Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 16 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1568. Испанская инквизиция выносит смертный приговор всем жителям Нидерландов
Случай в истории беспрецедентный. В стране проживали 3 млн человек, и всех их надлежало казнить как «закоренелых еретиков». Правда, многие специалисты по истории испанской инквизиции все же сомневаются в существовании именно такого приговора. Но дыма, как известно, без огня не бывает. Причем в данном случае огонь не фигура речи, а способ казни. И пусть в реальности были казнены не 3 млн, а около 19 тыс. жителей Нидерландов, масштабы борьбы с ересью все равно поражают.
Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке, в позднее средневековье распространилась по всей Европе, и за несколько столетий своей «работы» забрала множество жизней. В Нидерландах она была установлена Карлом V в 1522 г., но особый размах получила при его сыне Филиппе II (1556–1598), который был рьяным поборником католицизма. Филипп II в пять раз увеличил количество попов в стране и соответственно инквизиторов. Его политика жестких ограничений, чрезмерных налогов и гонений на богатых купцов вызвала бунт, который перерос в масштабное народное восстание в 1565–1567 годах. Не последнюю роль в этих событиях сыграли доведенные до отчаянья протестанты.
За короткое время восставшие разгромили и сожгли более 5,5 тыс. церквей. Количество изнасилованных монахинь, разбитых икон и статуй, а также разграбленных церковных ценностей не поддается учету — уничтожались не только предметы культа, но и вся документация.
На подавление восстания король отправил в Нидерланды одного из своих лучших военачальников — генерала Альбу. Когда тот выполнил поставленную задачу, Филипп II представил специальный меморандум, в котором говорилось: «За исключением избранного списка имен, все жители Нидерландов были еретиками, распространителями ереси, и поэтому виновны в государственной измене». Инквизиция, полностью согласная с установками короля, оформила соответствующий приговор, и в стране начались массовые казни. Большинство дворян сбежали в Германию. Оставшихся казнили партиями, по предварительно составленным спискам. Так, известно, что первый список был составлен Альбой на 800 человек. Мужчин сжигали на кострах, женщин хоронили заживо. Перед смертью сотни людей подвергались ужасным пыткам инквизиции. По данным историков, в течение своего шестилетнего срока пребывания в Нидерландах Альба лично отдал приказ об исполнении 18 600 приговоров.
1919 год. Постановление коллегии Наркомюста об организации вскрытия мощей святых на территории России
Кампания по вскрытию рак и гробниц с мощами православных святых имела пропагандистский характер и шла в русле декрета от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Началась она в октябре, но только в феврале ее решили регламентировать. Согласно постановлению коллегии Наркомюста, снятие с мощей церковных облачений должно было производиться священнослужителями в обязательном присутствии представителей местных органов советской власти, ВЧК и медицинских экспертов. После оформления протокола вскрытия мощей, подписанного священнослужителями и медицинскими экспертами, к осмотру мощей рекомендовалось привлекать «самые широкие массы». Всего состоялось 63 вскрытия в 14 губерниях, после чего мощи передавались в местные музеи.
За проведением кампании Ленин следил лично. Он выступал за то, чтобы процесс вскрытия мощей не только протоколировался, но и при возможности снимался на кинопленку, дабы всему народу стал виден обман церковников.
«Не нужно никакого издевательства, — говорил Ильич. — Нужен только правильный естественно-научный подход. Показать то, чем были набиты попами эти чучела, показать, что покоилось, какие именно «святости» в этих богатых раках, к чему так много веков с благоговением относился народ и за что так умело стригли шерсть с простолюдина служители алтаря».
Такие фильмы действительно снимались, выходили на экраны, смотрелись народом. Особенно понравился Ленину фильм «Вскрытие мощей Тихона Задонского». Что же увидел в нем вождь революции и другие зрители? Об этом можно судить по его «сценарию» — протоколу, составленному комиссией, которая при вскрытии помимо останков Тихона Задонского обнаружила: «Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди — железный каркас».
1937 год. Запатентован нейлон, перевернувший мир моды и прочно вошедший в повседневную жизнь в разных обличьях
Патент был выдан руководителю экспериментальной лаборатории американской химической компании DuPont Уоллесу Карозерсу. Первое в мире синтетическое волокно он разработал на основе ранее синтезированной им же полиамидной смолы. В том же году, впав в длительную депрессию, блестящий химик-органик в возрасте 41 года покончил с собой, так и не увидев триумфального шествия своего детища по миру.
Изобретение Карозерса оказало колоссальное влияние на развитие химической и легкой промышленности. Первым коммерческим изделием из нового материала стали зубные щетки с нейлоновой щетиной. Еще через два года было налажено производство нейлонового волокна. Трикотажные фабрики стали охотно покупать его для изготовления чулок. Новинка мгновенно завоевала рынок. Нейлоновые чулки раскупались по миллиону пар в день! Правда, во время Второй мировой чулочный бум поутих — весь нейлон шел на прочные и легкие парашюты. Но после все вернулось на круги своя.
Надо сказать, что поначалу нейлоновые чулки были весьма дорогим товаром, и даже считались подарком, который не стыдно преподнести самой королеве. Или, по крайней мере, будущей королеве: в 1947 г. компания DuPont, которой и поныне принадлежит патент на нейлон, в качестве свадебного подарка передала 21-летней принцессе Елизавете сто пар нейлоновых чулок. Ну а модницы, которым «нейлонки» были не по карману, просто… рисовали их на ногах, прочерчивая сзади обычным карандашом линию, имитирующую шов. Впрочем, фирма DuPont постоянно заботилась о том, чтобы ее изделия стабильно дешевели и становились все более доступными.
Пик советской моды на нейлон пришелся на «потепление» 1960-х годов, когда «железный занавес» приоткрылся для импорта западного ширпотреба. В страну хлынули итальянские белые нейлоновые сорочки, которые не надо было гладить, дамские чулки и мужские носки необычно ярких расцветок, японские нейлоновые куртки, плавки и купальники.
«Помню безумие людей, вызванное появлением на рынке нейлоновых рубашек, болоньевых плащей и курток, — рассказывал известный российский модельер Вячеслав Зайцев. — Всем хотелось стать обладателями этого великолепия. Нейлоновые сорочки и дамские комбинашки в жару неприятно прилипали к телу, а при раздевании угрожающе трещали электрическими молниями, но люди терпели ради чувства причастности ко всеобщей моде улицы».
К тому времени, когда советский легпром наконец освоил выпуск изделий из отечественного нейлона, он безнадежно вышел из моды.
1942 год. Заместитель наркома обороны Григорий Кулик осужден Специальным присутствием Верховного суда СССР по обвинению в сдаче Керчи и Ростова
После этого маршал был выведен из состава ЦК партии, лишен наград и звания Героя Советского Союза, а также понижен в звании до генерал-майора.
Своей стремительной карьерой малограмотный Кулик был обязан встрече со Сталиным в 1918 г. под Царицыным. Вождь симпатизировал кавалеристам из Первой Конной, и после кровавой чистки 30-х годов те заняли многие руководящие посты в армии.
Кулик прошел Испанию, потом безуспешно возглавлял советскую артиллерию, за участие в Финской войне получил звание Героя Советского Союза. Но большая война, начавшаяся в июне 1941-го, сразу показала, что полководец он никакой — Кулик не выиграл ни одного сражения.
На фронте он прежде всего устраивал личные дела и, как сказано в приказе народного комиссара обороны от 2 марта 1942 г., «занимался самоснабжением и расхищением государственной собственности, растрачивая сотни тысяч рублей на пьянки из средств государства и внося разложение в ряды нашего начсостава».
После керченского позора Сталин долго сердился, но в апреле 1943 г. добавил экс-маршалу звезду на погоны и дал армию. Но и для армии Кулик оказался малопригодным — уже в сентябре его отстранили от командования и перевели в распоряжении Главного управления кадров. В тылу он поднялся до замначальника управления формирования Красной Армии, но… за «бытовое разложение» и высказывание недовольства по поводу отношения властей к его заслугам был в 1945 г. исключен из партии и отстранен от работы.
В докладной записке от 28 февраля 1945 г. на имя заместителя наркома обороны Николая Булганина член военного совета главка, в котором тогда работал Кулик, сообщал: «Кулик привез с фронта пять легковых машин, двух племенных коров, незаконно использовал красноармейцев на строительстве личной дачи под Москвой. Кроме этого, по сообщению главного военного прокурора, присвоил себе в Крыму дачу с имуществом — мебелью, посудой и т. д. без оплаты стоимости. Для охраны дачи выставил часового — бойца погранотряда Субботина…».
После Победы, летом 1945 г., Сталин дал Кулику последний шанс, утвердив его назначение заместителем командующего Приволжским военным округом. Но Григорий Иванович и там начудил. На новое место службы он прибыл на двух самолетах, один из которых к недоумению встречавших офицеров доставил… корову, к молоку которой якобы привык новый замкомандующего, а также коз, овец, кур и несколько ульев. Освоившись на новом месте, Кулик приказал установить на «кукурузнике» пулемет и стал практиковать необычную утиную охоту: в рабочее время, находясь в подпитии, на бреющем полете гонялся за обезумевшими птицами, поливая утиные стаи длинными очередями.
Узнав о таком досуге бывшего приближенного, Сталин окончательно поставил на нем крест. Скорая проверка показала скверное состояние боеготовности частей округа, после чего командующий Василий Гордов и его заместитель Кулик были сняты с должностей.
Оказавшись на пенсии, друзья-генералы, встречаясь друг с другом, жаловались на судьбу, не стесняясь в высказываниях. Эти разговоры, записанные соответствующими службами, стали поводом к большому уголовному процессу. В 1947 г. 59-летнего Кулика арестовали, обвинили в заговорщицкой деятельности и 24 августа 1950-го расстреляли.
При Хрущеве, в 1957-м, Кулик был посмертно реабилитирован и даже восстановлен в маршальском звании. Но документы о драматической судьбе маршала и подробности его деятельности, не соответствующей высокому званию советского офицера, были рассекречены только в последние годы.
1948 год. В Министерство автомобильной промышленности СССР из Минска отправляется первый образец грузовика «МАЗ-200»
Он был создан на Минском авторемонтном заводе (ныне Минский автомобильный завод). В Москве должны были оценить автомобиль и утвердить решение о его серийном производстве. Эта машина стала родоначальницей целого поколения тяжелых автомобилей, произведенных в белорусской столице.
В августе 1945 г., спустя три месяца после окончания войны, Госкомитет обороны принял постановление № 9905 «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», которым, в частности, предусматривалось на базе автосборочного завода «построить в Минске завод по выпуску большегрузных автомобилей». В конце 1948 г. было завершено строительство первой очереди завода и налажено серийное производство машин. А в 1950-м с вводом в строй второй очереди МАЗа стало возможным не только выйти на проектные мощности, но и превзойти их. Уже в 1951-м завод выпустил 25 тыс. большегрузов против 15 тыс. плановых.
Поражали не только количественные, но и качественные достижения белорусских автомобилестроителей: на МАЗе были созданы машины мирового уровня. Первый в мире 40-тонный самосвал «МАЗ-530» на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 г. был отмечен высшей наградой — «Гран-при».