Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Три знаменитых режиссера: Лайн, Левинсон, Литвак

Оглавление

Эдриен Лайн (Родился 4.03.1941)

«Он слишком вторичен, чтобы его фильмы можно было рассматривать всерьез». «Он великолепный мастер зрелищного кино». Так часто говорят об одном и том же американском режиссере Эдриене Лайне, родившемся, впрочем, в Великобритании.

До своей дебютной картины «Лисы» с Джоди Фостер в главной роли Э.Лайн был заметной фигурой в мире рекламного бизнеса и видеоклипов. Отсюда отточенный ритм монтажа, гармония музыки и изображения, особое внимание к актерской мимике и пластике, клиповый темп его фильмов.

«Флэшдэнс» («Танец-вспышка»), поставленный Эдриеном Лайном вслед «Лихорадке субботней ночи» (1977) Джона Бэдхэма, по сути, представлял собой полуторачасовой клип со всеми полагающимися атрибутами - поп-хореографией, «заводной» музыкой и молодыми, симпатичными актерами в главных ролях. У фильма был внушительный зрительский успех, однако без привкуса подлинной сенсации.

Сенсацией сезона стала следующая картина Эдриена Лайна «Девять с половиной недель» с талантливым дуэтом Микки Рурка и Ким Бэйсингер.

С. Кудрявцев весьма сурово отнесся к этой, по его мнению, эпигонской ленте: «Откровенно позаимствовав основной сюжетный ход из «Последнего танго в Париже», Э. Лайн «пересказал» его вульгарным языком «массового кинематографа».

В самом деле, сходство со знаменитым фильмом Бернардо Бертолуччи очевидно. Однако обвинять Эдриена Лайна в эпигонстве, на мой взгляд, не стоит. Основные сюжетные ходы многих классических произведений искусства тоже не блещут оригинальностью и заимствованы из античных и фольклорных источников, а уж любовная тема борьбы мужского и женского начал только в кинематографе встречалась несчетное число раз...

-2

Разумеется, «Девять с половиной недель» не претендует на глубокие социально-политические размышления о современном мире, ограничиваясь интимной сферой человеческих чувств. Развивая найденное во «Флэщдэнсе» клиповое построение киноповествования, Эдриен Лайн на сей раз отказывается от условности мюзикла. Меж тем, нельзя не заметить, что пластика движений с половиной героев «Девять с половиной недель» - завуалированная хореография, подчиненная причудливому музыкальному рисунку. Отношения между главной героиней, молодой разведенной женщиной, и ее загадочным поклонником, обаятельная двойственность и патологическая непредсказуемость которого превосходно сыграна Микки Рурком, основаны на взаимных провокациях, искушениях и противоборстве садомазохистского толка.

В коктейле сказочных мотивов (к примеру, из «Синей бороды» Шарля Перро), отсылок к шедеврам французской «новой волны» и т.д. Эдриен Лайн отнюдь не скрывает цитатности и стилизованности своей картины, что вообще свойственно эстетике постмодернизма.

Любовная сцена на кухне у холодильника, набитого всяческими деликатесами, решена в манере яркой и броской телерекламы гастрономических новинок: с растекающимся по красивому лицу Ким Бэйсингер алым сладким сиропом и тающими на ее груди прозрачными кристаллами льда. Вместе с тем педалированная стилизация под рекламный ролик, оказывается, вовсе не мешает Э.Лайну и его актерам сохранять психологическую убедительность, лиризм и пряную эротику этой сцены.

Увы, во второй половине фильму, как мне кажется, не хватает дыхания, ощутимы сбои темпоритма, потеря динамичности.

Зато действие «Рокового влечения», поставленного Эдриеном Лайном по крепкому сценарию Джеймса Дернена, подобно морской воронке, которая внезапно появляется среди безмятежного, казалось бы, штиля. Так зрительское внимание неотвратимо захватывает психопатологическая история преуспевающего адвоката Дэна и журналистки Алекс, начинающаяся как простая любовная интрижка, а заканчивающаяся жуткой местью брошенной женщины и кровавой сценой в ванной, снятой не менее эффектно, чем в лучших триллерах Хичкока. Впрочем, «Роковое влечение» вообще тяготеет к хичкоковской стилистике...

Не без основания утверждая, что «это фильм-катастрофа на эротическую тему», Петр Шепотинник убежден, что Э. Лайн «ищет новый способ встряски зрителя, встряски чисто физиологической, действующей на его психику, а не на мораль, на рефлекторные органы, а не на интеллект». Что касается, эмоциональной встряски, которую вызывает «Роковое влечение», тут, собственно, спорить не о чем: триллер без этого уже не триллер. Но вот безразличным к морали фильм, на мой взгляд, назван без серьезных оснований, даже если не принимать во внимание версию многих зарубежных критиков, что картина Э. Лайна - аллегорический намек на смертельную угрозу СПИДа, очевидно, что «Роковое влечение» недвусмысленно выступает в защиту традиций крепких семейных уз. Ведь именно супружеская измена втягивает Дэна, его милую жену (Эн Арчер) и дочь в зловещий водоворот. В сущности «Роковое влечение» в плане «моралитэ» - идеальный фильм «по заказу министерства здравоохранения», в отличие от небрежно слепленных короткометражных поделок об опасностях «случайных связей», наполненный бытовыми и психологическими подробностями, убедительно сыгран: Майклом Дугласом и Глен Клоуз.

Только семейный уют и гармония, основанная на взаимной любви и верности принесет человеку счастье - этот несложный моральный вывод настолько очевиден в «Роковом влечении», что только плохое настроение во время просмотра может заставить сидящего в кинозале этого не заметить.

По мне, так «Роковое влечение» не мешало бы показывать с половиной в паре с «Девятью с половиной неделями», неплохая, вероятно, получилась бы дилогия, с любопытными стилистическими и нравственными параллелями…

Триллер с жуткими фантасмагорическими эпизодами «Лестница Джейкоба», снятый после «Рокового влечения», по стилистике, быть может, близок к раннему Кроненбергу. Жуткие фантомы, преследующие парня, вернувшегося с вьетнамской войны оказываются следствием каких-то сверхсекретных экспериментов... Несмотря на интересный монтаж и динамику действия «Лестница...» не стала хитом проката, и Эдриен Лайн решил взять реванш эротической мелодрамой «Неприличное предложение».

Роберт Редфорд в роли миллионера, предлагающего приглянувшейся ему красавице (Деми Мур) миллион долларов за ночь любви, элегантен, аристократичен и неотразим настолько, насколько ему позволяет его, увы, уже не юношеский возраст. Однако для любителей остросюжетности в «Неприличном предложении», по-видимому, не хватило криминального привкуса в духе того же «Рокового влечения». Для того, чтобы быть мелодрамой для просмотра всей семьёй, фильм Лайна был слишком взрослым. А с точки зрения поклонников горячего кино***са в «Неприличном предложении», вероятно, не было именно «неприличности»…

Уиновед Александр Федоров

-3

Бэрри Левинсон (Родился 6.04.1942)

К 50-ти годам Бэрри Левинсон вошел в десятку самых кассовых режиссеров мира. Но в 40 лет его имя было известно разве что заядлым киноманам. Его фильмы «Ресторан» с Микки Рурком и «Самородок» с Ким Бэйсингер и Робертом Редфордом не принесли ему лавров любимца публики.

Помогла легкая рука Стивена Спилберга. С его продюсерской подачи Бэрри Левинсон взялся за пародию на детективы и триллеры «Молодой Шерлок Холмс» - своеобразную фантазию на тему: каким могло бы быть детство легендарного сыщика, если, бы …

Здесь нашлось место и умелой стилизации под картины о славных добрых временах Англии второй половины XIX века, и уморительной анимации в духе «Гремлинов» Джо Данте...

Но если «Молодой Шерлок Холмс» был поставлен на радость подросткам, то фильм «Доброе утро, Вьетнам» пришелся по душе всем, кто любит синтез драматического и комедийного жанров и способен по достоинству оценить музыкальность, пластичность и обаяние неподражаемого Робина Уильяме («Москва на Гудзоне», «Общество мертвых поэтов»), сыгравшего в ярком импровизационном ключе роль ведущего музыкальной радиопередачи для американских солдат, отправленных в 1960е воевать в Индокитай...

Фильм был тепло встречен в прессе, но настоящий бум вызвал «Человек дождя» - психологическая драма с участием Дастина Хофмана и Тома Круза, получившая самые престижные «Оскары» в конце 1980-х годов.

Бесспорно, «Человек дождя» - актерский фильм, который иногда превращается в соло Дастина Хофмана, с поразительной достоверностью сыгравшего больного аутизмом героя. Вместе с тем многое зависело и от режиссерского умения создать убедительную психологическую атмосферу Действия, композицию вспомогательных линий.

Добротно была поставлена и психологическая драма «Багси», где главные роли сыграли тогда еще не являвшиеся мужем и женой Уоррен Битти и Эннет Беннинг. Барри Левинсон вместе У.Битти создал на экране неоднозначный, в чем-то притягательный образ гангстера Багси, одержимого мечтой построить посреди пустыни город зрелищ и азартных игр Лас Beгас...

Далее Левинсон снял успешную комедию «Игрушки» с Робином Уильямсом в роли забавного чудака, получившего в наследство завод, производящий игрушки для детворы и провалившуюся в прокате ленту «Джимми Голливуд». Однако самой нашумевшей его картиной 1990-х стало эпатажное «Разоблачение» с дуэтом Майкла Дугласа и Деми Мур. Бесспорно, проблемами се****льных преследований на рабочем месте никого не удивишь, но в данном случае всё было перевернуто на 180 градусов. Симпатичная героиня Деми Мур принуждала вступить с ней в интимную связь своего подчиненного в исполнении мужественного Майкла Дугласа...

Киновед Александр Федоров

-4

Анатоль Литвак (5.05.1902 – 15.12.1974)

После окончания философского факультета Петроградского университета Анатолия/Анатоля Литвака решил резко изменить профессиональный выбор. Увлекшись идеями нового революционного театра, он стал посещать занятия Мейерхольда и Вахтангова в театральной школе, играл на сцене, ставил спектакли… Но, как и другой подававший надежды театральный режиссер С.Эйзенштейн, двадцатилетний Анатолий Литвак в конце концов пришел в кино. Его первые фильмы «Татьяна» (1923) и «Сердца и доллары» (1924) стали для него неплохим профессиональным тренингом. Однако, в 1925 году, по-видимому, разочаровавшись в легенде о свободе творчества в стране бесчисленных советов, Литвак эмигрировал на Запад. Курсируя между Берлином и Парижем, он работал в театре, писал сценарии, монтировал фильмы, оттачивал мастерство режиссуры, ассистируя европейским мэтрам…

В 1930 году А.Литвак подписал контракт с немецкой фирмой UFA и снял свой первый западный фильм «Долли делает карьеру» (“Dolly macht karriere”). Но настоящим хитом стал его восьмой европейский фильм – «Майерлинг» (“Mayerling”,1936) – романтическая мелодрама с французскими звездами Шарлем Буайе и Даниэль Даррье. Именно эта картина (в 1967 году Теренс Янг снял ее одноименный римейк с Катрин Денев и Омаром Шарифом) дала ему долгожданную путевку в Голливуд.

В 1937 году А.Литвак по контракту с Warner Brothers поставил свои первые две из 23-х американских картин (кстати, голливудские работы А.Литвака в разные годы не раз номинировались на «Оскар»).

В годы второй мировой войны Анатоль Литвак участвовал в документальном кинопроекте «За что мы воюем?» (“Why We Fight”), снимая ленту под красноречивым названием «Битва за Россию» (“The Battle of Russia”, 1942). В послевоенные годы режиссировал психологические драмы, одна из которых – «Змеиная яма» (“The Snake Pit”, 1948) чуть ли не впервые в мировом кино столь пристально рассказывала о буднях психиатрической клиники…

За свою 30-летнюю голливудскую карьеру Анатоль Литвак работал с такими звездами, как Хэмфри Богарт («Удивительный доктор Клитерхаус»/“The Amazing Doctor Clitterhouse”, 1938), Эрол Флинн («Сестры»/“The Sisters”, 1938), Бэтт Дэвис («Всё это и рай в придачу»/“All This, and Heaven Too”, 1940), Генри Фонда («Долгая ночь»/“The Long Night”, 1947), Барбара Стенвик и Берт Ланкастер («Извините, ошибочный номер»/ “Sorry, Wrong Number”, 1948), Кирк Дуглас («Акт любви»/“Act of Love”, 1953), Вивьен Ли («Глубокое синее море»/“The Deep Blue Sea”, 1955), Юл Бриннер («Анастасия»/“Anastasia”, 1956; «Путешествие»/“The Journey”, 1959)…

Всемирный успех (исключая, СССР, разумеется, где фильм был запрещен для публичной демонстрации) имела его «Анастасия» (Anastasia, 1956). Эта мелодрама была для Ингрид Бергман («Касабланка», «Завороженный») триумфальным возвращением в Голливуд после любовно-творческих «римских каникул» с отцом неореализма Роберто Росселини. Актриса, сыгравшая чудесным образом воскресшую на Западе Великую княжну Анастасию Николаевну Романову, получила за эту роль премию «Оскар», а Анатоль Литвак вновь заявил о себе, как о профессионале высокого класса.

В последние годы своей творческой карьеры Литвак больше любил работать в Европе. Так в 1961 году он экранизировал культовый в ту пору роман Франсуазы Саган «Любите ли Вы Брамса?» (“Goodbye Again”, 1961) – с блестящим актерским ансамблем: Ингрид Бергман, Энтони Перкинс и Ив Монтан. Спустя два года ангажировал Софи Лорен для съемок в криминальной драме под названием «Пять миль до полуночи» (“Five Miles to Midnight”, 1963). А в 1967 году, уже в Британии, поставил ретро-детектив «Ночь генералов» (“Night of Generals”) c Питером О’Тулом, Омаром Шарифом и Филиппом Нуаре…

Последним аккордом карьеры А.Литвака стала изящная экранизация популярной детективной повести Себастьяна Жапризо «Дама в автомобиле в очках и с ружьем» (“La Dame dans l’auto avec des lunettes at un fusil”, 1970). Через четыре года один из самых успешных киноэмигрантов из России ушел в мир иной. Увы, и при жизни, и после смерти Анатоля Литвака на родине о нем почти не вспоминали…

Киновед Александр Федоров