Найти тему
Sarov_walks

Москва - Саровская Пустынь. Тревел-блог 1903 года (ч.3)

Оглавление

Продолжение путешествия семьи московского купца А.А. Бахрушина, реконструированного по фотографиям его жены из архива театрального музея им. А.А. Бахрушина и мемуарам его сына Юрия.

В первой части наши герои добрались из Москвы до Пчелиновки - имения своих родственников, Силиных, вместе с которыми вскоре отправились дальше в Саровскую Пустынь. Во второй части, эта компания на двух колясках, запряженных лошадьми добралась до Саровской Пустыни.

21 - 25 мая 1903

Саровская Пустынь и окрестности

Добравшись вечером до Сарова, путешественники ищут ночлег.

Монастырский привратник указал на гостиницу — невзрачное, серенькое деревянное здание. Нас приняли радушно — ведь, пожалуй, мы были тогда единственными гостями.

Рядом с монастырем располагались три гостиницы: дворянская, черная и купеческая. Все они построены были из кирпича в стиле классицизм, здания дворянской и черной гостиниц сохранились, сейчас в них располагается бухгалтерия ВНИИЭФ и Городской музей. Возможно гостей поселили в одном из 96 бараков, строившихся вокруг монастыря к лету - в июле на торжества по поводу причисления Серафима Саровского к лику святых здесь ожидалось огромное количество паломников.

Отвели несколько комнат, спросили, что хотим покушать с дороги. ... Через несколько времени появился какой-то более старый монах, который, всячески извиняясь, объяснил, что монастырь сегодня гостей не ждал, что день постный и что, к сожалению, они могут нам предложить только постные блюда, так как других в монастыре нынче нет. ... Из нашего окна я видел, как старенький монах поспешно погрузился в утлую лодочку с удочками и через полчаса привез для нас с полдюжины только что пойманных упитанных карасей.

Следующие несколько дней Бахрушины и Силины осматривают монастырь и окрестности.

Монастырь

Интересны воспоминания Юрия Александровича о том впечатлении, которое произвел монастырь.

Выспавшись, на другой день мы отправились осматривать монастырь. ... На всем лежал отпечаток аскетической бедности. Монахи ходили в рясах из домотканого холста, богатых богомольцев из «господ» почти не было за исключением немногих купцов среднего достатка, во всем царствовала простота, граничащая с убожеством. Днем монахи плотничали, огородничали, вели земляные работы. Была лавочка, где продавались изображения Серафима Саровского, но на них он фигурировал без чиновного осветительного нимба вокруг головы и именовался просто старцем. На могилке святителя молебнов не служили, а отправлялись лишь панихиды.

Над могилой Серафима Саровского была построена небольшая часовня, она попала в объектив В.В. Бахрушиной.

Часовня в 1950-е годы была разрушена вместе с Успенским собором. Восстановили ее в 2006 году, когда вместо нынешнего монастырского гранитного благоустройства был городской сквер на площади Горького.

На фотографии Бахрушиной, сделанной из центральных ворот, видно, что арка была расписана иначе, сейчас там только орнаменты и роспись под мрамор - а были полноценные фрески с библейскими сюжетами. А вот благоустройство было победнее - вдоль основных направлений движения в 1903 году просто уложены доски. Сейчас в рамках возрождения монастыря всю монастырскую площадь оформили гранитом, такой роскоши эти места не видели даже в самые лучшие годы.

Еще одно обстоятельство делает этот и следующий снимки уникальными - на них запечатлен еще недостроенный храм Серафима Саровского. Его откроют к июлю, к торжествам. На момент съемки леса еще не сняты, скорее всего там еще не закончена внутренняя отделка, возможно. заканчивают кровельные работы

На заднем плане видны хозяйственные постройки монастырской лесной конторы и телеграфные столбы, но еще не построены кирпичные корпуса, они появятся через пару лет. Повторить этот ракурс труда не составляет, хотя правая половина кадра теперь перекрывается деревьями.

Пробыли мы в Сарове несколько дней, всецело подпав под его своеобразное серьезное, но задушевное очарование, ходили к дальней келье старца ...
Бродили по саровским лесам, посещали «Святой ключ» и гигантский плоский камень, на котором молился подвижник.

На снимках Бахрушиной, к сожалению, запечатлена только дорога к источнику, зацепиться особенно не за что.

Ближняя и Дальняя Пустынка саровчанам хорошо знакомы, хотя увиденное путешественниками в 1903 году несколько отличалось.

Источник на Ближней Пустынке сейчас не существует. В советское время источник забетонировали, а речку Саровку запрудили - так появился пруд «Боровое». А наши герои увидели новенькую купальню (в которой скоро искупается императрица и наконец родит наследника) и часовню, которую восстановили в 2006 году в прежних формах. Также в начале 2000-х годов были восстановлены келья на Дальней Пустынке и благоустройство вокруг места, где молился Серафим Саровский.

Точное место, где снята следующая фотография определить было сложно. Судя по описанию негатива, находился этот мост рядом с монастырем, но на главный монастырский мост через Сатис, находившийся в конце улицы Парковой до 1970-х годов, он не похож. Высота моста и ландшафт не похожи также и на мост, соединявший правый берег Сатиса с заливым лугом.

Наличие деревянных построек на другом берегу, довольно широкое русло реки, и конструкции в воде, слева от моста, дают основания предположить, что фотография сделана на плотине. На месте нынешней плотины внизу по течению Сатиса, в 1903 году стояла мельница, то есть деревянные постройки в кадр попасть могли, но находится она в двух с половиной километрах от монастыря - не так уж и рядом.

Я решил свериться со схемой из книги саровского старожила М.Ф. Шемякиной в книге "Саров моего детства". Приведенная там схема составлена на 1946 год - рядом с монастырем, помимо уже рассмотренных мостов через Сатис, отмечено целых четыре моста через Саровку, и один из них подписан как плотина. Возможно именно этот мост и сфотографировала Вера Васильевна.

25 мая 1903

Обратный путь

25 мая датированы и некоторые фотографии из Сарова и из окрестных деревень и из Шацка. Сомнительно, что весь обратный путь от Сарова до Шацка занял один день, скорее всего даты проставлены были не очень точно. К тому же, на обратном пути путешественники делали остановки в мордовских деревнях, немного погружаясь в своеобразие народной культуры Мордовии.

На фотографиях есть подпись - деревня Тарамасово, но такого названия в окрестностях Сарова нет. Возможно Вера Васильевна записала его неточно со слов местных. Удивительного в этом мало, например писатель Короленко, путешествовавший в Саров в июле 1903 тоже переврал некоторые названия окрестных деревень.

Даже сейчас в деревнях еще можно услышать непривычный диалект, а в 1903 году, да еще в мордовском селе, крестьяне между собой., скорее всего, говорили на эрзя или мокше. Я решил поискать похожие названия в окрестностях Сарова и на маршруте, предполагаемого обратного пути Бахрушиных в Пчелиновку. Созвучных топонимов нашлось немного, русское село Аламасово в 10 километрах от Сарова и мордовское село Широмасово на полпути от Сарова до Сасово.

Широмасово сложно найти на старых картах, чаще использовалось название Никольское (по названию местной церкви). Эрзянское же название появляется с искажениями на отдельных картах, например 1840-го года. Окончательно оно закрепилось в документах только в советское время. Сейчас в этом селе живет около 150 человек, а начале 1900-х население превышало 1700 человек. Через него проходила дорога на Сасово, по которой наши герои добирались до Саровской Пустыни, так что скорее всего это село и есть "Тарамасово".

Как бы там ни было, в этом селе Вера Васильевна купила у одной крестьянки костюм для музейной коллекции мужа.

... хорошо помню мордовский край — живописных крестьян и крестьянок, одетых во все белое с красными и золотыми украшениями, с белыми онучами, перевязанными черными повязками от лаптей. Мать захотела обязательно купить такой костюм для музея отца [Театральный музей им. А.А. Бахрушина], что и сделала, соблазнив какую-то молодуху десятирублевым золотым; отъезжая, мы слышали, как на злополучную женщину напали старухи и чуть ее не избили за продажу праздничного, подвенечного костюма.

По приезде в Пчелиновку в купленный мордовский костюм нарядили гувернантку Стину, она позирует в нем на еще одном фото В.В. Бахрушиной. Скорее всего костюм по-прежнему хранится в театральном музее в Москве.

Вот такое получилось путешествие, удивительно как ожили эти фотографии в связке с реальными местами и воспоминаниями из мемуаров.

Спасибо, что дочитали до конца оставляйте комментарии под постом и подписывайтесь на блог!

Фотографии из архива музея

Бахрушин Ю.А. "Воспоминания"

Атлас Маркса. Карта Европейской России 1909 г.

Карта Рязанской губернии 1875 г.

Блог о Сарове