Найти тему

Редкие деревянные игрушки из Литовской ССР. Предприятие товаров народного потребления «Акмяна», часть 3.

Ассортимент деревянных игрушек выпускавшихся на предприятие товаров народного потребления «Акмяна», расположенного в городе Кретинга, был разнообразным и интересным. Про деревянные игрушечные автомобили мы уже писали (часть 1, часть 2), а в этой статье расскажем про технику железнодорожную. На предприятии выпускали несколько вариантов паровозов и начнем мы с самых простых. Паровоз-каталка, выпускался в 80-х годах прошлого века, длина игрушки 13 см, высота по кабине – 6см. В комплекте с паровозом продавались и пассажирские вагоны. Игрушку делали из древесины без использования фанеры и покрывали прозрачным лаком без окраски, за исключением колес и трубы.

Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.

Был и второй вариант этого паровоза. Отличался он передней частью, она была цилиндрической формы, т.е. классической для большинства паровозов 30-40-х годов прошлого века. Состав этой игрушки состоял из паровоза и трех вагонов. Размеры и вагоны у этих игрушек одинаковые, окрашивались они так же в одном стиле. Длина этого состава около 50 см.

Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.

Несмотря на простоту конструкции, игрушки получились интересными и в них легко узнаются черты настоящих паровозов. В наши дни их еще можно встретить в продаже на барахолках, блошиных рынках или торговых он-лайн площадках.

Следующий поезд больше напоминает сувенир или прогулочный паровозик, на которых катали детей в парках. Выпускать его начали предположительно в 1983-1984 году и выпускался он до середины 90-х годов. Длина состава паровоза с вагонами около 50 см, высота и ширина 11 см, покрывалась игрушка защитным прозрачным лаком.

Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото автора.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото автора.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото автора.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото автора.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото автора.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото автора.

Ранние и поздние выпуски этой игрушки легко различить. Паровозы выпущенные в 90-х годах, как можно видеть на фотографиях выше, делали из фанеры и древесины, а паровозы сделанные в 80-х изготавливали целиком из древесины.

Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.

Завершит нашу статью самый «правдоподобный» и самый редкий паровоз из всех представленных сегодня игрушек. Изготавливали игрушку целиком из древесины, и, в отличии от предыдущих игрушек, часть корпуса окрашивалась эмалевыми красками, основная же часть корпуса паровоза и вагон покрывались прозрачным лаком.

Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.

Комплект состоял из паровоза с тендером и грузовой платформы, длина сцепленного состава составляла почти 65 см, а продавали игрушку по цене 3 рубля 50 копеек.

Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.

В Литовской ССР эта игрушка не только поступала в розничную продажу, но и поставлялись в детские сады. В наши дни этот паровоз встречается в продаже крайне редко.

Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.
Деревянный паровоз, производство "Акмена", г. Кретинга, Литовская ССР. Фото из открытых источников.

Как и все игрушки, выпускавшиеся на предприятии «Акмена», эти паровозы так же отличаются надежностью и высоким качеством изготовления. Продавались они как на территории СССР, так и поставлялись на экспорт, в том числе и капиталистические страны.

Спасибо за внимание! Продолжение следует…

  • Другие наши статьи о музеях и деревянных игрушках СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
  • Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ