И ведь это касается абсолютно каждого ребёнка. Каждому и нам с вами когда, пришлось прожить все эти трансформации внутри себя.
Важно родителям понимать, как эти трансформации происходят, тогда и ребёнок сможет преодолеть их легко и выйти победителем, как победил однажды один из папиных головастиков.
Учёные выяснили, что все этапы двигательного развития ребёнка до года соответствуют этап эволюции. Тому, как вообще развивалась жизнь на нашей земле. Растения - одноклеточные - амёбы - рыбы - амфибии - рептилии и т.п.
Сейчас нарисую интересную картинку того, как все эти этапы реализуются в мозге и движениях каждого младенца. Надеюсь Вы сможете уловить взаимосвязь между развитием мозга и двигательными функциями.
Понять, что огромную роль в нашем развитии играет именно ДВИЖЕНИЕ:
- чем качественнее формируется движение
- тем качественнее формируются и все мозговые функции
Итак, отправляется в увлекательное путешествие по уровням развития...
Двигательный уровень развития
- от ИНФУЗОРИИ к АМЁБЕ
Конечно, сначала это толпа головастиков на спринтерской дистанции с препятствиями. И все они стремятся к прекрасной одноклеточной "Инфузории в туфельке". Но победу одержит только один, самый сильный, активный, хитрый и выносливый из соперников.
На этом заканчивается этап одноклеточного существование, и начинается развитие человека разумного.
А вот теперь начинается самое интересное!
Зарождается новая ЖИЗНЬ!
Внутриутробно мы проходим много этапов развития нервной системы и тканей. С точки зрения двигательного развития выделим только два основных.
ПЕРВЫЙ - это когда нервная система эмбриона ещё пока не сформировала структуры спинного мозга, который может управлять рефлексами. Идёт просто свободное плавание в околоплодных водах.
Это тот уровень, о котором говорю сейчас.
ВТОРОЙ - когда двигательный импульс уже исходит из нервной системы самого эмбриона.
Это следующий уровень.
Начинается всё с двуклеточного организма (всего несколько часов) до много и много клеточного, а потом и разумного.
Двигательный уровень развития - РЫБА
К 8ой неделе развития уже можно назвать это чудо маленьким человечком.
Вот здесь-то и появляются первые рефлекторные движения самого эмбриона в ответ на стимулы из внешней и внутренней среды этого человечка. Если у малыша запустились движения. значит его нервная система развивается нормально. И это пока ещё далеко не головной мозг, а вход в эксплуатацию начального уровня спинного мозга.
Эти движения по типу строения и адресации к уровню нервной системы напрямую напоминают двигательную активность рыбы.
Двигательный уровень развития - АМФИБИЯ
Случилось долгожданное, и ребёнок появился на свет.
Малыш только что вышел из водной среды и начинает дышать воздухом. И ещё несколько 2-3 месяца, если тренировать, то и 4 месяца, у него сохраниться автоматическая функция защиты от попадания воды в лёгкие.
Как раз сейчас после заживания пупочной ранки здорово начинать осваивать грудничковое плавание в домашней ванной под руководством грамотного инструктора, конечно.
В двигательном же развитии ещё 1,5 - 2 месяца его нервная система будет функционировать на уровне развития амфибии. Это класс примитивных наземных позвоночных. Их движения змеевидны.
Так и ребёнок первых 2х месяцев жизни двигает конечностями хаотично, он их пока не осознаёт, и, можно сказать, не знаком с ними. Только, так называемые, холокинетические (хаотичные) и рефлекторные движения , которыми управляет спинной мозг.
А вот свой позвоночник и сигналы в тело от спинного мозга уже чувствуются очень хорошо. Благодаря сокращениям тела делает первые "поползновения" к маминой груди. Совершает "клюющее" перекладывание головы со щеки на щёку, находясь на животе. Извивается, почти как змейка.
Ещё есть такой важный элемент этого этапа - ГОЛОКИНЕЗ (голова-движение)
Это когда движение головы не отделено от движений тела. При её повороте идёт реакция всем телом.
Очень важна для развития ВЫПРЯМИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ
Это когда при повороте головы в сторону, за ней неминуемо следует и поворот таза в ту же сторону.И наоборот: при повороте таза - следует поворот головы.
Это залог формирования здорового позвоночника, запуска его ротаторных мышц потом в шаге. Эту функцию нужно тренировать и встраивать в следующие уровни движений.
Подробно рассказываю об этом на своих обучениях. Поделюсь и с вами в следующих статьях о том, что это такое, и как это качественно развить у своего ребёнка.
Кстати, грамотный СПЕЦИАЛИСТ по двигательному развитию, всегда уже на этой стадии развития:
- по определенному рисунку свободных движений конечностей
- по рисунку "змеения" тела
- по наклона головы и привычным положениям
- по реакциям на поворот головы или таза
- и некоторым другим моментам
МОЖЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ наличие возможных нарушений / дисфункций, которые могут помешать в дальнейшем нормальному двигательному развитию ребёнка.
Двигательный уровень развития - РЕПТИЛИЯ
Примерно к 3м месяцам, при благополучном развитии ребёнок в положении животом вниз:
- обретает стабильную центральную ось и опору на таз
- высоко на предплечьях поднимается над опорой
- начинает по долгу и уверенно держать голову и крутить ей, изучая мир
Теперь появляется возможность освободить одну руку для манипуляций с игрушками. Ребёнок постепенно обучается:
- смещать свой центр тяжести то на одну, то на другую сторону
- чтобы освободить одну руку от нагрузки
Потом для дотягивания начинает использовать толчок ногой с той же стороны, что и задействованная в игру рука.
Мозг начинает подключает к управлению двигательной корой определённые цепи взаимодействия руки-ноги-головы по одной стороне туловища. Пока, как и рептилий нет соединения полушарий в единое целое. Пока левое за себя, правое за себя.
Вот и получается ПОЛЗАНИЕ по-пластунски. Думаю, обращали внимание, что именно так ползают ящерки. У ребёнка формируется односторонний (гомолатеральный) двигательный паттерн, который он потом будет использовать в шаге.
Да, именно тот, который он сформирует на этом этапе. Если "ящерка" была кривая или совсем не навещала ребёнка, то совершенно точно, что здоровых шага и осанки не будет. Для их формирования придётся прикладывать дополнительные усилия.
ПОЛЗАНИЕ ПО-ПЛАСТУНСКИ - это очень важный этап и двигательного развития и развития мозговых функций.
Пишу об этом в отдельных статьях (ссылка внизу 👇)
И буду писать и рассказывать ещё о важности и вариантах коррекции - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ 👇
Двигательный уровень развития - МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ
Здесь уже мозг начинает активно синхронизировать работу полушарий мозга. Начинает на базе односторонних мышечных функциональных цепей формировать ещё и длинные перекрестные цепи.
Заметьте, пожалуйста, что если предыдущий односторонний сформирован не очень, то и перекрестный выйдет кривоватым. И слияние / интеграция мозговых функций правого и левого полушария тоже очень даже могут пострадать.
Думаю, что вы уже поняли, что я говорю про этап ПОЛЗАНИЯ на четвереньках.
Это тот самый двигательный паттерн, которого родители ждут с нетерпением.
Важно заметить, что нужно дождаться не только самого процесса.
Важно увидеть или сформировать качественную реализацию ползания.
В обучении и практике уделяю этому много времени и сил.
Что бы понять на сколько качественно Ваш малыш ползает по-пластунски или на четвереньках могу предложить ДИАГНОСТИКУ очно или онлайн, где определим:
- качество реализации паттерна
- причины, по которые ребёнок не может сделать верно
- возможные способы коррекции
Двигательный уровень развития - ПРИМАТ
Здесь наша антигравитационная система во главе с мозгом начинает активно осваивать уже полностью вертикальное положение. Тело начинает создавать такое натяжение по мышечным цепям, которое способно удерживать это вертикальное положение всего на 2х маленьких опорах - стопах.
Сначала это полувертикальное состояние с опрой руки о предметы, перемещение приставным шагом на полусогнутых.
Потом стояние и балансирование без опоры с широко расставленными руками на полусогнутых ногах.
Двигательный уровень развития - ЧЕЛОВЕК
Начинается тогда, когда ребёнок может свободно идти, пусть пока с широко расставленными ногами, но уже не на полусогнутых. Когда во время шага освобождается руки и у ребёнка появляться возможность ими манипулировать. и возможностью ими манипулировать во время шага.
Заметьте, что, если обезьянка поднимается на задние конечности в шаг, то способность манипулировать передними у ней теряется. А мы спокойно может идти и совершать очень точные тыкания в экран телефона, например.
Можно сказать, что основная задача, к которой стремился мозг в двигательном развитии достигнута 🎉 ТЕПЕРЬ:
- шлифовка навыка
- перевод его в качественный автоматический режим
- надстраивание следующих уровней двигательной активности
Здесь заканчивается и формирование основного слоя коры больших полушарий.
И по качеству шага мы можем судить и о качестве развития мозга.
❓На какой стадии развития Ваш малыш?
Кого он Вам напоминает из братьев наших меньших?
✍️ ПИШИТЕ в КОММЕНТАРИЯХ 👇
Тем родителям, кто хочет
- проверить качество двигательного развития ребёнка
- получить ответы на актуальные вопросы
Добро пожаловать на ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ
- ГРУППОВУЮ
ближайшая состоится 5 марта 2024г в Москве