Ассортимент деревянных игрушек выпускавшихся на предприятие товаров народного потребления «Акмяна», расположенного в городе Кретинга, был разнообразным и интересным. Про деревянные игрушечные автомобили мы уже писали (часть 1, часть 2), а в этой статье расскажем про технику железнодорожную. На предприятии выпускали несколько вариантов паровозов и начнем мы с самых простых. Паровоз-каталка, выпускался в 80-х годах прошлого века, длина игрушки 13 см, высота по кабине – 6см. В комплекте с паровозом продавались и пассажирские вагоны. Игрушку делали из древесины без использования фанеры и покрывали прозрачным лаком без окраски, за исключением колес и трубы.
Был и второй вариант этого паровоза. Отличался он передней частью, она была цилиндрической формы, т.е. классической для большинства паровозов 30-40-х годов прошлого века. Состав этой игрушки состоял из паровоза и трех вагонов. Размеры и вагоны у этих игрушек одинаковые, окрашивались они так же в одном стиле. Длина этого состава около 50 см.
Несмотря на простоту конструкции, игрушки получились интересными и в них легко узнаются черты настоящих паровозов. В наши дни их еще можно встретить в продаже на барахолках, блошиных рынках или торговых он-лайн площадках.
Следующий поезд больше напоминает сувенир или прогулочный паровозик, на которых катали детей в парках. Выпускать его начали предположительно в 1983-1984 году и выпускался он до середины 90-х годов. Длина состава паровоза с вагонами около 50 см, высота и ширина 11 см, покрывалась игрушка защитным прозрачным лаком.
Ранние и поздние выпуски этой игрушки легко различить. Паровозы выпущенные в 90-х годах, как можно видеть на фотографиях выше, делали из фанеры и древесины, а паровозы сделанные в 80-х изготавливали целиком из древесины.
Завершит нашу статью самый «правдоподобный» и самый редкий паровоз из всех представленных сегодня игрушек. Изготавливали игрушку целиком из древесины, и, в отличии от предыдущих игрушек, часть корпуса окрашивалась эмалевыми красками, основная же часть корпуса паровоза и вагон покрывались прозрачным лаком.
Комплект состоял из паровоза с тендером и грузовой платформы, длина сцепленного состава составляла почти 65 см, а продавали игрушку по цене 3 рубля 50 копеек.
В Литовской ССР эта игрушка не только поступала в розничную продажу, но и поставлялись в детские сады. В наши дни этот паровоз встречается в продаже крайне редко.
Как и все игрушки, выпускавшиеся на предприятии «Акмена», эти паровозы так же отличаются надежностью и высоким качеством изготовления. Продавались они как на территории СССР, так и поставлялись на экспорт, в том числе и капиталистические страны.
Спасибо за внимание! Продолжение следует…