Что сближает изображение войны у Л.Н.Толстого и у русских писателей ХХ века?
Лев Толстой был непосредственным участником военных событий Крымской кампании: он сражался на одной из «горячих точек» обороны Севастополя – четвёртом бастионе. Поэтому слова его героя Андрея Болконского о том, что «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни», несомненно, выстраданы и самим автором.
Вслед за Толстым писатель ХХ века В.Некрасов, участник Великой Отечественной войны, в повести «В окопах Сталинграда» показывает неизбежную на войне смерть не героической, не романтичной, а страшной в своей простоте и обыденности. Вот умирает раненный в живот связной штаба Лазаренко: «…он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может её выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа мелко дрожит. Он хочет ещё что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться и сразу обмякает. Губа перестаёт дрожать». Никаких комментариев к этой сцене автор не даёт, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжают бой. В этой кажущейся простоте и заключена суровая правда о войне, о человеке на войне.
Как сохранить в себе человеческое в бесчеловечных условиях? Ещё один вопрос, над которым размышляет великий Л.Толстой, изображая войну. Юный Петя Ростов никак не хочет видеть врага в пленном французском барабанщике: он говорит ему добрые слова, приглашает к ужину, угощает изюмом. Великодушие к поверженному врагу – удел сильных и мужественных, благородных и смелых. Вот мысль, к которой приводит своих читателей Толстой. Вслед за ним об этом же писал в ХХ веке
В. Кондратьев в повести «Сашка». Герой произведения в бою проявляет отчаянную храбрость – берёт немца в плен голыми руками: патроны у него кончились, а запасной диск он отдал ротному. При этом Сашка вовсе не считает себя героем – на вопрос командира, как это вышло, отвечает просто: «А шут его знает. Дуриком». На допросе немец молчит, и ротный приказывает Сашке вести пленного в штаб. По дороге Сашка думает, что немец не трус, раз не поддакивает на его «Гитлер капут», и великодушно обещает пленному жизнь. Однако комбат, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка же приказу не подчинился: ему нетрудно было бы убить врага в бою, но после данного пленному обещания он не мог поступить по-другому. Вера Сашки в свою правоту, его настойчивость заставляют комбата отменить приказ.
Несомненно, писатели ХХ века унаследовали лучшие традиции русской литературы Х1Х века и продолжили их развитие в своём творчестве.