В отношение культурного плана Шанхай - очень насыщенный город. Очевидно, что он не прочь коллабораций с западными музеями, поэтому здесь можно застать отличные выставки. Мне повезло увидеть в музее искусства Пудун Караваджо и произведения итальянского барокко.
Последние два года я изучала творчество итальянского художника Витторе Карпаччо. Однако Караваджо всегда поражал меня эмоциональной силой своих полотен. Поэтому я стараюсь попасти на его выставки, в каких бы странах или обстоятельствах мне бы ни предоставлялась такая возможность. И вот, стоя на набережной и любуясь ночными огнями Шанхая, я вновь получила приглашение посмотреть на полотна Караваджо - на одном из торговых центров высветилась огромная афиша выставки, включающей произведения художника. Конечно, уже на следующий день я обивала порог музея.
Район Пудун - это противоположная сторона реки Хуанпу. Я отправилась туда на такси, любезно вызванном для меня в отеле. Плата была небольшой, ехать тоже недалеко.
Я приехала рано, но на вход уже собирался народ. Почти все купили билеты на Weibo, мне же пришлось ждать открытия касс и покупать билет там - стоимостью 150 юаней. Она одинакова здесь почти на все музейные выставки. Платила я картой.
В зале на первом этаже экспонировался местный художник, но его картины в стиле Ван Гога производили скорее отталкивающее впечатление. А может, я была слишком настроена на итальянское искусство.
Хотелось бы похвалить организаторов выставки за очень грамотную концепцию ее построения. Она ведет нас к пониманию того, как Караваджо пришёл к своим полотном, откуда он брал идеи, вдохновение и просто знания. Было очень мило наблюдать за реакцией китайцев. Они живо реагировали на картины и, конечно, обсуждали увиденное.
Например, вот это чудесное изображение мальчика итальянской художницы Фонтаны Лавинии сразу наводит на ассоциации к известными изображениями юношей Караваджо (например, «Лютнист»). Несмотря на маленький размер полотна, оно харизматично.
Или работа Гверчино - он же Франческо Барбьери, изображающее Самсона, дающего соты своим родителям. Эта картина обладает определенным магнетизмом, глядя на нее, живо ощущаешь эмоциональность происходящего. Такое ощущение, что ты стал невольным свидетелем этого действа.
Такие же ощущения вызывают многие полотна Караваджо. А вот это произведение Гуэррьэри «Лот с дочерьми» отсылают нас к мастерской передаче света и тени в работах знаменитого художника, которое дало развитию творчества целой плеяды караваджистов.
Ну и, конечно, сам Караваджо. Его работы были выставлены в отдельном зале на красном фоне. Кто знает о бурной жизни художника, вряд ли этому удивится.
«Юноша с корзиной фруктов» - он был гвоздем программы всей выставки. Именно к нему нужно было пробираться долгими лабиринтами экспозиции, иногда почти в темноте. И что там говорить, это гипнотический образ, не важно, что вам здесь больше нравится - реалистично написанные фрукты или аллюзия на красоту, которой суждено процвесть и исчезнуть. Я люблю эту картину. И думаю тысячи и тысячи других, увидевших ее, со мной согласятся. Караваджо был великим чтецом человеческих душ, поймав эмоцию, он умело вплетал ее в свои полотна.
Так что уходила я очень воодушевленной. А вслед мне смотрел чудесный Иоанн Креститель, как предполагается, одна из последних работ этого итальянского гения. Не знаю, насколько все эти полотна запали в китайскую душу, но в мою точно.
На выходе меня, кстати, ждал отличный магазин музейных сувениров, там я приобрела много красоты на память.
Надеюсь, я еще вернусь в этот музей и еще раз где-то да увижу #Караваджо.