Найти в Дзене
Царьград

Как погиб БДК "Цезарь Куников": Три неудобных вопроса и один неприятный ответ

Оглавление
   Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Кремль не комментирует данные об атаке на корабль России в Чёрном море. Однако выводы аналитиков и экспертов неутешительные. Неприятный ответ на три неудобных вопроса о случившемся дал военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко.

В Кремле отказались комментировать возможную атаку Вооружённых сил Украины (ВСУ) на русский корабль в Чёрном море. В связи с этим разбираться в ситуации приходится на основании неофициальных данных.

Было или не было?

Официальные комментарии о гибели большого десантного корабля (БДК) "Цезарь Куников" так и не поступили. Однако есть информация источников, которая не позволяет усомниться в том, что удары были нанесены.

Собирая информацию о гибели БДК "Цезарь Куников" по крупицам, нам удалось восстановить картину события. К сожалению, информация небратьев оказалась если не полностью честной, то близкой к истине. Действительно, 14 февраля в акватории Чёрного моря БДК "Цезарь Куников" пришлось бороться с безэкипажными катерами - это беспилотные средства, доставшиеся "стране 404" от британских кураторов.

   Скриншот/запись ГУР. Традиционно враг публикует "весёлые картинки", на которых трудно что-либо определить
Скриншот/запись ГУР. Традиционно враг публикует "весёлые картинки", на которых трудно что-либо определить

Атаковали корабль в районе Ялты. Информация об атаке поступила по линии военных и в правоохранительные органы. В первые минуты детальной информации не было. Однако уточнялось, что первый удар нанесли в 06:42. Дежурный сообщил, что корабль вступил в бой. А уже в 06:52 в полицию стали обращаться и очевидцы. Так, первый из них рассказал, что корабль горит, сигнал поступил на единый номер "102".

   По словам противника, атаковавших катеров было несколько. Если быть точными, то, с их слов, пять единиц. Скриншот/запись ГУР
По словам противника, атаковавших катеров было несколько. Если быть точными, то, с их слов, пять единиц. Скриншот/запись ГУР

Что с экипажем?

Спустя ещё пять минут после сообщений очевидцев поступили сведения о спасении одного из членов экипажа БДК "Цезарь Куников". Предполагается, что спасены и остальные моряки. Но как именно это произошло, пока неясно.

Помощь в проведении спасательных мероприятий оказывали сотрудники полиции.

   Скриншот/запись ГУР
Скриншот/запись ГУР

Реакция России

Инцидент неожиданно прокомментировали в Госдуме. Член комитета по обороне Виктор Заварзин заявил, что ведётся расследование по выяснению причин того, как корабль получил повреждения.

Уже ведётся серьёзная работа для усовершенствования антидроновой системы. В частности, это будет направлено для защиты наших кораблей. Ещё ведётся работа по выяснению причины, каким образом был повреждён БДК "Цезарь Куников",

- приводит его слова NEWS.ru.

   Фото: Russian State Duma Photo Service/Globallookpress
Фото: Russian State Duma Photo Service/Globallookpress

Кроме того, по словам депутата, министр обороны Сергей Шойгу "приказал всерьёз заняться этой проблемой, чтобы в будущем не допустить атаки".

В свою очередь пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не стал комментировать эту информацию, подчеркнув, что вопросами, связанными с ходом специальной военной операции, должны заниматься в военном ведомстве.

Я по этому поводу ничего сказать не могу,

- заявил Песков.

   Фото: Kremlin Pool/Globallookpress
Фото: Kremlin Pool/Globallookpress

Что мы делаем не так и как это исправить?

Безусловно, профессионалы своего дела в Черноморском флоте и сами знают, как быть. Тем не менее хотелось бы привести слова военкора Олега Блохина. Дело в том, что несколько лет тому назад Блохин занимался тем, что охранял вместе со своей командой грузовые корабли от нигерийских пиратов.

По словам военкора, схема обороны строилась достаточно просто. На судно, которое планировало работу в пиратоопасной зоне, высаживалась группа бойцов со стрелковым оружием. Каждый из бойцов по очереди нёс вахту на капитанском мостике.

В задачу бойца на вахте входило наблюдение ситуации на мониторе радара. Если на радаре появлялся объект, движущийся в сторону судна, боец должен был следить за направлением его движения, манёврами, установить визуальное наблюдение, постараться идентифицировать объект и в случае подозрения на предмет опасности доложить тим-лидеру.

   Фото: Columbia Pictures/Globallookpress
Фото: Columbia Pictures/Globallookpress

Далее тим-лидер по своему усмотрению принимал решение, поднимать тревогу или продолжать наблюдение. Как правило, если объект акцентированно двигался в сторону судна, поднималась вся группа бойцов и принимала боевую готовность к отражению атаки. И этого было достаточно, чтобы отразить все атаки без исключения в тот период.

Таким образом, имеются две ситуации. Первая - грузовое гражданское судно, четыре бойца охраны, только стрелковое оружие калибра 7,62 мм и ни одной пропущенной атаки надводной цели, многие из которых были гораздо быстрее и манёвреннее морских дронов. Вторая - военный корабль с современными системами, большим ресурсом огневого поражения целей противника, несколькими десятками единиц личного состава и очередной инцидент с удачной атакой противника.

Вопрос. Что мы делаем не так и как это исправить? Такое число удачных для украинцев поражений наших кораблей уже вышло за рамки нормы,

- подчёркивает военкор.

Неприятный ответ

Военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко прокомментировал рассуждения военкора о тактике борьбы с беспилотными дронами противника. По мнению эксперта, Олег Блохин упускает из виду одну очень важную деталь.

Дело в том, что флот - штука дорогая, поэтому его модернизация всегда очень накладна для государства, и на этом всегда экономят. На нашем флоте экономики тридцать лет,

- раскрыл неприятную правду Влад Шлепченко.

По его словам, сейчас у большинства современных гражданских судов, находящихся в эксплуатации, которые активно работают, радиоэлектронное оборудование на голову выше, чем у большинства наших кораблей, которые остались от Советского Союза и не проходили полноценную модернизацию. Потому что Советский Союз уже с 1980-х годов отставал по радиоэлектронике от Запада.

Конкретно "Цезаря Куникова", большой десантный корабль, спускали в 1986 году,

- напомнил Влад Шлепченко.

   Фото: MOD Russia/Globallookpress
Фото: MOD Russia/Globallookpress

Это не крейсер и не эсминец. Это большой десантный корабль. На него, в принципе, даже по совокупности тех задач, которые стоят перед ним, какие-то компьютерные мозги или особо сильно радиоэлектронное оборудование не нужны. Это штука для того, чтобы привести десант к вражескому берегу, пояснил военный обозреватель.

Как мы знаем, колоссальные проблемы с ПВО и радиоэлектронным оборудованием имелись на крейсере "Москва", который в самом начале СВО противник благополучно утопил,

- добавил Влад Шлепченко.

Сравнивать беспилотные катера с пиратскими моторками военный обозреватель также считает неуместным. Англоязычные источники утверждают, что размер наиболее ходовой лодки, на которой плавают пираты, - 7,5 метра. При этом борт находится над поверхностью воды, чтобы его не заливало волнами. А у пассажиров на борту куча железного оружия. Плюс торчит двигатель. Можно себе представить уровень отражения на радаре.

   Безэкипажный катер MAGURA V5. Фото: скриншот видео YouTube-канала Lamp of Knowledge
Безэкипажный катер MAGURA V5. Фото: скриншот видео YouTube-канала Lamp of Knowledge

ВСУ же используют безэкипажный катер MAGURA V5, у него длина 5,5 метра. То есть даже по линейным размерам меньше лодки. К тому же в воде он сидит очень низко. Грубо говоря, эту штуку очень плохо видно над поверхностью воды. Таким образом, катер плохо заметен глазу и радиолокационному оборудованию.

Поэтому всё это рассуждение о том, что надо было бы как-то за радарчиком сидеть и на экранчики смотреть, не выдерживает даже поверхностной критики,

- подчеркнул Влад Шлепченко.

Волшебная таблетка

Проблему безэкипажных катеров не решить, посадив вахтенного перед радаром. Это комплексная проблема, и нет чудо-таблетки, которая могла бы как по волшебству всё исправить, нужно комплексное решение.

Одним из вариантов такого решения может быть организация постоянного патрулирования прилегающих вод с помощью самолётов. При этом эти самолёты должны быть дешёвыми в эксплуатации и с большой продолжительностью полёта. Возможно, стоит задействовать самолёты-амфибии.

Сейчас используются вертолёты, но они в основном летают днём,

- отметил эксперт.

Другой вариант - гидроакустика. Есть гидроакустическое оборудование, которое может ставиться на дно. За два года можно было создать сеть этих гидроакустических станций, которые бы отслеживали приближение вражеских надводных беспилотников. Тем более что в надводных дронах никакими стелс-технологиями даже не пахнет.

   Фото: MFA Russia/Globallookpress
Фото: MFA Russia/Globallookpress
Дальше поставить в огромном количестве пулемёты на сами корабли. В чём проблема? У нас нет пулемётов на складах? Давайте купим их где-нибудь за рубежом,

- предлагает военный обозреватель.

Также, если нет денег на тепловизоры для раннего обнаружения беспилотных катеров, можно разместить на судне много-много прожекторов. Чтобы экипаж корабля мог заранее заметить приближение дрона.

Можно пригласить на борт этого десантного корабля команду операторов БПЛА, у которых будет 8, 10, 12 "мавиков",

- приводит Влад Шлепченко ещё один вариант подхода к проблеме.

Другими словами, за два года можно было найти много разных вариантов решения проблемы. Но желания это сделать за всё это время почему-то не возникло, печально констатирует военный обозреватель.

________________

Промо:

Новый канал в дзене "Загнивающий Запад", название говорит за себя.

ПОДПИСАТЬСЯ