Неравенство сейчас отчетливо проявляется уже на уровне школы. С одной стороны, есть рейтинговые гимназии и лицеи, в которых в среднем учатся дети относительно обеспеченных родителей. Не от того, что они умнее. Конечно, нет. Просто у их родителей больше ресурсов — как временных, так и финансовых. К школе надо подготовиться. И независимо от того, что это будет — кружок, курсы, репетитор, такая подготовка стоит денег и времени. Если родители готовят своего ребенка сами, то они в некотором роде тоже тратят деньги, ведь занятия с ребенком — это вполне себе работа.
С другой стороны школьное неравенство отчетливо проявляется благодаря ЕГЭ, а именно в подготовке к нему. Вот, например, цифры, которые приводит “Российская газета” — в 2023 году на подготовку к ЕГЭ родители потратили в среднем от 120 до 200 тысяч рублей на одного абитуриента. Иными словами, минимальный порог входа для тех, кто хочет набрать баллы, достаточные для бюджета в вузе, начинается от 120 тысяч. Большие деньги так-то.
Я уже предчувствую, что в комментариях расскажут, как ребенок почитал правильные книжки, посмотрел правильные видео, порешал пробники с сайта ФИПИ и получил сто баллов. Я не сомневаюсь, что такое бывает. Но таких случаев, дай бог, один на сто тысяч. Всем же остальным приготовить, минимум, 120 тысяч.
И тут школьное неравенство встает в полный рост. Если для Москвы — это одна зарплата, то в регионах очень-очень большие деньги. Некоторые столько за три-четыре месяца зарабатывают. А ведь на них надо жить, семью кормить, коммуналку платить. Какой ЕГЭ, если есть более насущные проблемы. И дети становятся заложниками, с одной стороны, невысокого уровня преподавания в школах (я уже писала, как, например, учат в обычной районной школе), с другой — невозможностью оплатить подготовку к ЕГЭ. И это ужасно. Кошмарная социальная ловушка.
Знаете, что меня поразило, когда я получше узнала Францию и французов, будучи студенткой? Это то, насколько у них классовое общество, не хуже британского, хотя французы за “свободу, равенство, братство”. Во Франции попасть в хорошую школу очень трудно, а в обычной государственной учат плохо. Там, например, месяцами может не быть учителя математики или физики (это информация из первых рук). А в началке иногда могут объединить вместе 1 и 4 классы (у них классы называются иначе, но не суть). В общем с таким подходом несложно догадаться, кто у них сдает BAC (аналог ЕГЭ) на высокие баллы. Конечно, дети из хороших школ. И похоже, что мы сейчас движемся в этом же направлении.
Конечно, хочется сказать, что родители сами виноваты. Устроили ажиотаж вокруг ЕГЭ, спрос вырос, вот и предложение подтянулось и репетиторы выставили такой высокий ценник. Зачем родители вообще столько платят, ведь проще скопить денег и сразу поступить на платное. Но тут есть сразу две проблемы. Первая — стоимость платного обучения в хорошем вузе. За 4-5 лет обучения придется выложить 1,5-2 миллиона рублей. Загляните на сайте МГУ или ВШЭ, посмотрите, какие у них расценки — 300-400 тысяч в год. Намного дешевле оплатить подготовку к ЕГЭ и поступить на бюджет.
Второе — а как ребенок будет учиться на платном, если у него нет достаточной школьной базы? Его после первой сессии отчислят. Была же недавно история про парня, который по льготе с минимальными баллами ЕГЭ поступил в МФТИ. Долго он продержался? То-то же. А подготовка к ЕГЭ (если репетитор профессионал) позволит многие пробелы в образовании закрыть.
Понятно, что многие семьи не могут позволить себе не то что платное образование в вузе, но и подготовку к ЕГЭ. Социальная ловушка для их детей захлопывается. Школа становится местом, где взращивается неравенство. Оно именно в этом выражается, а не в том, что у кого-то кофточка или джинсы дороже. Не одинаковую форму надо вводить, а выравнивать уровень школьного образования. Причем, выравнивать со знаком плюс. То есть слабые школы подтягивать, а сильные не трогать. Ну и перестать школы закрывать, особенно сельские. А то в России уже храмов больше, чем школ — 41,9 тысячи против 39,9 тысячи. Это, если что, данные Росстата и РПЦ за 2023 год.