Найти тему

Выпуск №1. Киль. Постройка модели средиземноморского рыболовецкого судна Gozzo S.Caterina 1759 в масштабе 1:12.

В далёком 2019 году, когда не было проблем с интернет-заказами из европейских стран, я заказал в издательстве Ancre (Франция) комплект чертежей с монографией традиционного средиземноморского рыболовецкого судна gozzo S.Caterina 1759.

Комплект чертежей с монографией
Комплект чертежей с монографией

Адекватно оценив свои силы и временные возможности выделенные для судомоделизма в повседневной жизни, я выделил для себя определенные критерии выбора модели.

Первое - это сложность. Над сложной моделью необходимо работать постоянно. Все время держать в голове сложный конструктив, продумывать последовательность операций, изучать исторические вопросы. Перерыв в месяц и более чреват сложностями с возобновлением работы. Забываются мелочи, последовательности. Много времени уходит на повторное изучение чертежей и настройку на рабочий лад. Поэтому для себя я решил выбрать модель не сложную, но интересную с точки зрения конструктива. Т.к. в мечтах у меня строительство адмиралтейских моделей кораблей, модель лодки для начала подходящий вариант.

Второе - масштаб модели. Я люблю прорабатывать детали. Мелкий масштаб (1:48 или 1:72) не всегда даёт возможность качественно и достоверно выполнить деталь. С масштабом покрупнее проще и интереснее работать.

Третье - внешний вид будущей модели. Безусловно, работа над которой я буду карпеть несколько лет должна приносить мне положительные эмоции. Катерина не сложное, маленькое судно, с простым парусным вооружением, но мощным мореходным каркасом. Веками конструкция этих лодок оттачивалась. Мастерство изготовления судёнышек передавалось от поколения к поколению и дошло до наших дней. В Италии есть потомственные мастера gozzo-строения. Только в наше время они используются больше как прогулочные, а не рыболовные. Проводятся фестивали, которые объединяют любителей этих небольших симпатичных судёнышек.

Фото с сайта https://www.gozzointernationalfestival.com/gallery/
Фото с сайта https://www.gozzointernationalfestival.com/gallery/

Итак, выбор сделан, чертежи на руках, изучены. Пора приступать к работе.

Общий вид модели.
Общий вид модели.

В монографии довольно подробно описан процесс построения модели. Описание дополнено фотографиями не самого лучшего качества. Но принцип понятен, остальное уже дело моих рук.

Постройка начинается с формирования силового каркаса лодки. Силовой каркас в свою очередь состоит из килевой рамки и шпангоутов.

Первым делом изготавливается килевая рамка на которую, в последующем, монтируются шпангоуты в сборе.

Задолго до строительства этой модели я начал заготавливать материал для судомоделизма. Закупал по возможности доски розовой и светлой груши, клёна, а также пилил и сушил материал из своего сада - в основном яблоню. Также заготовил рябину, сирень. Яблоню я заготавливал разных размеров и форм. В судах мало прямолинейных деталей, одна из них киль. В остальном, в большинстве, детали кривые. Разной степени изогнутости. В деревянном судостроении для изогнутых деталей использовали лес с подходящим изгибом ствола, или развилку ствола (в зависимости от конструкции). Чтобы слои древесины шли по линии изгиба.

Я также решил делать изогнутые детали каркаса модели из яблоневых кривулей. Благо заготовлено материала в достаточном количестве.

Яблоневые кривули собственной заготовки
Яблоневые кривули собственной заготовки

Т.к. в процессе естественной сушки заготовки переферийные слои усыхают сильнее, чем сердцевинные, чурку до сушки необходимо поделить попалам, чтобы избежать трещин, которые могут возникнуть в любом месте переферии. И обязательно снять кору, в которой со временем заводятся нехорошие жучки. В половинках заготовок уже существует рабочая плоскость, пласть.

Я подобрал необходимое количество заготовок и выровнял на минифуганке пласть.

Выравнивание пласти
Выравнивание пласти

Затем заготовка распиливается на ленточной пиле по толщине с небольшим запасом.

Распиливание кривуля
Распиливание кривуля

Запас около 0.5 мм необходим для рейсмусования деталей в шлифрейсмусе.

Шлифрейсмус
Шлифрейсмус

Шлифрейсмус бережно, без задиров и сколов, калибрует деталь строго до заданных долей мм.

После этого, копии чертежа переносятся на детали и выпиливаются на лобзиковом станке.

Выпиливание деталей штевней на лобзиковом станке
Выпиливание деталей штевней на лобзиковом станке

Когда детали киля и штевней выпилены начинается самый трудоёмкий процесс, ручная подгонка деталей и сборка килевой рамки в соответствии с чертежом монографии.

-9

Замки между килем и штевнями режутся вручную стамесками и ножом. Вогнутые части подгоняются на барабанной шлифовалке (у меня это маленький барабан на сверлильном станке), выгнутые на дисковой шлифовалке и рубаночком.

Килевая рамка в сборе
Килевая рамка в сборе

Первый элемент будущей модели готов. Теперь необходимо подготовить стапель для дальнейшей сборки каркаса модели!

Но об этом я расскажу в следующем выпуске посвященном строительству модели S.Caterina 1759 в масштабе 1:12.

Здесь сосредоточены все статьи по постройке модели.

Спасибо, что прочитали статью до конца!

Если у вас возникают вопросы или предложения, пожалуйста оставляйте свои комментарии ниже.

Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новый выпуск!

До встречи на канале!