Различительная способность товарного знака - важное условие для его регистрации, которое заключается в непохожести и оригинальности обозначения по сравнению с другими обозначениями, которые используются на рынке в отношении аналогичных товаров. Чем сильнее различительная способность товарного знака, тем более сильная правовая охрана распространятся на данный товарный знак, тем больше шансов, что ведомство или суд установят сходство до степени смешения в делах, когда такой знак является более ранним. Обозначения, не обладающие различительной способностью, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.
Согласно сложившейся европейской практике, если в знаках элементы, обладающие слабой различительной способностью, являются сходными, сходство до степени смешения знаков вряд ли будет установлено. Но данное дело является больше исключением из правила - элементы в обозначениях обладают слабой различительной способностью, тем не менее, ведомство и суд пришли к выводу, что существует вероятность их сходства до степени смешения.
В конце 2023 года Суд ЕС рассматривал спор между известными производителями конфет из Польши. Стороны спорили о сходстве изображений на упаковках шоколадных конфет со вкусом вишни.
4 марта 2020 года всемирно известный производитель конфет - польская компания Vobro - подала заявку на регистрацию товарного знака ЕС в Ведомстов по интеллектуальной собственности ЕС (далее - EUIPO). Комбинированное обозначение CHERRY PASSION было заявлено для товаров 30 класса, в том числе для шоколадных конфет, кондитерских изделий, пирожных, халвы и т.д.
Спустя два месяца против регистрации заявленного обозначения было подано возражение от имени другого известного польского производителя конфет - компании Mieszko. Заявитель возражения утверждал, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с его более ранним товарным знаком ЕС, зарегистрированным в 2021 году для товаров 30 класса "конфеты, кондтитерские изделия", а значит ему не может быть предоставлена правовая охрана на территории ЕС (ст. 8(1)(b) Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001, отказ в регистрации заявленного обозначения на основе сходства с более ранним знаком).
Отдел возражений пришел к выводу, что знаки разные и сходство до степени смешения в данном случае отсутствует. Mieszko подала апелляцию на решение Отдела Возражений. Апелляционный Совет отменил решение Отдела Возражений и вынес решение об отказе в регистрации заявленного обозначение на основании сходства с более ранним товарным знаком ЕС. В поддержку своего решения Апелляционный Совет привел следующие аргументы:
- товары в заявленном обозначении и охраняемые товарным знаком являются идентичными или сходными;
- словесные элементы "praline", "cherrissimo", "cherry" и "passion" обладают слабой различительной способностью;
- обозначения имеют среднюю степень визуального сходства и низкую степень фонетического сходства;
- приняты доказательства, представленные компанией Mieszko в пользую приобретенной различительной способности более раннего товарного знака в отношении шоколадного пралине с вишневым вкусом и коробок с конфетами с вишневым вкусом среди потребителей на рынке Польши";
- в целом знаки являются сходными до степени смешения.
Компания Vobro обратилась в Суд ЕС.
Суд ЕС напомнил, что вероятность смешения знаков тем сильнее, чем сильнее различительная способность более раннего товарного знака. Знаки, обладающие сильной различительной способностью, пользуются более широкой правовой охраной. Тем не менее, данный фактор не является единственным для установления сходства до степени смешения, оценка вероятности смешения знаков зависит от многих показателей.
При сравнении знаков суд пришел к случающим выводам. Словесные элементы знаков - pralines, cherry, cherrissimo, passion - не обладают различительной способностью или обладают низкой различительной способностью. Они указывают на вид товара, его вкус и сильное чувство наслаждения от потребления товаров. Различительной способностью обладает только элемент MIESZKO, который не имеет смыслового значения в отношении охраняемых товаров.
Но в знаках, которые используются для товаров, продающихся в магазинах на полках рядом друг с другом, более важными, по мнению суда, являются цветовая гамма и изобразительные элементы, чем словесные.
Визуальное сходство - общая композиция и структура знаков очень сходны. В составе обоих обозначений реалистичное изображение вишни, окунаемой в шоколад, справа от которой изображены брызги насыщенных цветов. Изображение вишни, ее размер, общая цветовая гамма в обоих знаках очень сходные. Словесные элементы выполнены одинаковым золотым цветом на фоне фиолетового цвета. Элементы cherry и cherrissimo являются сходными. В целом знаки имеют высокую степень визуального сходства, которая снижается до средней из-за слабых словесных элементов в знаках.
Фонетическое сходство - знаки имеют низкую степень сходства, сходны только элементы cherrissimo и cherry.
Концептуальное сходство - в целом в обоих знаках роль изобразительного элемента - вишни в шоколаде - усиливается словами cherry и cherrissimo, но различие доминирующих словесных элементов MIESZKO и passion ослабляют данное сходство, то есть концептуальное сходство знаков можно считать низким.
В данном деле словесные и визуальные элементы являются сходными, но они обладают ограниченной различительной способностью. Тем не менее, оригинальное исполнение и расположение визуальных элементов и сочетание цветов, которые тоже являются сходными, имеют определенную различительную способность. Именно на визуальные элементы потребители обращают внимание, они всегда оценивают знаки в целом и не обращают внимание на тонкости различий. В целом визуально заявленное обозначение является воспроизведением товарного знака компании Mieszko.
Таким образом, Суд ЕС подтвердил сходство товарных знаков до степени смешения, несмотря на тот факт, что более ранний товарный знак не обладает высокой степенью различительной способности. Более того, суд уточнил, что решение было бы аналогичным, даже если бы Mieszko не предоставила доказательства о приобретенной различительной способности своего более раннего товарного знака ЕС на польском рынке.
Решение Суда ЕС на моем сайте