Первое сентября. Около школы собираются первоклашки, веселые и нарядные, с букетами цветов. Каждый из них верит, что будет примерным учеником, будет получать только хорошие отметки, любить своего учителя и школу и вообще рассчитывает на интересную и веселую школьную жизнь. Частично в таком настроение находятся родители и учителя этих прекрасных первоклашек. Но проходит совсем немного времени и можно услышать: «Мама, я долго буду ещё ходить в эту школу? Я уже устал…», «Я хочу обратно в детский сад. Там было лучше».
Что же объединяет этих детей? Где были допущены ошибки в воспитании и обучении? А может, таких ошибок и не было? Может это особенность как цвет глаз или рост? Причиной такой ситуации часто указывают неготовность детей к обучению в школе. И что обозначает понятие «готовность ребенка к школе»?
Это понятие имеет достаточно широкое содержание и отражает все аспекты индивидуального развития ребенка – биологический, психологический и социальный.
Рядом специалистов считается, что современные дети психологически моложе, чем были их родители в этом возрасте. Да, они рано научились считать, читать, да, они умеют пользоваться смартфонами, но психологически они ещё «маленькие», несмотря на всю их часто не соответствующую возрасту информированность. Информированность не обеспечивает автоматического развития личности ребенка, не формирует в нем более сознательного отношения к действительности. Социальная незрелость и инфантильность часто возникает вследствие отдаления детей от жизни взрослых, самозамыканием их мира.
Психическое развитие тесно связано с физическим созреванием. Развитие – единый процесс, который захватывает все стороны человеческого существования. Бывает, что психический возраст не совпадает с паспортным. Для определения физиологической готовности организма можно отнести критерий – масса тела, которая должна быть не меньше 23 кг, смена 2-4 молочных зубов на коренные и завершение полуростового скачка роста. Для определения произошел ли полуростовой скачок, существует Филиппинский тест. Для этого нужно поднять правую руку и попытаться дотронуться до левого уха, проведя руку над головой. Если ребенок не наклоняет голову при этом и закрывает ладонью ухо полностью, то это может говорить о том, что ребенок физиологически готов. Однако этот важный компонент развития имеет косвенное отношение к развитию психических процессов.
Психологами используется большое количество методик, которые позволяют определить развитие отдельных сторон и функций психики – внимание, память, мышление, речь, воображение. Но дело в том, что психологический возраст отражает общее психическое развитие личности в целом, а не прогресс отдельных функций психики. Например, хорошая память, яркое воображение могут быть обусловлены индивидуальными особенностями и это не говорит о психологическом возрасте ребенка.
Необходимо обратить внимание на закономерности и движущие силы психического развития. Для каждого возрастного периода свойственна определенная ведущая деятельность. В дошкольном возрасте это игровая деятельность, в младшем дошкольном - учебная деятельность. Переход между этими периодами получил наименование – кризис. Кризисы отделяют один возрастной период от другого. Однако, они не только разделяют, но и связывают эти периоды. Можно сказать, что в кризисе заключенный необходимый механизм для перехода к следующему периоду, происходит перестройка всей личности ребенка, создаются внутренние условия для овладения новой ведущей деятельностью.
К 7-ми годам ребенок сильно меняется: черты лица, рост, смена зубов и т.д. Повышается его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Большая роль при этом принадлежит развитию центральной нервной системе и железам внутренней секреции, новым взаимосвязям в их работе. В этом возрасте активно начинает работать щитовидная железа. Поэтому часто можно наблюдать эмоциональную неустойчивость и быструю смену настроения у 7 летних детей. Однако не все поведенческие изменения можно объяснить эндокринными изменениями.
Одним из заметных поведенческих изменений является потеря детской непосредственности. Ребенок может начать манерничать, паясничать, поведение может казаться вычурным. Это признак формирования произвольности. Происходит своего рода эмансипация от окружающей среды, появляется внеситуативное поведение. Например, дошкольник каждый раз идет играть с детьми с футбол, игра с которыми каждый раз заканчивается конфликтом. И вдруг неожиданно он стал отказываться от предложения с ними играть. Если до этого момента ребенок поступал именно как ребенок – ситуативно, то теперь он уже предвидит, чем закончится ситуация и заранее переживает возможную неудачу. Это говорит о том, что к концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность поведения. Поведение становится более произвольным. Манера кривляться и манерничать так же связана с произвольностью. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, а потом ведет себя в соответствии с этой внутренней позицией. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения. Этот период пройдет и останется способность действовать не только в ситуации, но и в соответствии со свободно принятой позицией. Останется внутренний мир личности, мир чувств, внутренних действий и работы воображения.
Учеба является не самым увлекательным занятие, например, писать палочки отрабатывая навык письма. В этом помогает разделение внутреннего мира ребенка от внешней среды. Вспомним, как Том Сойер красил забор. Он не только смог сделать работу интересной и осмысленной для себя, но и ухитрился завлечь этим и остальных детей. Внешняя картина остается однообразно неинтересной, однако внутренняя наполнена определенным смысловым содержанием.
Точно можно сказать, что самым общим показателе готовности ребенка к школе является устойчивое положительное отношение к обучению в школе. Если он сумел адаптироваться к новым требованиям и начав учиться, он не только не потерял интерес, а наоборот его развил, в этом случае можно сказать о полноценной психологической подготовленности ребенка к школе.
Можно выделить три основные сферы, в которых обнаруживаются трудности:
- Непонимание детьми специфической позиции учителя, его профессиональной роли. Например, при объяснении учителем условий математической задачи дети не считают количество белок , а рассказывают кто в каких условиях встречал белок. И это не баловство и не нежелание учиться , а как раз непонимание позиции учителя, которое затрудняет восприятие ребенком предложенной задачи. В такой ситуации дети могут по многу раз выслушивать объяснения способа решения, но каждый раз, сталкиваясь с аналогичной задачей попадают в тупик.
- Недостаточное развитие общения и способности взаимодействовать с другими детьми. Коллективная учебная деятельность предполагает интенсивное общение и совместную работу с другими учениками. Не все дети готовы к этому, так , есть дети, которые могут работать в классе только в том случае, если учитель обращается непосредственно к ним, но в остальное время они как бы отсутствуют на уроке и занимаются, как бы своими делами.
- Специфическое отношение ребенка к самому себе, к своим возможностям, деятельности результатам. Например, у дошкольников часто самооценка завышена и в своих неудачах они винят других. Младший школьник становиться более требовательным к себе и к своей деятельности.
Причины этих затруднений лежат либо в сфере общения с о взрослым, либо в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками, либо в сфере их собственного самосознания.
Произвольность в общении со взрослым необходима детям для принятия учебной задачи. Проверить достаточно легко. Нужна задача, для решения которой необходимо ребенку концентрация только на условии. Например: «Заяц больше волка, волк больше медведя. Кто в этом случае больше – заяц или медведь?» Если ребенок не владеет произвольно-контекстным общением со взрослым, то конечно это будет медведь. Для развития произвольности в общении дошкольника со взрослым, можно использовать известную игру «Фанты». Задача, в которой, отвечая на вопросы, не использовать обговоренные слова. Для развития произвольности достаточно удлинять время на обдумывание. Такой прием доступен только с детьми старшего дошкольного возраста, младшие забудут о чем спрашивали. Большое внимание надо уделить в развитие ребенка сюжетно-ролевой игре. Особое место принадлежит играм в детский сад и в школу, причем каждый играющий должен побывать во всех ролях.
Для выявления способности детей устанавливать содержательные контакты друг с другом и взаимодействовать в ситуации совместной деятельности, можно использовать простое наблюдение. В одном эксперименте детям в парах была предложена задача перевести машинки в соответствующие цветам гаражи. Часть детей не обращала внимания на партнера, и вскоре забыли цель и просто катали машинки. Кто-то из детей повторял за партнером, кто-то эпизодически взаимодействовал, а у кого-то задача воспринималась соревнованием. И только у части детей возникло подлинное сотрудничество и партнерство. Дети воспринимали задачу как общую и согласовывали свои действия. Коллективное общение со сверстниками дает возможность ребенку усвоит общий способ решения целого класса учебных задач. Есть способ проверить способ общения ребенка со сверстниками с помощью прямых и косвенных задач.
Прямая: у мальчика было 4 конфеты. Ему подарили ещё 3. Сколько конфет стало у мальчика?
Косвенная: у мальчика были конфеты. Когда ему подарили еще 3 конфеты, то у него стало 6 конфет. Сколько вначале было конфет у мальчика?
Дети, не справившиеся ни с прямой, ни с косвенной задачей, как правило, просто не владеют арифметическими навыками. Дети, которые решали косвенные задачи как прямые, имеют низкий уровень общения и взаимодействия со сверстниками. Главная трудность таких детей состоит в том, что они привязаны к своей позиции и не могут посмотреть на ситуацию со стороны своего партнера. Дети, которые легко справились с обоими типами задач, имеют высокий уровень общения со сверстниками.
Для формирования надлежащего уровня общения со сверстниками необходима: совместная игра, где дети согласовывают не только роли, но и содержание; игра взрослого и ребенка, где взрослый показывает ребенку образцы взаимодействия на правах равного партнера; игры с правилами.
Третья сторона психологической готовности к школе относится к сфере самосознания личности. Меняется все самосознание ребенка, в том числе и самооценка. Дошкольник и младший школьник по-разному оценивают ситуацию неуспеха. Например, если дошкольнику показать картинку где девочка прыгала через скамейку и упала, то он ответит что скамейка высокая, а младший школьник на эту ситуацию скажет, что девочка еще не научилась прыгать. Завышенная самооценка свойственна ребенку в силу того, что он не может посмотреть на себя со стороны и видеть других с разных сторон, не знает как анализировать и сопоставлять свои и чужие работы. Ни в коем случае нельзя искусственно понижать самооценку ребенка. Надо помочь ему «увидеть» других, разные позиции в одной ситуации. Этому может помочь режиссерская игра, которая предполагает умение ребенка создавать и воплощать сюжет, требуя от него одновременно исполнения множества ролей. Тем самым игра стимулирует воображение ребенка и помогает ему вместить в свое «я» много различных образов и ролевых позиций. Это возможность научиться более объективно оценивать себя и других. Для такой игры необходимы мелкие игрушки, с помощью которых ребенок сможет разыграть сюжет. Участие взрослого будет стимулировать игру рядом вопросов «Что было до этого? А что будет дальше?» и т.д. Формируя психологическую готовность к школьному обучению, следует учить детей сюжетно-ролевым играм, играм с правилами и режиссерским играм.
Таким образом, психологическая готовность к обучению в школе представляет собой сложное образование, относящееся ко всем сферам жизни ребенка. И насколько этот этап жизни для них будет успешным зависит от того, сумеем ли мы сохранить им детство и помочь им гармонично развиваться.
Если есть вопросы и сложности, которые хочется решить, обращайтесь за консультацией. Буду рада помочь! WhatsApp 8-920-431-45-65
Автор: Севостьянова Алёна Владимировна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru