят взрослые». Внутри меня, естественно, включился тумблер, который запустил что-то и во мне. Крепился, крепился и решился. Не прочитать, правда, а рассказать. Для начала хотя бы об одном авторе книг для подростков, с чьим творчеством я по-настоящему познакомился не так давно. И почему я не читал Алексина в детстве? Сам не знаю. Добрые люди не подсказали. А зря. Я и тогда любил думать. И сейчас не могу отказать себе в этом удовольствии…
Есть в нашей литературе особый пласт – серьёзные книги для подростковой аудитории. Увы, их крайне редко читают. Дети не читают, потому что задумываться или ещё не научились, или не хотят. За редким исключением. Взрослые – потому что тема взросления мало кому кажется актуальной: что было – то было. А раз уже произошло, то можно и забыть.
Вообще-то, для детей писать намного сложнее, чем для взрослых. Так считалось раньше. То ли дети были другие, с иммунитетом от клюквы. То ли писатели были чуть более требовательны к себе. Сейчас – штампуют серии в неимоверных количествах. Пока дочитаешь серию до конца… «Ходишь-ходишь в школу, а потом – бац! – вторая смена!» – как говорил один киноперсонаж. Словом, взрослеешь вместе с героями любимых книг. Как водится, неожиданно.
Литература подростков в основном развлекает. Естественно, другим развлечениям чтение чаще всего проигрывает. Общение со сверстниками, всё более захватывающие и изощрённые игры, просмотр видео, музыка, интернет-серфинг, «залипание» в смартфоне – это, пожалуй, более интересно. Куда книгам до «ТикТока»! Особенно таким, где думать надо. Разве голова нам для того чтобы думать, а не есть, смотреть или слушать?
Итак, если Вы дочитали до этого места, значит всё-таки тема интересна. Значит, относитесь к немногочисленной группе думающих. Вы – читатель.
Имя Анатолия Алексина большинству знакомо. Вот только читали у него, уверен, далеко не всё. Если вообще читали. На мой взгляд, в позднесоветской литературе в таком жанре, как повесть, это один из самых выдающихся мастеров. Удивляет, что школьная программа как-то обходит стороной этого писателя. Наверное, программа не виновата – дело в людях-составителях. Помню, был когда-то рассказ «Самый счастливый день» в пятом классе. Был и сплыл. Зачем деток напрягать? А то думать будут, рассуждать… Лучше восемь уроков им поставить, закрыв глаза на требования Санпина. Спасибо Базисному плану! Точнее тому, что с ним лично мало кто знаком. Благодарность в духе детей лейтенанта Шмидта: кто такой этот лейтенант, почти никто не знает, но его имя можно использовать в своих целях. Тут точно так же.
Записки Эльвиры (1956)
Повесть написана очень давно. С тех пор много воды утекло. Исчезло с карты великое государство. Изменились жизненные приоритеты. Ценности стали исключительно материальными. Или ещё не для всех?
Героиня повести взросления демонстрирует нам то, насколько велико значение среды. Мама воспитывает дочку определённым образом. Целенаправленно. Из года в год. Чем-то, кстати, это воспитание напоминает историю моего любимого фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К». Как тогда говорили, мещанское воспитание. Как сейчас подразумевают – правильное, жизненно необходимое. Для жизни в мещанской среде. Тогда эта среда была, мягко говоря, не единственная. А сейчас?..
Словом, Эльвира оказывается в чуждой изначально среде. И в окружении новых людей, у которых нравственное, духовное выше материального, ей вначале не по себе. Оказывается, удачно выйти замуж – это не то, что вкладывает в словосочетание «удачное замужество» мама. Мама может ошибаться? Ещё как! Хотя ошибается тот, кто не ушибается.
Эта повесть взросления в чём-то наивна. Правда, начинающий автор уже не мальчик. Тридцать (хоть и с небольшим) лет. Не шутки. А в ту эпоху и подавно.
Раздел имущества (1978)
Это произведение о внутрисемейном конфликте. Пожалуй, повесть больше адресована родителям, а не их детям. Ведь что может ребёнок? Какова его роль во внутрисемейном конфликте? Он движимое или недвижимое имущество? Или что-то большее? Кто-то более важный?
Жизнь, как это часто бывает, неожиданно повторяет сюжет книги. Об этом интересно написал в «Новой московской философии» Вячеслав Пьецух. Кстати, очень жаль, если это имя Вам ничего не говорит.
Да, что я имел в виду под повторением? В повести Алексина рассказывается про «хрустальную» девочку, больную, отстававшую в умственном и физическом развитии. Её бабушка совершила подвиг самоотречения и помогла внучке победить болезнь. Девочка, по сути, была рождена во второй раз. В отличие от моей знакомой, которой с родственниками не так повезло. Да, у них огромные финансовые возможности, но нет и толики той жертвенной любви, какая была у героини повести Алексина. Увы, реальная девочка, судя по всему, так и не сможет выздороветь. Деньги чудеса не совершают. В отличие от по-настоящему любящих людей. Вот где водятся волшебники!
Ночной обыск (1989)
Второе (а может, и первое) название повести – «Игрушка». Скорее имеется в виду кукла героини. Хотя, возможно, и она сама.
Воспитание и внутрисемейные отношения здесь тоже в центре внимания. Правда, есть место и политике. На первый взгляд – антисталинский пафос. На деле – нечто другое. Вот любим мы очаровываться. Сегодня носим на руках какого-нибудь вождя, пестуем какую-нибудь великую идею, а завтра… А завтра к нам приходят с обыском. Хотя мы не преступники, не враги. А наоборот… Кто наоборот? Что наоборот? Лучший друг стал врагом? Открыл своё истинное лицо? Да он его и не прятал. Мы сами всё себе придумали. И его в том числе…
Многие мечтают о порядке, о сильной руке. До той поры, естественно, когда эта рука возьмёт, например, дубинку и погрузит её в них... А она обязательно возьмёт. Потому что может...
Девочка, как положено, играет в куклы. Игры эти вызывают опасения у её мамы. Мол, ведёт себя дочь по отношению к куклам недостойно, унижая не столько их, сколько себя. Мама права. Но не всегда и не во всём. Сама она, такая самостоятельная, сильная, цельная, не более чем кукла в чужих руках. А куклу можно и уронить… Безответная ж. А раз можно – почему б и не попробовать. И кукловод обязательно попробует. И не раз. Он же может.