Найти тему
Дина Старовойтова

МОЕМУ РЕБЕНКУ 20 И ОН ПОТЕРЯЛСЯ В ЖИЗНИ

Так вышло, что не сдал экзамены, плохо сдал. Повторно сдавать отказался и решил забрать документы после 9го класса. Хоть какое-то образование, в любом случае, получить надо. Настояла, чтобы шел в техникум. Кое-как заставила доучиться. В вуз не пошел, хотя техникум был при вузе, можно было поступить по внутренним экзаменам. Ничего у него не получается. Стал замыкаться, с друзьями реже общаться, больше в комнате сидит. На контакт не идет, говорит, что сам знает, что делать. Но ничего не делает.

С год назад мы поругались. Он собрал вещи, хлопнул дверью и ушел к своей девушке жить. Я думала, он найдет работу. Но, спустя два месяца, мне начали приходить сообщения, что он назанимал денег и не отдает. Друзья его писали, мой начальник написал, он его знает — практику у него проходил. Сумма приличная. Я начала спрашивать, он в крик. Домой вернулся, девушка выгнала. Совсем сник.

Отец говорит: «Это все твое воспитание! Сама теперь и расхлебывай!», а я не знаю, что делать. Выгнать? Он ничего не будет делать. Содержать его? Так сколько я смогу его содержать?.. тупик какой-то.

Тупик? Вполне себе так и выглядит. И это достаточно распространенная ситуация.

Есть решение? Есть. Но оно не будет простым. Иллюзий тут не нужно. Это взрослый человек и придется работать с созависимыми отношениями.

Почему? Потому что, скорее всего, у родителей (даже если отец говорит, что это воспитание матери) присутствуют эмоции:

  • Вины
  • Стыда
  • Страха

Скорее всего, есть ощущение бессилия и безысходности.

Из такого состояния и в таких эмоциях справиться с ситуацией будет сложно. Прежде всего, важно и нужно родителям (как минимум, одному, чаще всего, это матери, поскольку они более гибкие и способные принимать помощь специалистов) прийти в нормальное состояние. Ощутить свою силу и уверенность в том, что у задачи есть решение.

Ошибочно рассуждать, что здесь нужно работать с ребенком.

Во-первых, это уже не ребенок. Это взрослый, хоть и не самостоятельный, человек.

Во-вторых, он сам должен хотеть исправить ситуацию. Однако, к такому возрасту, уже формируются вторичные выгоды: да, скандалы, да, некомфортно, но — можно не напрягаться и жить за счет родителей. Можно не решать свои проблемы, не собирать себя в кучу, не прилагать усилий. Простыми словами, можно не брать ответственность за свою жизнь.

В-третьих, даже если взрослый, несамостоятельный человек решит работать над собой с психологом, он будет возвращаться к родителям, которые испытывают чувство вины, стыда и страха за него и его жизнь. Как следствие, прилагая усилия, на которые его будет подталкивать психолог, и не получая результата (а не всегда усилия могут принести результат, например, на работу он не сможет сразу устроиться, получит пару-тройку отказов) — он будет сваливаться в состояние жертвы, которое не смогут выдерживать родители. И будут помогать справиться с проблемой там, где, напрягаясь (ключевое), человек должен справиться сам.

Задачей в такой работе является создание условий, в которых человек справляется со сложностями, а родители выдерживают его сопротивление и нежелание с ними справляться. Не потакают слабости, поддерживают, выстраивают границы, устанавливают требования, придерживаются установленных требований и правил, соблюдают договоренности и выдерживают наступление последствий (например, при отсутствии трудоустройства в оговоренные сроки, не идут на поводу и не дают денег больше оговоренной суммы).

Работа психолога, в этом случае, направлена на два аспекта:

  • Поддержку молодого человека, поиска с ним точек опоры, ценностей, используя которые, он может справляться с трудностями и выдерживать свое несовершенство в текущем моменте (все поступили, а я не поступил; все уже сами себе все покупают — а я не могу), выдерживать отказы родителей (я их прошу, а они не дают; они меня не понимают; они меня не любят)
  • Поддержку родителей, которые формируют условия, в которых их уже взрослый ребенок справляется со сложностями.

Лучше, конечно, не доводить ситуацию до такого и решать вопросы, пока дети еще находятся в младшем школьном или среднем школьном возрасте. Описанная ситуация не возникает внезапно, ей предшествуют годы взрослея, в которых упускается возможность формирования навыков, необходимых для взрослой жизни. Как вы понимаете, основной — это самостоятельность. Она же, в свою очередь, опирается на:

  • Веру в свои силы
  • Умение принимать решения
  • Ответственность
  • Умение справляться с ошибками
  • Анализ последствий
  • И тп

Профилактика всегда лучше, чем лечение. И если сегодня ребенок не помогает по дому, саботирует школьные занятия, огрызается, хамит, ставит свои интересы выше всех остальных, замыкается, не идет на контакт (не важно насколько выражены эти признаки), а у родителе, в свою очередь, уже присутствуют вина, страх за будущее, стыд и ощущение «я что-то делаю не так» — это звоночки. Лучше обратить на них внимание и начать выходить из таких отношений, формируя условия, в которых будут развиваться конструктивные навыки.

Всем этим мы занимаемся на курсе «Самостоятельный ребенок». Вы можете записаться в лист ожидания уже сейчас, чтобы не пропустить старт очередного потока. Описание курса и запись по ссылке.