Сегодня я расскажу о… КСИЛОГРАФИИ
Ксилография (от греческого слова „ксилон“ — срубленное дерево) — самая старая гравюрная техника.
Первые книги печатались с деревянной доски, на которой были вырезаны и буквы, и рисунок.
Гравер, работая ножом и долотом, вынимает дерево в тех местах, которые на оттиске должны остаться белыми, а линии, которые будут темными, выступают в виде перегородочек. На этот выпуклый деревянный рисунок накатывают валиком типографскую краску, сверху накладывают лист бумаги и проглаживают его косточкой для фальцовки. Рисунок переходит на бумагу.
Ксилографиями нередко иллюстрируют книги. Деревянную доску можно вставлять в печатную машину вместе с набором, тоже выпуклым. По своему внешнему виду гравюра на дереве с ее черными штрихами хорошо сочетается со шрифтом: черный жирный шрифт можно сочетать с легкой тоновой гравюрой, или более светлый и тонкий шрифт — с гравюрой интенсивной и контрастной.
Старые граверы работали на доске дерева с продольным распилом, т. е. на обычной доске (обрезная гравюра). Это трудно: волокна дерева сопротивляются ножу.
В конце ХVIII в. Томас Бьюик изобрел новый способ гравирования — на поперечном срезе ствола (торцовая гравюра). При этом волокна не мешают. Бьюик брал не грушевое дерево, как раньше, а более твердые сорта. Ствол дерева (бук, пальма, самшит) срезается поперек волокон, и так как у этих деревьев ствол тонкий, то, чтобы получить большую доску, склеивают несколько маленьких, тщательно пригоняют их друг к другу и полируют.
Работал Бьюик резцом, добиваясь постепенных переходов от темного к светлому.
БЬЮИК, ТОМАС (Bewick, Thomas) (1753–1828), английский гравер и иллюстратор, мастер гравюры на дереве.
Известность Бьюику принесли иллюстрации к работам по естествознанию Общая история четвероногих (1790) и два тома Истории птиц Британии – Наземные птицы (1797) и Водоплавающие птицы (1804).
Им созданы гравюры к стихам Р. Бёрнса и басням Эзопа.
Родиной русской гравюры является Москва. В начале 50-х годов 16 века в Москве появились первые анонимные издания с гравированными на дереве орнаментальными заставками.
Советская школа ксилографов-иллюстраторов, сложившаяся еще в 20-30-х годах, — это одно из крупнейших явлений в современном искусстве. Мастера гравюры подходили к книге как к единому художественному организму. Они делали иллюстрации, продумывали все элементы оформления — переплет, суперобложку, заставки и другие украшения. Формат книги, расположение иллюстрации на листе, выбор (а иногда и создание) шрифта — все это было делом художников. Главное — соответствие внешнего облика книги стилю и характеру литературного произведения.
Владимир Андреевич Фаворский – народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии – родился в Москве в 1886 г. и умер там же в 1964 г. Учился в Мюнхене (1905 – 1908), в 1913 г. окончил искусствоведческое отделение Московского университета. Он был профессором и ректором первого в РСФСР художественного вуза, воспитал целую школу последователей и учеников, продолживших его дело.
Главным в творчестве Фаворского была книга. Он делал великолепные иллюстрации в виде гравюр на дереве при помощи ксилографии.
Материал подготовлен на основе открытых источников. По материалам Интернета.
Подписывайтесь на мой канал – Вас ждёт ещё много чего интересного!
Всю подборку можно посмотреть и прочитать здесь: