Здравствуйте, уважаемые подписчики. С вами "Самсоненко говорит". Сегодня я расскажу о своём опыте участия в интенсиве для молодых педагогов "образование" в цифре": контент, платформа, технологии".
13 февраля 2024 года состоялся Интенсив для молодых педагогов «Образование «в цифре»: контент, платформа, технологии». Мероприятие было организовано центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и кафедрой психологии, педагогики и дополнительного образования, состоялся в Институте развития образования Краснодарского края. Более подробно об условиях проведения вы можете узнать на их сайте: ub.iro.ru
В интенсиве приняли участие:
- заместитель начальника отдела проектной деятельности, цифровой трансформации и информационной безопасности министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Платонова Алла Владимировна,
- проректор по воспитательной деятельности, дополнительному образованию и цифровой трансформации института развития образования Краснодарского края Терновая Людмила Николаевна,
- члены Президиума и Совета регионального профессионального сообщества молодых педагогов,
- победитель и призеры краевого профессионального конкурса «Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности».
Интенсив оказался невероятно полезным для учителей моего возраста, поскольку включал в себя огромное количество методических разработок, связанных с цифровым образованием. В настоящее время, в век технологий, это необходимость, а не "что-то, что никогда не пригодится". Что же, разберём всё подробно и по-порядку.
Программа интенсива была крайне насыщенной и включала в себя 4 актуальных вопроса:
- использование платформы «Сферум» в образовательной деятельности педагога;
- смешанное обучение как инструмент индивидуализации образования;
- создание уроков с применением электронных образовательных материалов Библиотеки цифрового образовательного контента
- игровой практикум «Это не игра» по цифровой грамотности и информационной безопасности детей в сети «Интернет».
Использование платформы «Сферум» в образовательной деятельности педагога
Невозможно представить работу учителя без общения с учениками и их родителями. И это общение происходит не только в учебное время, но и за его пределами. Иногда случается так, что учебные занятия приходится проводить в дистанционном формате. Как показал опыт, очень часто это бывает затруднительно, однако на интенсиве нам доказали, что есть возможность минимизировать количество затруднений.
С недавних пор платформа "Сферум" стала неотъемлемой частью жизни каждого педагога. На посещенном мною мероприятии я узнала, что "Сферум" можно использовать не только как сервис для обмена сообщениями, но и как образовательную платформу.
При проведении дистанционного урока в видеозвонке "Сферум" можно использовать интерактивную доску, подтвердив роль педагога в личном кабинете.
Использование интерактивной доски во время дистанционного занятия открывает перед учителем множество возможностей:
- Во-первых, появляется возможность писать тексты, заполнять таблицы и рисовать в реальном времени, это однозначно решит проблему объяснения материала без доски, с которой столкнулись многие педагоги при апробации дистанционного формата уроков;
- Во-вторых, применить рамки, которые помогают отделить одну часть работы от другой, тем самым, сделав материал более понятным, структурированным и последовательным, что позволит ученикам быстрее усваивать полученные знания;
- В-третьих, работать с плоскими и объёмными фигурами, менять их размер, цвет и угол наклона, данная разработка во многом станет полезной для учителей естественно-научных дисциплин, также она облегчит задачу ученикам, вынужденным "вращать" фигуры только в воображении;
- В-четвёртых, использовать шаблоны: блок-схемы, календари, карты, диаграммы и прочие способы структурирования информации, как и во втором пунктепользу данной разработки можно описывать бесконечное количество времени. Мне, как учителю русского языка и литературы, данная возможнось очень нужна и интересна, поскольку правила гораздо проще объяснять, сжимая материал до понятной схемы или таблицы;
- В-пятых, управлять доступом к доске и включать слежение за курсорами пользователей. Эта технология позволит проконтролировать работу каждого ученика и даст учителю возможность включить в процесс как можно больше обучающихся.
Всё это позволяет сделать учебный процесс интереснее и понятнее для школьников, проще и результативнее для педагогов. Кроме того, подобный формат работы позволит проконтролировать действительное количество учеников, посетивших занятие, так как отговорка "у меня не включается камера и микрофон" не сработает.
Подобный подход к урокам сделает их более продуктивным, потому что он позволит использовать методы груповой и парной работы, творческих мастерских и индивидуальных проектов даже за пределами класса, в условиях удалённой работы.
Смешанное обучение как инструмент индивидуализации образования
Для начала давайте разберёмся что такое смешанное обучение. Смешанное обучение —это современный образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение.
Мир не стоит на месте, технологии развиваются непрерывно и очень стремительно. Возможности интернет платформ расширяются, а вместе с ними увеличивается и потенциал современного образования. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. В наше время, реализация смешанного обучения является инструментом индивидуализации образования.
Что это значит?
Сейчас мы постоянно слышим, что образование должно быть индивидуальным, должно отвечать потребностям каждого ребёнка, однако как этого можно добиться нам мало кто рассказывает. Так вот смешанное обучение и является способом сделать качественное образование доступным каждому ребёнку. Согласно исследованиям, модели смешанного обучения имеют гораздо больший успех, чем классическая модель, хотя и не дотягивает до уровня индивидуального обучения (частное обучение один на один).
Как же реализуется смешанное обучение?
Существует 4 модели смешанного обучения:
- Перевернутый класс. Суть данной модели очень проста: школьники изучают материал дома по средствам интернет-ресурсов, а на уроке с учителем происходит корректировка полученных знаний и их закрепление на практике. Данная модель очень удобна для применения в старших классах, когда дети уже способны самостоятельно выбирать информацию и анализировать её. Преимущество этой модели в расширении практического блока на уроке, таким образом закрепление материала пройдёт быстрее и качественнее.
- Ротация станций. Данная модель подразумевает чередование фронтальной работы с учителем, индивидуальной работы в сети интернет и коллективной работы под наблюдением педагога, выступающего в роли тьютора. Преимущество модели "Ротация станций" в большей самостоятельности учащихся, то есть закрепление материала происходит по средствам интернет-ресурсов и работы над групповым проектом.
- Ротация лабораторий. Модель ротации лабораторий применима в начальной и средней школе, поскольку подразумевает самое активное участие педагога. Учащиеся проходят 3 урока вместе с учителем, а затем переходят на один урок в "лабораторию", где закрепояют полученный материал онлайн.
- Гибкая модель. Самая сложная для реализации из всех вышеперечисленных. Она подразумевает более приспособленные школы, поскольку для её реализации требуется целых 7 пространственных блоков: 2 класса для фронтальной работы с учителем 6:1, 1 большое помещение для онлайн обучения и коллективной работы, один класс для фронтальнонго обучения 12:1, а так же пространства для социализации и коллективной работы детей без присутствия учителя. Данная модель сложна, но при этом наиболее эффективна, поскольку даёт возможность построить индивидуальный вектор работы учеников.
Ранее я сталкивалась с понятием смешанного обучения, однако реализацию его на практике я видела впервые. На интенсиве нам показали, что все модели смешанного обучения позволяют выстраивать занятие индивидуально для каждого ученика. К сожалению, самым дорогим ресурсом данного образования является время педагога, поэтому реализация подобного обучения возможна далеко не во всех школах. Но, я думаю, что в скором времени эта ситуация изменится.
Создание уроков с применением электронных образовательных материалов Библиотеки цифрового образовательного контента
Данный блок интенсива запомнился мне больше всего и показался наиболее полезным для молодых и опытных педагогов. Я думаю, каждый из нас сталкивается с нехваткой времени, а зачастую и сил для подготовки раздаточного или наглядного материала к уроку. Библиотека цифрового образовательного контента (далее ЦОК) стала для меня настоящим открытием. Почему? Давайте разберёмся.
Что такое библиотека ЦОК? Это авторские разработки уроков по всем предметам школьного курса с интерактивными материалами к уроку, заданиями и видео материалами. В данной библиотеке можно найти готовую разработку урока по той или иной теме и использовать либо частично, либо полностью на занятии.
Преимущества библиотеки ЦОК:
- не требуется регистрация на платформе - при входе без авторизации можно использовать все ресурсы библиотеки в полной мере в онлайн режиме;
- авторские разработки уроков, прошедшие одиннадцать этапов проверки, которые соответствуют всем требованиям ФГОС ООО;
- невозможность найти ответы на задания в интернете - так как задания авторские найти в интернете ответ не получится, что заставит учеников думать самостоятельно;
- яркость и доступность подачи материала - все картинки, видеолекции и интерактивные задания очень яркие и интересные, что благотворно влияет на мотивацию учеников к обучению;
- ускорение подготовки к занятиям - благодаря платформе разработка урока занимает от пятнадцати минут до часа максимум, поскольку описание урока и основные требования прописаны в самой разработке.
- методические рекомендации для педагогов - это не только удобно, но и полезно, потому что позволяет посмотреть на урок с другой стороны, с такой точки зрения, о которойраньше скорее всего и не задумывался.
На интенсиве нам предложили разработать урок с помощью библиотеки ЦОК, получилось так, что в моей команде были в основном преподаватели математики и начальной школы, а я оказалась единственным филологом. Было принято решение взять тему по математике. Но, несмотря на то, что я не имею никакого отношения к точным наукам, мне не составило труда разработать урок и ПРОВЕСТИ его. Причём ведение урока оказалось даже более приятным и комфортным, чем мне казалось изначально.
Поработав лично с платформой ЦОК, я приняла решение, что в своей практике точно буду использовать данные наработки, потому что это действительно удобно, интересно и очень результативно.
После интенсива я 3 дня использовала библиотеку ЦОК, чтобы поделиться с вами опытом и могу сказать, что всё, о чем нам рассказывали, действительно работает и улучшает качество обучения.
Игровой практикум «Это не игра» по цифровой грамотности и информационной безопасности детей в сети «Интернет».
Завершающий этап интенсива начался с очень приятного психологического мини-тренинга для участников: мы немного размялись и ментально расслабились после долгой умственной работы.
В ходе практикума "Это не игра" мы поговорили о проблемах современных детей, об их причинах и возможных путях решения. Затем нам предложили сыграть в игру, в которой нам предстояло сталкиваться с проблемами учеников в четырёх аспектах: наркотики, экстремизм, запрещённые группировки и сообщества, травля в школе и интернете - и решать их.
Данная игра позволила нам лучше понять на какое поведение детей нужно обращать внимание и экстренно реагировать, какие меры пресечения данных проблем существуют и какую нужно проводить работу с детьми и их родителями, какие инстанции необходимо привлекать для решения ситуации.
Данный практикум позволил немного отдохнуть, поскольку проводился в игровом формате, и в то же время получить новые знания и опыт в вопросе безопасности школьников в сети интернет.
В заключение хотелось бы сказать, что интенсив оказался крайне полезным, и я очень рада, что смогла его посетить. Хочется выразить благодарность центру непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и кафедре психологии, педагогики и дополнительного образования Института развития образования Краснодарского края за его организацию и проведение.
В век современных технологий невозможно отменить или замедлить цифровизацию образования, поэтому необходимо проводить её грамотно и постепенно. И благодаря интенсиву «Образование «в цифре»: контент, платформа, технологии» я теперь понимаю как именно это нужно делать.