Восток всегда притягивал европейцев своей экзотикой и непохожестью на то, что они видели ранее. Одним из выражений этого интереса стал ориентализм — направление в искусстве, особенно популярное на стыке XVIII-XIX веков. Восток, в представлении художников, музыкантов и писателей, населяли неведомые животные, под жарким солнцем ходили люди в пестрых одеждах, и среди них обязательно черноокие и черноволосые красавицы. Этот образ дальней стороны не всегда соответствовал действительности, зато получался ярким, чарующим, временами пугающим.
Картина «Игра в шахматы в Индии» художника Анри-Пьера Пика, также известная как «Jeu d'Echecs Indien» (в переводе с французского: «Индийская игра в шахматы»), представляет собой пример ориентализма, однако она стоит особняком в творчестве этого французского мастера.
До создания этой шедевральной работы в 1876 году Пику, по всей видимости, не проявлял особого интереса к Востоку. Как это часто бывает с представителями академической школы, он творил картины на исторические и мифологические сюжеты, а также создавал аллегории и портреты. Ему также заказывали масштабные фрески для церквей, включая работу над часовней Нотр-Дам-дю-Бон-Секур в его родном городе и церковью Святого Роха в Париже.
Посмотрите в галерее работы художника:
Анри-Пьер родился в крупном городе Нанте 27 февраля 1824 года, там же умер 17 июля 1895 в возрасте семидесяти одного года. А получить образование и жить он предпочёл в столице.
Живописец впервые выставил свои работы на Парижском салоне в двадцать три года, а уже через год был удостоен медали II степени за одну из картин. С тех пор он стал постоянным участником выставок и одним из самых модных художников во Франции в середине XIX столетия. У него была огромная студия на бульваре Маджента в Париже. В 1853 году он удостоился очень престижной награды в области искусства – Римской премии. Анри-Пьер и его друзья-художники творили в «новой греческой» манере с элементами рококо.
И вот среди Купидонов мастера, его прекрасных полуобнаженных богинь в античной обстановке, чуть менее прекрасных смертных европейских женщин и библейских и исторических фигур вдруг появилась Индия! И вышла из-под кисти не молодого студента-экспериментатора, пробующего новые техники и сюжеты, а у мэтра. Анри-Пьеру шёл пятьдесят третий год.
Больше работ можно увидеть в галерее:
На упомянутом полотне во дворце раджи разыгрывается партия в «живые шахматы»; эта забава действительно известна с XV века. Роскошный зал в красных с золотом тонах похож на драгоценную шкатулку: повсюду резьба и украшения. Из окон слева проникает мягкий солнечный свет, наполняя помещение теплом. Зал заполнен людьми. На полу расположена огромная шахматная доска, где в клетках сидят женщины и дети, изображающие шахматные фигуры: кони, слоны, ладьи и пешки, а также ферзи и короли, облаченные в золотые наряды, послушно ждут своего хода. Вокруг собрались зрители, внимательно следящие за игрой.
Во время партии все замерли в ожидании следующего хода раджи, который находился в разгаре игры. Одни с увлечением смотрели на властителя, готовые следить за его действиями, в то время как другие задерживали дыхание, опасаясь даже малейшего движения. Видимо, единственные, кто не принимал участия в этой напряженной атмосфере, были дети в костюмах пешек на переднем плане. Они уже выбыли из игры и не обращали на происходящее внимания.
Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!
Раджа играл за черных, точнее, за зеленых, и, кажется, был на пути к победе. Он сидел в глубине зала, его трон освещался лучами солнца, привлекая внимание всех присутствующих. Противник раджи, играющий за красных, не сразу бросался в глаза за многочисленными слугами, стражами, наложницами и гостями. Он расположился в ложе слева, окруженный вельможами, так же ожидая следующего хода, как и все остальные.
Вероятно, Пику в аллегорической форме пытался выразить идею о том, что люди являются лишь игрушками в руках власть имеющих. Размеры картины значительны: примерно 1,9 на 2,8 метра, что позволяет зрителю полностью насладиться великолепной работой талантливого художника.
Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин:
Вклад Анри-Пьера Пику в мировое искусство остаётся неоценимым благодаря его уникальному подходу к творчеству и визионерской интерпретации различных тематик. Его работы отличались глубоким содержанием, эмоциональной насыщенностью и мастерством исполнения, что принесло им признание как в своё время, так и в наши дни. Пику продолжает вдохновлять и восхищать новые поколения, оставляя непереоценимый след в художественном мире.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!