Найти в Дзене
КиноРаритет

Вспомним весёлого дальнобойщика, из которого пытались слепить нового Индиану Джонса

В 80-ые популярность фильмов про лихого археолога, который наперегонки с гитлеровцами носился по экзотическим странам за древними артефактами, была так высока, что повторить успех спилберговский трилогии (тогда ещё трилогии) пытались много. По экранам за сокровищами охотились Аланы Куотермейны и Гвендолины, Джеки Чан отправлялся то в джунгли, то в горы, чтобы найти какую-нибудь реликвию, Роберт Земекис затевал «Роман с камнем» под влиянием фильмов об Индиане Джонсе. Не устоял и Джон Карпентер, который, вообще-то, специализировался всё больше на ужастиках. Правда, своего героя он не стал отправлять куда-то за тридевять земель. Ведь в США хватает экзотики даже в крупных городах. Например, «Маленький Китай» — квартал в Сан-Франциско, где, кажется, азиатов проживает не меньше, чем в самой Азии. Соригинальничал Карпентер и с выбором «сокровища», за которым в фильме «Большой переполох в Маленьком Китае» пришлось побегать по Чайнатауну двум друзьям, разбитному дальнобойщику Джэку и китайцу Ва

В 80-ые популярность фильмов про лихого археолога, который наперегонки с гитлеровцами носился по экзотическим странам за древними артефактами, была так высока, что повторить успех спилберговский трилогии (тогда ещё трилогии) пытались много. По экранам за сокровищами охотились Аланы Куотермейны и Гвендолины, Джеки Чан отправлялся то в джунгли, то в горы, чтобы найти какую-нибудь реликвию, Роберт Земекис затевал «Роман с камнем» под влиянием фильмов об Индиане Джонсе.

В отличие от Спилберга свой «Большой переполох в Маленьком Китае» набил чудесами и мистикой по самую маковку и даже в открывающую фильм сцену вставил
В отличие от Спилберга свой «Большой переполох в Маленьком Китае» набил чудесами и мистикой по самую маковку и даже в открывающую фильм сцену вставил

Не устоял и Джон Карпентер, который, вообще-то, специализировался всё больше на ужастиках. Правда, своего героя он не стал отправлять куда-то за тридевять земель. Ведь в США хватает экзотики даже в крупных городах. Например, «Маленький Китай» — квартал в Сан-Франциско, где, кажется, азиатов проживает не меньше, чем в самой Азии.

Соригинальничал Карпентер и с выбором «сокровища», за которым в фильме «Большой переполох в Маленьком Китае» пришлось побегать по Чайнатауну двум друзьям, разбитному дальнобойщику Джэку и китайцу Вангу. В подземную часть Чайнатауна они спускаются за девушками с зелёными глазами. Оказывается, зеленоглазые красавицы понадобились древнему колдуну, который на кой-то ляд переехал в Америку и теперь желает обрести смертность (ну, надоело старичку столетиями прозябать в полупризрачном теле).

Как справедливо сказано в фильме «Большой переполох в Маленьком Китае», настолько зелёных глаз у азиаток не бывает. Так что, актрисе Сюзи Пай все съёмки пришлось проходить в линзах
Как справедливо сказано в фильме «Большой переполох в Маленьком Китае», настолько зелёных глаз у азиаток не бывает. Так что, актрисе Сюзи Пай все съёмки пришлось проходить в линзах

Увы, «Большой переполох в Маленьком Китае» со страшным треском провалился в прокате (к чему Карпентеру было не привыкать). Считается, что произошло это по двум причинам: из-за того, что вышел в одно время с хитовыми «Чужими» Джэймса Кэмерона и из-за того, что продюсеры не стали вкладываться в рекламу, так и не придумав, как этот безбашенный боевик продвигать. Но, на самом-то деле, есть и причины посерьёзней.

Древнему китайскому дедушке приспичило жениться (Джэймс Хонг в фильме Джона Карпентера «Большой переполох в Маленьком Китае»)
Древнему китайскому дедушке приспичило жениться (Джэймс Хонг в фильме Джона Карпентера «Большой переполох в Маленьком Китае»)

Заполучив большой бюджет размером в 25 миллионов долларов, Джон Карпентер не совсем понял, что с ним делать (он-то привык довольствоваться на порядок меньшими суммами). Наполнив фильм яркими, отливающими неоном декорациями, аляповатыми костюмами и обилием драк, он забыл внятно рассказать историю. Сюжет получился очень сумбурным и каким-то вымученным. Вдобавок, прямолинейным, без особо интересных конфликтов и неожиданных поворотов. Персонажи суется, бегают между несколькими локациями туда-сюда и совершенно не развиваются. К тому же, главный герой будто поменялся со своим напарником — Джэк постоянно попадает в нелепые ситуации, выставляя себя клоуном, а Ванг вместо него совершает все подвиги и побеждает в драках.

В отличие от большинства подобных фильмов герой-американец «Большого переполоха в Маленьком Китае» бесконечно садится в лужи, а геройствуют его азиатские напарники
В отличие от большинства подобных фильмов герой-американец «Большого переполоха в Маленьком Китае» бесконечно садится в лужи, а геройствуют его азиатские напарники

Фильм затевался не только в пику трилогии Спилберга, но и под влиянием двойной моды на «каратэшные» боевики и на «бади-муви» с интернациональными дуэтами. Карпентер попытался внести свою лепту в эти два страшно популярных тогда жанра, но жанровые ингредиенты перемешались в его «коктейле» не слишком удачно. Отсюда и кассовый провал!

«Большой переполох в Маленьком Китае» можно использовать как учебное пособие по пёстрой и аляповатой стилистике 80-х
«Большой переполох в Маленьком Китае» можно использовать как учебное пособие по пёстрой и аляповатой стилистике 80-х

С другой стороны, Курт Расселл — настолько харизматичный актёр, что вытаскивает на себе всю пёструю махину «Большого переполоха». Сегодня, когда мода на кийя-драчунов давно позади, а вычурные спецэффекты карпентеровского фильма выглядят смехотворными, это особо заметно. Самое интересное, что есть в «переполошном» фэнтези-боевике — это Курт Расселл в роли постоянно ворчащего и пытающегося хохмить увальня-дальнобойщика.

В 21-м веке монстры и спецэффекты «Большого переполоха в Маленьком Китае» выглядят крайне наивными
В 21-м веке монстры и спецэффекты «Большого переполоха в Маленьком Китае» выглядят крайне наивными