Предыдущие главы:
ПО КОННОГВАРДЕЙСКОМУ БУЛЬВАРУ
Забытая история места
Останавливаясь у стен Исаакиевского собора со стороны Невы с гостями города, я непременно обращаю внимание на здание Манежа и предлагаю угадать его назначение! «Театр, музей, дворец?» – задумчиво выдвигают они свои версии. Узнав, что это Манеж, удивляются! Хотя достаточно задуматься, какое место в жизни общества в 19 веке занимала лошадь, чтобы стало ясно: лошадь – это статус! И тогда появившиеся в 19 веке в Петербурге манежи, похожие на дворцы, уже не покажутся столь удивительным явлением!
На мой взгляд, удивительно другое. Что в этом месте делает Манеж? И об этом я точно не успеваю поговорить на экскурсии, когда надо успеть и про Адмиралтейство, и про Медного всадника, и про Сенат с Синодом! Итак, почему Манеж оказался в морском районе города рядом с Адмиралтейством? Чтобы разобраться, надо поглубже заглянуть в историю места.
Крепость-верфь Адмиралтейство была заложена на заре создания Санкт-Петербурга, еще при Петре 1 в 1704 году. За ней к югу на расстоянии, определённом фортификационной наукой, находилась Морская слобода, где жили работники Адмиралтейства. С северо-восточной стороны, вдоль берега Невы расселилась петербургская знать. Там же появился и царский дворец Петра 1.
А вот к юго-западу от Адмиралтейства находилось ещё одно судостроительное предприятие – Галерный двор. Там делали небольшие гребные суда – галеры. А всё пространство между предприятиями было занято вспомогательными мастерскими и складами.
Нам сегодня трудно представить, но берега Невы в начале 18 века обильно покрывали леса. Чтобы что-то построить, надо было сначала вырубить лес и осушить заболоченную территорию. Так появилась Галерная улица, связавшая корабельные производства, и два канала. Один был проложен от Адмиралтейства к Мойке параллельно Неве и Галерной улице и назван Адмиралтейским. Другой, Крюков канал, шёл от Невы, пересекая и Галерную улицу, и Адмиралтейский канал. Оба канала входили в реку Мойку, и 3 водных потока образовали остров, получивший название Новая Голландия! Там стали хранить корабельный лес, который по Адмиралтейскому каналу сплавляли к Адмиралтейству.
Освобождение производственной зоны
Всё пространство от Адмиралтейства до Мойки в 18 веке было рабочей зоной, вотчиной кораблестроителей. Но время не стоит на месте! Петербург разрастался, рядом с Адмиралтейством во второй половине 18 века появился Зимний дворец. Иметь в центре столицы производство, да ещё рядом с императорской резиденцией, как-то совсем не по-царски. К тому же случившийся на Адмиралтействе пожар 1783 года напугал Екатерину 2. И она задумала перенести производство кораблей в морской город Кронштадт, где по её указу началось строительство новых производственных корпусов. Но этой идее не суждено было сбыться.
После смерти матери Павел оставляет производство в Петербурге, но отодвигает подальше от центра, поближе к заливу. Строительство новых корпусов Адмиралтейской верфи начинается на месте бывшего Галерного двора. Туда постепенно вывели производство, освободив историческое здание Адмиралтейства. Корабелов «отодвинули» ближе к заливу. В итоге участок от здания крепости-верфи до Новой Голландии освободился. Но, как говорится, «место пусто не бывает»!
Император Александр 1 в 1807 году решает переселить сюда элитное воинское подразделение, Лейб-гвардии Конный полк, и отводит им довольно большую территорию вдоль Адмиралтейского канала почти до самой Мойки.
Казармы Лейб-гвардии Конного полка
Для конногвардейцев практически сразу начинается строительство казарм (1810). Возводятся протяжённые строения: два из них вдоль Адмиралтейского канала, одно – от канала к Мойке. Сразу за Манежем располагался Солдатский корпус. За ним – здание полка для размещения разных служб. Третья постройка одним из фасадов было развёрнута к Новой Голландии, другим обращена к Большой Морской улице. Она предназначалась для офицеров. Во дворе Офицерского корпуса находился полковой плац. Тот самый, куда со ступеней Манежа «выставили» однажды Коней Трискорни. Помимо квартир и служебных помещений в казармах жили кони. Конюшни занимали первые этажи.
Первоначально казармы были возведены по типовым проектам, разработанным специально для застройки военных слобод. Но в 1840-х годах их перестроили. Они приобрели облик, характерный для классического стиля Петербурга, и стали украшением города.
Бульвар на месте канала
Перестройка была связана с изменениями, которые к этому времени произошли в районе Адмиралтейства. После того, как был завершен вывод производства кораблей из здания Адмиралтейства, надобность в Адмиралтейском канале, по которому прежде сплавляли лес для постройки кораблей, отпала. И его часть до Крюкова канала убрали в кирпичную трубу под землю. А на месте канала проложили широкий и красивый Конногвардейский бульвар.
Бульвар – это аллея посреди городской улицы. Специально для променада, между прочим! И именно таким задумывался Конногвардейский бульвар на месте бывшего канала. В 19 веке модно было прогуливаться по бульвару, демонстрируя себя, наряды, а заодно и на других поглядеть. Мы обычно по бульвару не гуляем! Гости, тем более. Мы бежим по нему – в Новую Голландию, или Военно-Морской музей, или в театр Санкт-Петербург опера на Галерной. В обратном направлении – к Медному всаднику и Исаакиевскому собору. А если сбавить ход и прислушаться-присмотреться? Может, бульвар поведает историю Адмиралтейских верфей и легендарных Конных гвардейцев?
Крылатые богини
А замечали ли Вы фигуры крылатых богинь на высоких столбах, украшающие вход на бульвар со стороны Манежа? Задавались ли вопросом, кто они и почему здесь оказались? А ведь они имеют самое прямое отношение к Лошадиной истории. Это – колонны Славы. Они прославляют боевые заслуги конногвардейцев в войнах с Наполеоном в 1812-1814. Архитектор Карл Росси, благоустраивающий бульвар (кстати, ему и принадлежит идея «спрятать» канал), установил на высоких гранитных колоннах бронзовые статуи, подаренные Николаю 1 прусским королём.
Это не был жест немецкой щедрости и дружелюбия! Это, скорей, ответ на щедрость русскую – за копии пары коней Клодта с Аничкова моста. Эти кони так понравились Фридриху Вильгельму 4, присутствующему на открытии моста, что король пожелал иметь таких же! Так и вспоминается Высоцкий: «Я, Вань/Коль/, такую же хочу!» И Николай 1 продемонстрировал широту русской души: «Хочешь – получай»! И очередных лошадок, предназначенных для второй части моста (их к открытию не успели изготовить, и установили гипсовые копии первой пары), отправили в Берлин. Удивительный все же Петербург! Здесь на каждом шагу перекличка времён, имён и событий!
Прогулка по Конногвардейскому бульвару
Войдя на бульвар через торжественный портал, устроенный Росси, можно не спеша пройтись, глядя по сторонам. Слева рассмотреть казарменные постройки жёлтого цвета. Здания в строгом классическом стиле, без излишних украшений, можно встретить в разных районах города. Мне кажется, они легко могут ввести в заблуждение своей похожестью! Но, как правило, все имеют одно и то же первоначальное назначение – это казармы гвардейцев, обитавших прежде в разных частях Петербурга.
Дома, которые тянутся справа, пожалуй, интересней рассматривать! Они возводились уже после создания бульвара, когда в моду пришла эклектика. И, хотя особо интересных в историческом плане построек здесь нет, архитектурными деталями я обычно любуюсь в упоении.
В конце бульвара справа – роскошный Николаевский дворец, нынешний дворец Труда. Его хозяин, великий князь Николай Николаевич, немало сделал для развития кавалерии в российской армии. В личной жизни счастлив не был, а потому со всей страстью отдался любви к лошадям. На территории его владения, конечно, были конюшни с лошадьми лучших пород! Попробуйте отыскать! Не нашли? Тогда зайдите в ресторан с неподходящим ни для конюшен, ни для ресторана названием «Гимназия». Именно здесь и находились апартаменты великокняжеских скакунов! (Правда, похоже, ресторан на сегодняшний день прекратил работу. Посетить конюшни не удастся)
Канал в трубе
Бульвар короткий! И если Вы дошли до площади Труда, обязательно спуститесь в подземный переход. Как раз над ним находилась, в своё время, Благовещенская церковь, полковой храм Конногвардейцев. Её уничтожили в 30-х годах прошлого века. Под церковью проходила труба, сокрывшая Адмиралтейский канал. Чтобы оборудовать подземный переход в конце 20 века современные строители опять потревожили его – взяли и удалили кусок трубы вместе с каналом. А на ее месте установили мемориальную доску памяти канала! А арки, замуровавшие канал, дополнили архитектурную композицию сложного подземного перехода. За аркой с доской – оставшийся кусочек настоящего Адмиралтейского канала, одна из сторон треугольника Новой Голландии. Напротив – арка, замуровавшая трубу с каналом. Если верить сведениям в интернете, канал по-прежнему неплохо живёт в трубе!
Дойдя до конца бульвара, можно возвращаться. Если свернуть на улицу Якубовича, гвардейские казармы предстанут с «изнанки». Познакомившись с историей места, вряд ли теперь они удивят огромным количеством «широких ворот» на зданиях! Здесь и стояли гвардейские кони! Двигаясь по довольно безлюдной улице в центре Петербурга, можно поближе познакомимся с гвардейцами и их жизнью в столице.
Продолжение скоро!
Начало здесь:
От автора. Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!