Хотя, как я писала, одним постом тут не обойтись. Я попробую основное описать.
Сразу хочу успокоить немного: никто не останется один на один с неизвестностью. Мы все в неизвестность движемся. Кроме наших усилий, которые мы можем и не предпринимать, на самом-то деле — это ведь все выбор, усилия будут прилагать и работодатели.
Иными словами — не адаптированных под новые требования будут адаптировать:
- Создавать программы обучения и переобучения
- Растить нужные отраслям навыки
- Выстраивать внутриотраслевые обучающие программы
- Оказывать психологическую поддержку
Вообще, читая исследования, видится тренд на гуманизацию: палочная система, мотивация страхом — ну такое. И исследователи активно доносят это до аудитории управленцев и ключевых стейкхолдеров (я хотела избавиться от этого слова, но давайте с ним познакомимся: это заинтересованная сторона в экономике; стейкхолдером могут быть оптовики, собственники нефтяных предприятий и тд). Ладно, бог с ними — просто знайте: никому не прижмется решать проблему в одиночку, будут созданы условия.
А вот КАК и СМОГУТ ЛИ этими условиями воспользоваться те, кто окажется в будущем — это как раз зависит от того, будут ли сформированы нужные навыки, о которых я говорила в посте «2030 год через 6 лет».
В карточках - описание того, с какими качествами работники сейчас выходят на рынок труда. А также основные ориентиры на 2030.
Дальше в карточках
В действительности, есть проблема, которая остро стоит уже сейчас:
- Выпускники жалуются, что нет работы
- Работодатели жалуются, что нет работников
Проблема заключается в том, что ожидания выпускников не совпадают с требованиями работодателей. А работодатели пока не готовы (да и, зачастую, не знают), что делать с этими ожиданиями. Для многих они выглядят дикими, но, как говорится, уж что есть. Поколение Z:
- Не соглашается на переработки
- Предпочтет отказаться от высокой оплаты в пользу низкой, но с меньшей нагрузкой/гибким графиком/возможностью работать удаленно
- Не хотят работать, если им не нравится/не соответствует интересам/не оправдывает ожидания (могут просто не выйти на работу, если поймут, что все — хватит)
- Ожидают уважения их мнения и идей, соблюдения прав
- Чаще, чем все предыдущие поколения, имеют проблемы с ментальным здоровьем (стресс, депрессия, раздражительность, разного рода тревожные состояния)
- Имеют сложности с коммуникацией: проще написать, чем позвонить или поговорить лично
На работу их принимает наше поколение и поколение старше и «миндальничать оно тут не собирается — работать пришел или сопли на кулак мотать?» Отсюда и противоречие: рук много, но они такие не очень нужны и наоборот.
Если ваш ребенок будет знаком с трудом, будет иметь навыки коммуникации, благодаря условиям станет стрессоустойчивым (это не значит, что ему надо надломить нервную систему — это значит, что его не надо растить, как мимозу, используя опекунские методы воспитания: больше жизни для большего опыта) — тогда с ним не надо будет нянчиться. И он, просто будучи более смелым, общительным и самостоятельным — будет именно больше шансов на победу в конкурентной борьбе. Не бином ньютона, уж точно. Справиться с такой задачей воспитания можно.
Что же ждет сегодняшних детей в 2030 на рынке труда.
Основные тезисы:
- До 30% деятельности, на которую приходится рабочее время, будет автоматизирована
- По прогнозам от 12 до 25 млн человек будут вынуждены сменить профессию
- Количество рабочих мест увеличится в здравоохранении, STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics — естественные науки, технологии, инжиниринг, математика) и на управленческих позициях (востребованы будут квалифицированные менеджеры, способные помочь предприятиям пережить изменения)
- Не будет расти или уменьшится количество рабочих мест в сфере обслуживания, офисной поддержки, общественного питания
- Наиболее устойчивыми к изменениям будут такие отрасли как: юриспруденция, здравоохранение, менеджмент, транспорт и STEM
- Спрос на рабочие места в STEM увеличится на четверть (можно расчитывать на то, что IT-специалисты будут попрежнему востребованы)
- При найме на работу работодатели будут руководствоваться оценкой реальных навыков и компетенций, а не документами, подтверждающими соответствующее образование.
Кроме этого, компании, вероятно, начнут обучать сотрудников и нанимать людей из прежде обделенных вниманием групп, таких как люди с инвалидностью.
Недостаток рабочей силы заставил многих работодателей рассматривать кандидатов без нужного опыта. Вместо того, чтобы настаивать на компетенциях, которые максимально соответствуют требованиям, организациям выгоднее оценивать кандидатов по их способности к обучению и гибким навыкам.
На рынке труда прогнозируется более высокий интерес к социально-эмоциональным и цифровым навыкам.
Физический труд будет попрежнему востребован (на него будет приходится до 30% рынка труда)
Особенный тренд: старение населения, в связи с чем будет расти спрос на медицинских и социальных работников.
Генеративный ИИ существенно изменит деятельность работников интеллектуального труда. Он помогает специалистам в области STEM, а также юристам, управленцам и людям творческих профессий. ИИ не заменит, а усилит специалистов в интеллектуальных отраслях.
В целом, это общемировые тренды и прогнозы. Естественно стоит обращать внимание на особенности нашей страны и понимать, что, на текущий момент, мы находимся в уникальной ситуации. Вместе с тем, те навыки, которые я перечислила в первом посте этой серии, а также знание иностранных языков, может стать пропуском на международный рынок.
Удачи! И пишите, какие у вас мысли и было ли полезно почитать. Получилось длинненько, но, на мой взгляд, полезно.