В эпоху больших городов естественное желание человека "выдвинуться и тем стать заметным" удачно вошло в унисон с активной тягой к прогрессу. На рубеже XIX-XX веков ремесленники, инженеры, творцы руководствовались не только стремлением произвести впечатление на публику, но и сказать новое слово в технической стороне дела или представить инновационное художественное высказывание, в общем — сделать что-то, что впишет их в историю. Философ Герман Люббе назвал это явление осознанным стремлением к авангарду! Традиционной площадкой для выступления таких провокационных и новаторских работ были международные выставки, где самые значительные достижения отмечались наградами. В нашей рубрике "Умышленные чудачества" показываем "призовую обувь" бельгийской мануфактуры Éperon d'Or из коллекции Назима Мустафаева, которая была ярким явлением моды рубежа XIX-XX веков, но... никогда не носилась!
Прошлой осенью в павильоне «Рабочий и колхозница» открылась выставка «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна». Это уже второй выставочный проект на площадке, созданный при активном участии Назима Мустафаева, крупнейшего российского коллекционера и исследователя обуви. В начале прошлого года посетители могли познакомиться с туфельками и бисерными платьями "ревущих 20-х" из его собрания, а сейчас коллекционер предоставил для выставки разнообразную обувь XIX века. В центре внимания посетителей оказались экстравагантные модели обуви на невероятно высоких каблуках. Впрочем, это и неудивительно: с целью производить впечатление их создавали обувных дел мастера восемнадцатого столетия. Бесспорно, им это удалось, ведь даже сегодня они ловят изумлённые взгляды и возгласы удивления: "Как в них ходили?!"
Практически вся обувь на выставке, оригинальная и по дизайну, и по высоте каблука, — работы марки Éperon d'Or из бельгийского города Изегем.
Изегем стал развиваться как центр обувного производства Бельгии в 19 веке. В течение столетия в городе стремительно росло число ремесленников и производств обуви: если по переписи населения в 1800-м году здесь жило 100 сапожников, то пятьдесят лет спустя их стало 300, ещё через 15 лет — 600, а к концу века в Изегеме было 45 обувных компаний, в которых работали 1400 человек.
Пионером обувной промышленности города принято считать Эдуарда Дирика (Eduard Dierick), который первым внедрил использование медных обувных гвоздей и централизовал производство, бывшее прежде надомным, что повысило качество подготовки ремесленников и их работы. Однако международную славу и признание снискал не Дирик, а его ученик — Эмиль Вандоммеле (Emiel Vandommele), основавший Éperon d'Or.
Пройдя тщательную профессиональную подготовку у Дирика, уже к 22 годам Эмиль Вандоммеле заявил о себе как о независимом сапожнике. Это случилось в 1863 году, с которого и ведётся отсчёт истории марки. Звучное название мануфактуры — Éperon d'Or (фр. золотая шпора) — появилось не сразу. До начала XX века продукция Вандоммеле продавалась под торговой маркой «E.V.», инициалами основателя. В 1890-х годах управление делами производства переняли сыновья Эмиля — Одиль, Теофиль, Рихард и Оскар: именно они впервые добавили на эмблему марки изображение шпоры.
А уже в 1910 году была зарегистрирована торговая марка Éperon d'Or, для который Теофиль Вандоммеле, обувной дизайнер мануфактуры, разработал логотип. Впоследствии этим логотипом маркировалась вся обувь, созданная на изегемской мануфактуре, а также им украшен фасад исторического здания фабрики, сегодня превращённого в музей.
Дела у Эмиля Вандоммеле шли очень хорошо: к 1870-ому году на него работало 80 наёмных мастеров, а годовой объём производства составлял 15 тысяч пар. Основатель, однако, не полагался на удачное стечение обстоятельств в продвижении своего детища и много внимания уделял рекламным ходам, создавая уникальные модели обуви, чтобы управлять вниманием публики.
Не захотел Вандоммеле довольствоваться и только локальным успехом, а решил заявить о себе на международной арене. 19 век, ознаменовавшийся активной глобализацией, этому только способствовал: в Старом и Новом свете набирали популярность международные выставки и ярмарки, которые, выражаясь современным языком, стали эффективным инструментом маркетинга и продвижения.
Как коллекционер я должен отметить, что именно благодаря активной выставочной деятельности компании мы имеем возможность любоваться необычными моделями обуви, выполненными не как утилитарный предмет, а как объект искусства. Выставочная коллекция марки Éperon d'Or уникальна, так как выполнена в единичных экземплярах мастерами высочайшего уровня и зачастую опережает свое время.
Назим Мустафаев
Разумеется, при проектировании такой обуви её функциональность не принималась в расчёт. Как отмечает Назим Мустафаев, производители ставили задачу показать мастерство своих модельеров и обувщиков и воплотить в обуви совершенную красоту. Это, в свою очередь делалось, чтобы мануфактура не просто выгодно выделялась среди многочисленных конкурентов, но демонстрировала своё превосходство в техническом и художественном отношениях и получала подтверждающие этот статус награды. Отсюда другое название такой обуви — призовая.
Первой международной выставкой, где была представлена продукция мануфактуры, стала выставка в Барселоне 1888 года. Обувь Вандоммеле удостоилась тогда сразу нескольких наград за качество своей продукции. Узнать, как выглядела модель с этой выставки, нам позволяет архивный снимок из коллекции Назима Мустафаева. Сильное впечатление разницы даже сегодня на нас производят неестественный подъём и невероятно высокий тонкий каблук, которые превращают ботинок в некоторое подобие пуанта.
Ботинок с выставки 1888 года очень похож на соседствующую с ним рекламную полупару 1875 года, которая сегодня находится в коллекции Назима Султановича и даёт представление о конструкции подобных моделей. В частности, коллекционер проводил рентгенографию ботинка, чтобы понять, как с технической точки зрения устроен каблук.
Каблуки такой конструкции можно увидеть ещё в двух полупарах Éperon d'Or из коллекции Мустафаева — в высоком ботинке тёмно-зелёного цвета и левой полупаре кожаных мюлей с отделкой светло-зелёной лентой.
Расцвет Éperon d'Or пришёлся на первую половину XX века. Мануфактура стала самым важным из всех обувных производств Изегема с точки зрения международной известности, которую ей принесло участие в выставках. Но уже в 50-е годы марке становилось всё сложнее конкурировать с другими бельгийскими и зарубежными производителями, предлагавшими более дешёвую обувь. Не спасло их и создание бюджетной линии Vedette. Обувь Éperon d'Or оказалась роскошью, не доступной широкому потребителю. 19 января 1967 года фабрика была закрыта из-за банкротства.
Поскольку Éperon d'Or до последнего оставался семейным бизнесом, то архивная коллекция выставочной обуви сохранялась у владельцев марки и их потомков. Именно у них в 2006 году часть этих моделей и приобрёл Назим Мустафаев. Особенно приятно отметить факт, что среди покупок оказалась и большая часть выставочных полупар с архивной фотографии, благодаря чему эти произведения обувного искусства доступны сегодня российской публике.
Назим Султанович также работает над масштабной книгой об Éperon d'Or. Этот труд, если увидит свет, станет первым и единственным пока исчерпывающим изданием об истории мануфактуры, богато иллюстрированным фотографиями её самых экстравагантных работ. Важность книгоиздательской инициативы можно продемонстировать наглядно: поиск информации и изображений в интернете по запросу "chaussures Éperon d'Or" выдаст минимум результатов, часть из которых доступна только на нидерландском языке. Поэтому хочется пожелать, чтобы книга непременно была издана (и переведена на несколько языков)!
А пока желающие увидеть выставочную коллекцию Éperon d'Or могут пойти на выставку «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна» или приобрести календарь с самыми яркими моделями.
Текст: Вера Радвила, основатель сети культурно-просветительских проектов Lamanova.online и куратор виртуального музея NLamanova.ru.
Хотите узнать больше об истории и совремнности костюма и ДПИ в России?
Подписывайтесь на наш канал, а также следите за нашими обновлениями на:
*Facebook и Instagram принадлежат запрещённой в России компании Meta