Найти тему

ОТКРОВЕНИЕ (ч.7): “ДОКОЛЕ, ВЛАДЫКА?”

(Откровение 1:1-8)

Не было для иудеев радостнее предания, чем рассказ о том, как Бог вывел их отцов из Египта Своею “силою великою и рукою крепкою” (Исх. 32:11). Находясь в рабстве у египтян, израильтяне взывали к Богу. Бог “услышал вопль” их (Исх. 3:7) и был тронут. И вот однажды в пустыне Моисей, стоя перед горящим кустом, услышал эти удивительные слова:

“Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова… Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед... И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их египтяне” (Исх. 3:6-9).

Когда я работал над вступительными словами Откровения, меня поразило сходство между угнетением израильтян фараоном и гонением христиан при императоре Домициане. Ответ Бога на отчаянные призывы израильтян был удивительно схож с Его ответом на горячие молитвы преследуемых христиан.

Христиане взывали к Богу о помощи. В главе 6 мы читаем об “убиенных за слово Божие” (6:9). Они кричали громкими голосами: “Доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?” (6:10). Эта страстная мольба звучит вместе с “молитвами всех святых” (8:3; см. также 5:8; 8:4), пребывавшими “в скорби” (1:9). Христиане, должно быть, недоумевали, скоро ли отзовется Бог, как долго им еще ждать возмездия. Откровение - это ответ Бога на их вопросы, высказанные и невысказанные. Тогда, в пустыне Бог принес утешительную весть Моисею; теперь, на острове Патмос Он принес слова утешения Иоанну.

В этом уроке мы изучим первые восемь стихов Откровения. На первый взгляд, эти стихи кажутся просто вступлением к книге, и у нас может появиться искушение проскочить их не задерживаясь - особенно учитывая то, что мы ранее уже комментировали многие из них. Однако если отнестись к этому более внимательно, мы увидим, что они задают тон всей нашей дальнейшей работе.

“ДОКОЛЕ НАМ ЖДАТЬ, КОГДА ТЫ ПРИДЕШЬ НАМ НА ПОМОЩЬ?”

Книга начинается так:

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел» (Отк. 1:1, 2).

Слово “откровение” - это перевод греческого слова апокалипсис, что значит “то, что открыто” или “то, что сделано всеобщим достоянием”. Мысленно представьте себе торжественный момент, когда сбрасывают покрывало с последнего шедевра великого художника. Ожидание растет; предположения достигли наивысшего накала. Но вот покрывало срывается, и люди ахают, пораженные великолепием картины. Так же торжественно раскрывается в книге Откровение шедевр Божьего утешения.

Книга названа “Откровение Иисуса Христа”. Это может означать Откровение (1) Иисуса Христа или от Иисуса Христа, (2) об Иисусе Христе или (3) и то и другое. В целом же первый стих передает идею того, что это Откровение, которое Иисус передал Иоанну, но книга рассказывает много и о Самом Иисусе.

Следует подчеркнуть следующие три факта, вытекающие из первого стиха: (1) это откровение Иисусу дал Бог; (2) Он дал его ради пользы “рабов Своих” - другими словами, Своего народа (Рим. 6:17, 18); (3) Он дал его, чтобы показать Своим рабам, “чему надлежит быть вскоре”. Греческое слово переведенное как “вскоре” означает “быстро” или “в недалеком будущем”. В ответ на вопль “Доколе, Владыка?” (6:10), Бог отвечает: “Наберитесь мужества; это не будет длиться долго! Я уже спешу на помощь, чтобы спасти вас и наказать ваших врагов!”

Чтобы донести эту весть до Своего народа, Бог использовал целую цепочку откровений. Бог передал весть Иисусу. Иисус послал Своего ангела, чтобы тот передал ее Иоанну (см. 22:8, 16), чтобы последний мог ободрить ею народ Божий.

“Иоанн” - это апостол Иоанн, вероятно, последний из живых апостолов. Он дает читателям свою личную гарантию подлинности послания, объявляя, что он “свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел” (1:2).

Использование Богом ангела в цепочке откровений имеет значение. Когда Моисей был в пустыне, то именно “Ангел Господень” “явился ему в пламени огня из среды тернового куста” (Исх. 3:2). Так и Иоанну был послан ангел сказать, что Бог услышал Свой народ.

Осознавать, что Бог слышит и отвечает Своему народу, - очень важно. В тишине ночи, когда страх одолевает, когда печаль захлестывает, когда кажется, что крик души к Господу поглощает тьма, нам так необходимо помнить слова Пс. 33:16: “Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их”. Псалмопевцу вторит Петр: “Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” (1 Пет. 3:12).

“ДОКОЛЕ НАМ ЖДАТЬ, КОГДА ТЫ БЛАГОСЛОВИШЬ НАС?”

В стихе 3 мы встречаемся с благословением, которое можно прочесть только в книге Откровение:

“Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко” (Отк. 1:3).

Под словом “читающий” подразумевается тот, кто читает Писание на общем собрании церкви. В те дни многие не умели читать и мало кто мог позволить себе иметь собственный экземпляр Писания. Чтобы людям узнать волю Божью относительно того, как им жить, публичное чтение Слова было просто необходимо (Рим. 10:17). Сегодня приобрести Библию не представляет труда, но нам по-прежнему необходимо слушать чтение Слова теми, кто может это делать “внятно” (см. Неем. 8:8).

Стих 3 подчеркивает, что Откровение следует не только провозглашать - его следует слушать и соблюдать. Иоанн настаивает на важности этого, ибо, как он говорит, Откровение - это “пророчество”. Слово “пророчество” подтверждает, что Откровение дано Богом и потому должно восприниматься серьезно. Большинство из нас автоматически думает о пророчестве, как о “предсказании будущего”. Однако обратите внимание на то, что “слова пророчества сего” должны соблюдаться. Как можно соблюдать предсказания? Соблюдают заповеди. Хотя в Откровении содержатся предсказания будущего, слово “пророчество” подразумевает прежде всего “вдохновенное послание”, содержащее заповеди, которые надо соблюдать (ср. 22:7 и 22:12). Книга Откровение богата заповедями, выраженными и прямо, и косвенно. Слушать и соблюдать эти заповеди является обязательным.

Когда Моисей вел детей Израилевых, он наставлял их “слушаться гласа Господа... и внимать заповедям Его” (Исх. 15:26). Если они будут так поступать, то получат благословение (Исх. 23:22). Так и Иоанн сказал гонимым христианам своего времени, что обещания Откровения относятся только к тем, кто сохранит верность (2:10).

Это же необходимо знать и сегодня. Когда к нам приходит беда, Бог не может начать действовать в нашей жизни до тех пор, пока наша воля не подчинится Его воле. Иисус сказал: “Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете” (Ин. 13:17; см. также Иак. 1:22). Если мы хотим получить благословение Бога, мы должны воспитывать в себе отношение, выраженное в прекрасном гимне: “Боже, да будет воля Твоя!”

Для ранних христиан самое воодушевляющее место стиха 3 было там, где говорилось, что “время близко”. Слово “близко” имеет тот же корень, что и слово “приблизилось” в Мк. 1:15: “Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие”. Заявление в Мк. 1:15 не означает, что установление царства отстояло от того времени на тысячи лет. Наоборот, Иисус говорил, что время установления царства, наконец, пришло. Так и апостол Иоанн заверял христиан своего времени, что благословение Божье предназначалось им и тогда, а не через тысячи лет. Гарольд Хейзлип писал: “Церковь, прижатая к стенке и борющаяся за свою жизнь, не нуждается в небесном расписании, говорящем, что произойдет через двадцать веков. Ей необходимо знать, что Иисус Христос присутствует и заботится о ее жизни сейчас”.

Время от времени вы тоже можете чувствовать себя побежденными и одинокими. В таких случаях вспоминайте, что Бог - скорый помощник в бедах (Пс. 45:1-7). Бог был готов благословить христиан, оказавшихся в бедственном положении в I веке. Он также готов благословить и вас!

-2

“ДОКОЛЕ НАМ ЖДАТЬ, КОГДА ТЫ ПРИЗНАЕШЬ НАШИ СТРАДАНИЯ?”

Стихи с 4 по 7 написаны в стандартной эпистолярной форме, характерной для того времени, когда жил Иоанн. В письмах сначала указывались отправитель и получатели письма. Поэтому мы читаем:

“Иоанн семи церквам, находящимся в Асии...” (Отк. 1:4).

“Асия” - это не континент Азия, а римская провинция, находившаяся вдоль западного побережья современной Турции. Семь церквей перечисляются дальше в этой же главе: это общины в городах Эфес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия (ст. 11).

Обычно спрашивают: почему именно эти семь? Ведь в той провинции было больше семи церквей. Мы можем сделать несколько предположений: (1) семь церквей могли быть выбраны в соответствии с тем значением, какое придается в книге числу “семь”; (2) эти семь церквей могли быть расположены вдоль дороги, проходившей через провинцию, и оттуда послание утешения могло распространиться уже по всей провинции; (3) эти семь церквей могли быть избраны по той причине, что они были типичными для церквей того и вообще любого времени.

Более уместен вопрос: почему семь церквей в Асии? К тому времени, когда было написано Откровение, церкви были установлены по всей Римской империи; тогда почему письма были направлены только в церкви Асии? Потому что именно там римские гонения были наиболее жестокими, именно там христиане страдали больше всего. Тому было две причины: (1) в Асии наиболее сильным было поклонение императору. “Культ поклонения кесарю был наиболее распространен в Асии. Асия была плодородной почвой для самых разнообразных культов и мистических учений, и этот культ как нельзя лучше сочетал в себе патриотизм, религию и мистицизм” (Мак-Дауэлл). (2) В Асии наиболее сильным было и христианство. После 70 г. эта провинция стала главным оплотом христианства. Так как христиане яростно сопротивлялись поклонению императору, то конфликт был неизбежен. Основная тяжесть римского наказания пришлась на христиан, проживавших в Асии.

Бог знал, где была нужда. Бог знал, где Его дети страдали больше всего; туда Он и направил Свое утешение. Когда Бог пришел к Моисею, Он сказал: “Я увидел страдание народа Моего в Египте... Я знаю скорби его” (Исх. 3:7). Церкви в Пергаме Он сказал: “Знаю... что ты живешь там, где престол сатаны” (2:13) - где дьявол наиболее силен. Бог - это по-прежнему тот Бог, который знает. Бог знает безутешное сердце. Он знает, когда ваше бремя угрожает сломить вас. Он знает, когда вы уже не выдерживаете и вот-вот сломитесь. “Бог... знает все” (1 Ин. 3:20)!

“ДОКОЛЕ НАМ ЖДАТЬ, КОГДА ТЫ ЗАВЕРИШЬ НАС?”

В письмах того времени далее шло приветствие. “Благодать вам и мир”, - пишет Иоанн (ст. 4). “Благодать” - это незаслуженная милость Бога; “мир” - это результат действия Бога в нашей жизни. Читатели Иоанна, несомненно, жаждали получить заверение в благодати Бога, а их сердцам был необходим Его мир.

Поэтому Иоанн добавляет, что это приветствие:

“...от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его; и от Иисуса Христа...” (Отк. 1:4, 5).

Формулировка необычна, но Иоанн говорил о триедином Боге - Отце, Сыне и Святом Духе. (1) По контексту Тот, “Который есть и был и грядет”, должен быть Отцом, предвечным Богом. (Эти слова иногда относят к Иисусу, но так как Иисус назван в стихе 5, в данном случае они должны относиться к Отцу). (2) “Семь духов, находящиеся пред престолом Его” должны означать Святого Духа. Поскольку существует только “один Дух” (Еф. 4:4), то “семь” надо понимать здесь в символическом значении “совершенства” или “священной полноты”. Фраза “семь духов”, возможно, указывает на способность Святого Духа выполнять волю Бога в совершенстве. (3) Список “Троицы” завершается именем Сына: “Иисус Христос”.

То, как Иоанн описал Бога Отца, должно было оказать сильное воздействие на его читателей. Когда Бог велел Моисею вывести Его народ из рабства, Моисей возразил: “А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им?” (Исх. 3:13). Тогда Бог сказал Моисею: “Я есмь Сущий. Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам” (Исх. 3:14). Слова “Тот, Который” в Отк. 1:4, - это греческая форма от “Я есмь” из Исх. 3:14.

Читатели, знакомые с Ветхим Заветом, не могли, услышав это имя Бога в Отк. 1, не вспомнить сразу же обо всем, что было связано с избавлением Богом Израиля. Они должны были вспомнить, что Бог дал Моисею и Аарону силу сделать великие знамения, чтобы доказать фараону, что они действительно посланы Господом. Они должны были вспомнить десять казней, которые поставили могущественный Египет на колени - начиная с той, когда вода превратилась в кровь.

Это было заверение гонимым христианам, что Бог, не испугавшийся фараона, не испугается и кесаря. Бог, избавивший Свой народ в прошлом, может избавить Свой народ и теперь, ибо вся власть по-прежнему у Бога. Это также заверение и нам с вами: Бог может избавить нас от наших проблем. Наш Бог - это Бог, “Который есть и был и грядет”!

-3

“ДОКОЛЕ НАМ ЖДАТЬ, КОГДА ТЫ ПРОЯВИШЬ ВЛАСТЬ?”

Когда Иоанн называл Отца, Сына и Святого Духа в стихах 4 и 5, он потому назвал Сына последним, что оставшаяся часть главы посвящена Иисусу. Иоанн переносит акцент на Иисуса, сказав вначале, кто Он есть:

“...Который есть Свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка царей земных” (Отк. 1:5).

Каждое из этих слов подобрано так, чтобы утешить читателей Иоанна:

“Свидетель верный”. Всю Свою жизнь Иисус неуклонно свидетельствовал волю Бога (Ин. 3:32; 18:37), однако здесь имеется в виду большее. Употребленное здесь греческое слово переводится и как “свидетель”, и как “мученик”, то есть это свидетель, за свое свидетельство умерший насильственной смертью. Иисус был преданным свидетелем “до смерти” (Фил. 2:8).

“Первенец из мертвых”. Тело Иисуса не осталось в могиле. Он победил смерть, став первым, кто воскрес, чтобы никогда больше не умирать! Он сказал тем, кому угрожала смерть: “И живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти” (ст. 18). Христиане получили заверение, что они воскреснут (1 Кор. 15:54-57)! (“Первенец” не предполагает, что Иисус был сотворенным существом, как утверждают свидетели Иеговы*).

“Владыка царей земных”. Через сорок дней после Своего воскресения Иисус вознесся на небеса, где воссел по правую руку от Бога. Там Он правит, как “блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих” (1 Тим. 6:15; см. также Отк. 19:16). Кесарь не был правителем мира; правил Иисус - и Он готовился наглядно показать эту истину!

Объяснив, кто есть Иисус, Иоанн тут же начинает воспевать Ему хвалу:

“Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь” (Отк. 1:5, 6).

Иоанн напоминает своим читателям, что Иисус сделал для них.

Он возлюбил нас. Греческое слово, переведенное “возлюбившему”, стоит в настоящем времени, что указывает на продолженность действия (в Современном Переводе: “Он любит нас”). Придя на землю и умерев на кресте, Иисус проявил любовь и продолжает ее проявлять, храня и защищая нас. Эта чудесная истина укрепляла христиан, смотревших в лицо смерти (Рим. 8:36, 37).

Он омыл “нас от грехов наших Кровию Своею”. В предыдущей фразе в тексте оригинала использовано настоящее время, указывающее на продолженность действия. Слово же “омывшему” на греческом стоит в аористе, указывая на единичное действие в прошлом. Этим единичным действием была смерть Иисуса на кресте! Благодаря тому, что Он пролил Свою кровь за нас, бремя вины было снято с наших душ (Рим. 5:9; Еф. 1:7; Кол. 1:20; 1 Пет. 1:18, 19; 1 Ин. 1:7). Он освободил нас!

Он сделал “нас царями и священниками Богу и Отцу Своему”. Тут мы вновь возвращаемся к языку книги Исход. Бог дал израильтянам такое обещание: “...Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то... будете у Меня царством священников и народом святым” (Исх. 19:5, 6). Спустя полтора тысячелетия это обещание исполнилось в духовном Израиле, церкви (Гал. 3:29; Рим. 2:28, 29; 1 Пет. 2:9). Все христиане - священники; от нас ожидают духовных жертвоприношений Богу (1 Пет. 2:5; Евр. 13:15; Рим. 12:1). Однако мы больше чем священники; мы - царственное священство. Мы часть царской семьи!

Вспомните отличительные черты Иисуса, и вы увидите, что ни на небесах, ни на земле нет ничего, что бы не было Ему подвластно. Мы должны вместе с Иоанном воскликнуть: “Ему... слава и держава во веки веков! Аминь” (ст. 6; см. Дан. 7:13, 14)!

“ДОКОЛЕ НАМ ЖДАТЬ, КОГДА ТЫ НАКАЖЕШЬ НАШИХ ВРАГОВ?”

Иоанн изобразил Иисуса Верным, Воскресшим, Правящим, Любящим и Прославленным. Сразу после этого Иоанн заявляет, что Иисус “грядет”:

“Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь” (Отк. 1:7).

Это утверждение лишает какого-либо основания заявление свидетелей Иеговы* о том, что в 1914 г. Иисус вернулся тайно и невидимо.

Робертс писал: “Невозможно отрицать то, что [это] обещание имеет прямое отношение ко второму пришествию”. Затем он добавляет, что в данном контексте обещание нельзя сводить только к этому. Символ пришествия Бога в облаках, чтобы наказать неправедные народы, проходит через все Писание (см. Ис. 19:1 и Иез. 30:3, 4). Христианам, стенающим под пятой Рима, необходимо было знать, что Господь собирается немедленно сделать что-то для наказания их гонителей. Иисус заверил их словами: “Скоро приду” (см. 2:5, 16; 3:11; 22:7, 12, 20).

Когда Он придет судить Римскую империю, повсюду распространятся скорби. В ст. 7 сказано: “Возрыдают пред Ним все племена земные”. В Откровении под “земными племенами” подразумеваются нехристиане. Как отмечает Хендриксен, “это рыдание не раскаяния, но безнадежности”. Те, кто преследовал христиан, будут рыдать, как рыдали египтяне, когда погибли их первенцы (Исх. 11:6). Те, кто причинил боль народу Божьему, пожнут то, что посеяли - в двукратном и трехкратном размере!

Следует подчеркнуть еще раз, что обещание, содержащееся в ст. 7, имеет, пользуясь выражением Робертса, прямое отношение ко второму пришествию. Все земные “пришествия для суда”, о которых сказано в Писании, указывают на одно, главное, Второе Пришествие, когда, наконец, все люди предстанут перед престолом Бога и Его судом - на тот кульминационный момент, когда воздастся за все зло. Ничто не успокаивало ранних христиан больше, чем мысль о том, что Христос вернется! Это успокоит и вашу душу, если вы готовы к Его пришествию!

Объявив, что Иисус скоро придет, Иоанн добавляет: “Ей, аминь”. Дословно, он сказал “Аминь и аминь!” Пусть же все собрание скажет: “Аминь!”

-4

“ДОКОЛЕ НАМ ОЖИДАТЬ, КОГДА ТЫ ДАШЬ СВОЮ ЛИЧНУЮ ГАРАНТИЮ?”

В ст. 8 Господь прерывает рассуждения Иоанна:

“Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, - говорит Господь, - Который есть и был и грядет, Вседержитель” (Отк. 1:8).

“Альфа” и “омега” - это первая и последняя буквы греческого алфавита. Мы бы сказали: “А и Я”. Бог есть начало и конец, первый и последний. Фраза “Который есть и был и грядет” идентична фразе из ст. 4, описывающей вечного Бога. Слово “Вседержитель” говорит о силе Бога и провозглашает, что всемогущ Бог, а не кесарь.

Исследователи разделились во мнениях относительно того, кто это говорил - Бог Отец или Бог Сын. Тот факт, что ранее Тем, “Который есть и был и грядет”, был назван Отец, говорит в пользу того, что это Отец. А тот факт, что Иисус позже объявил, что Он “есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний” (22:13; см. также 1:17), оправдывает точку зрения, что говорил Сын. Этот вопрос, однако, не имеет большой значимости. Оба являются частью Божества (см. Кол. 2:9). То, что делает Один, можно сказать, что делает и Другой. И в том, и в другом случае стих 8 является личной печатью подлинности, удостоверяющей, что можно доверить свою жизнь данным обещаниям, потому что так сказал Сущий!

Подобных личных гарантий со стороны Господа до этого не было - но ведь не было и подобных преследований христиан. Христиане в годы жизни Иоанна нуждались в том, чтобы услышать заявление Бога: “Я лично займусь этим”. Вам в ваших бедах, возможно, тоже необходима такая гарантия!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы уже отмечали несколько параллелей между избавлением порабощенных израильтян и гонимых христиан. Можно назвать и другие. Как Бог отправил Моисея и Аарона к фараону, так мы прочтем о “двух свидетелях”, которые “имеют власть над водами - превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят” (11:3, 6). Как Бог заботился об израильтянах в пустыне (Исх. 3:18), так мы узнаем “о месте от Бога”, приготовленном для церкви. Откровение называет это место “пустыней”; там Бог напитает Свой народ (12:6 и 12:14). Как израильтяне шли к земле, “где течет молоко и мед”, так мы идем к городу, где есть “река воды жизни” и земля, где растет “дерево жизни” (22:1, 2) - место, где Бог “отрет всякую слезу с очей их... и смерти не будет уже” (21:4)!

Сейчас, однако, я хотел бы подчеркнуть то утешение, которое могут нам дать первые восемь стихов Откровения - при условии, что мы будем верить содержащимся в них истинам. Однажды два маленьких мальчика обсуждали явление восхода солнца на востоке и захода его на западе. Один мальчик сказал: “Мой папа говорит, что солнце на самом деле не движется. Это земля вращается, а выглядит так, как если бы двигалось солнце”. Другой мальчик подумал немного и ответил: “Я буду верить своим глазам”. Тогда первый мальчик сказал спокойно, но уверенно: “А я буду верить своему отцу”. Если бы мы с вами жили в первом веке и полагались на свидетельство своих глаз, мы бы, возможно, пришли к выводу, что христианство обречено. Благодарение Богу, что многие христиане поверили своему Отцу, а не своим глазам. Их Отец сказал, что они победят, если останутся верными. Они крепко держались этого обещания, и они победили. Да поможет нам Бог верить Ему и сохранять преданность Ему!

*Свидетели Иеговы - околохристианская организация, запрещенная в России за экстремизм.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)