Василий Великий принадлежал к знатному, состоятельному роду, но главное, его предки были верными христианами, которые прошли эпоху гонений. В его семье были и мученики, и исповедники.
Получать первоклассное образование Василий поехал в Афины. В то время это был город-университет, главный центр учености, Кембридж и Оксфорд два в одном. В Афины Василий прибыл вскоре после Григория Назианзина, то есть Григория из города Назианз, – будущего Григория Богослова. Студенты подружились. Благодаря товарищу Василий даже избежал обязательного шуточного ритуала для новичков – похода в баню в сопровождении криков и насмешек товарищей.
Василий и Григорий на всю жизнь останутся лучшими друзьями. И уже тогда, в юности, они стремились к одному и тому же – вместе ходили лишь двумя дорогами: в храм и к преподавателям.
Главное, что они освоили здесь в совершенстве, - это владение словом, риторика. И это поможет им стать великими богословами всех времен.
Окончив курс в Афинах, Василий Великий вернулся на родину, в Кесарию, и пошел работать учителем.Но проехав по Египту, Сирии и Палестине и увидев, как живут великие подвижники, Василий решил во всем им подражать. Он поселился в отдаленных землях своего родового поместья, на берегу реки. Вместе с несколькими иноками он проводил там свои дни в трудах и молитвах. Письмом он вызвал своего друга Григория, и вскоре тот присоединился к аскетической практике. Они питались самой скромной пищей, жили без очага, сами сажали и поливали деревья и обтесывали камни. А главное – постоянно вчитывались в Священное писание.
Тогда, в четвертом веке, к уединенной молитвенной жизни устремились многие. Узнав о подвигах Василия, рядом с ним, на берегах реки Ирис, стали селиться отшельники и возникать монастыри.
Причем, Василий Великий не только стал родоначальником монашества в Каппадокии, но и составил собственное правило для иноческих общин. После возвращения в родную Кесарию Василий принял священный сан. Благодаря своему красноречию и неутомимости он быстро стал известен всему краю.
А когда в Кесарии настали голодные времена, Василий продал часть своего имущества, чтобы устроить бесплатные столовые для бедных. Он даже сам стоял "на раздаче" – возле котлов с овощами – и кормил голодающих горожан.
Он отличался тем, что не только сам давал нуждающимся, но он организовал службу взаимопомощи. Если проецировать на сегодняшний день, то мы могли бы сказать, что он был руководителем благотворительных фондов и социально ориентированных коммерческих организаций. Именно тех организаций, которые помогают систематически и структурированно, оказывать помощь нуждающимся.
В те времена набирало силу арианство - еретическое течение в Церкви, которое упрощало, неверно истолковывало истинное слово Божие. Арианство поддержал и новый император восточной части Римской империи Валент.
Оказавшись в Кесарии, Валент пытался склонить на сторону еретиков и святителя Василия. Но, к изумлению самодержца, ни уговоры, ни обещания, ни даже угрозы не подействовали. Ведь Василий был по-настоящему свободен: ничего кроме волосяного рубища и нескольких книг у него не было, а смерти он не боялся. "Этот муж выше угроз, тверже доводов, сильнее убеждений", – говорили о святителе.
Император невольно проникся уважением к неустрашимому подвижнику и с тех пор был к нему благосклонен. Хотя для православных это и не означало полной победы. Чтобы избежать засилья ариан в Кападокии, архиепископ Василий назначал на ключевые кафедры преданных ему людей. Он даже уговорил принять сан епископа и давнего друга Григория Назианзина. Григорий Богослов не мог отказать другу.
Василий Великий прожил всего 49 лет. Его скоропостижная смерть стала страшным ударом для Григория. Он погрузился в печаль, в письмах жаловался на свою горькую жизнь. Но ему самому еще предстояло совершить многое.
Из документального фильма "День Ангела. Три святителя":
https://vk.com/video-55490878_456490067?access_key=308c6b6839a5db400e https://dzen.ru/id/5f27368d25de5a7ad165c92c