Найти тему

Выставка "Лисий огонь" в Anna Nova: Россия и Восток под одной крышей

Восток и Запад, насколько бы полярными они ни были, всё равно влияют друг на друга с давних времён, в особенности в области искусства: китайский фарфор и Мейсенская мануфактура, участники журнала "Мир искусства" и укиё-э, слияние Скандинавии и Японии в виде стиля "джапанди" и многое другое. Естественно, взаимопроникновение культур происходит и по сей день, в том числе и в России.

*Ниже представленный материал основан на личном мнении автора статьи, а также на информации из телеграм-бота, в который предлагается перейти посетителям выставки.

23 декабря 2023 года была открыта персональная выставка петербургской художницы Фёдора Хиросигэ “Лисий огонь” в галерее Anna Nova. Фамилия Хиросигэ в псевдониме автора уже наводит на мысль об известном японском художнике – Утагава Хиросигэ. Да и само название нас отсылает к гравюре "Лисьи огни у Железного дерева переодеваний в Одзи”. Исходя из японской мифологии, в последний день года все лисицы, кицунэ, собирались у дерева в Одзи, чтобы принять облик прекрасных девушек. Словно глядя внутрь картины, Фёдор Хиросигэ вдохновляется этим сюжетом и кладёт его в основу своей выставки.

Утагава Хиросигэ. "Лисьи огни" в последний день года у железного дерева в Сёдзоку, в районе Одзи". 1857 год
Утагава Хиросигэ. "Лисьи огни" в последний день года у железного дерева в Сёдзоку, в районе Одзи". 1857 год

Фёдор Хиросигэ – таинственный персонаж в российском искусстве, который зачастую нам представляется в виде своего альтер-эго – Человека-гриба. Автор вдохновляется восточной мифологией, философией, религией и искусством, в том числе современным, и искусно вписывает свои знания в знакомые русскому человеку мотивы. Фёдор Хиросигэ в основном работает в технике пирографии, но на выставке удалось посмотреть и видео-перформансы и даже подвижные инсталляции. (Подробнее о художнике можно узнать здесь: https://www.annanova-gallery.ru/artists/336-/overview/)

Фотография взята с сайта: https://antennadaily.ru/2023/12/12/anna-nova-2/
Фотография взята с сайта: https://antennadaily.ru/2023/12/12/anna-nova-2/

"Лисий огонь" – это выставка про внутренний мир художника, в котором переплетаются отечественные мотивы с восточными и соединяются в целостную историю, где главными героями выступают несколько персонажей: огонь, Человек-гриб и лисица из японской мифологии – кицунэ.

Огонь – важная часть творчества художницы, на этой выставке разрушительная стихия становится созидательной. Вступая в контакт с деревом, в умелых руках мастера огонь создаёт невероятные, неповторимые арт-объекты, которые выражают внутренний мир самого творца. Огонь – начало и конец, жизнь и смерть, эта мысль пронизывает всю выставку. В этом тезисе можно будет убедиться при прохождении всей экспозиции.

Человек-гриб – сама художница. Она вставляет свою фигуру словно намекая на то, что на самом деле всё то, что здесь происходит – её часть, нереальная, как и сам образ Человека-гриба. Возможно, проходя через священные японские врата – тории – мы входим в другой мир, ведь в синтоизме они значат переход на священную территорию. И этот мир – мир самой художницы, мир её фантазий, чувств и сновидений.

Фотография автора
Фотография автора

Кицунэ – один из самых узнаваемых персонажей в японской, корейской и китайской мифологиях. Эти мифические существа могут оборачиваться в людей по прошествии 50-100 лет. Самая большая угроза с их стороны – разбитые сердца, как бы слащаво это ни звучало. Превращаясь в прекрасных дев, они с лёгкостью могут влюбить в себя любого человека.

Отношения Человека-гриба и Кицунэ, показанные в видео-триптихе, нам не совсем понятны. Как сам описывает автор, между персонажами отношения наполнены страстями и огнём. Но однозначно нельзя понять, что происходит. Исходя из японской мифологии, кицунэ очаровывали людей и жили с ними на протяжении всей жизни и даже оставляли после себя потомство. Возможно, между персонажами в этой кинокартине как раз и вспыхнули яркие, огненные чувства, но что-то им мешает быть вместе.

Каждый увидевший эту работу интерпретирует историю по-разному, из-за чего возникает эффект Расёмон, который берёт своё название из одноимённого фильма Акиры Куросава, снятого по рассказу Рюноскэ Акутагавы “В чаще”. Эффект заключается в том, что увиденное третьим лицом истолковывается иначе, нежели предполагает сама ситуация. Возможно, тот, кто снимал, и сам был лишь третьим лицом, давший собственное видение ситуации. Однако правды мы всё равно не узнаем, так как Фёдор Хиросигэ лишь натолкнула нас на размышления, не дав ответа.

"Лисьи чары". Фотография с сайта: https://delartemagazine.com/art/menshe-medlennee-kachestvennee-vystavka-fyodora-xirosige-lisij-ogon-v-galeree-anna-nova.html?ysclid=lsnluddk68282583375
"Лисьи чары". Фотография с сайта: https://delartemagazine.com/art/menshe-medlennee-kachestvennee-vystavka-fyodora-xirosige-lisij-ogon-v-galeree-anna-nova.html?ysclid=lsnluddk68282583375

На видео-триптих из другого угла смотрит красноволосая девочка, вписанная в фигуру сердца. Смотря на панно, кажется, что лицо расщеплено на мелкие осколки, создавая эффект разбитого зеркала. Опять же, можно интерпретировать это по-разному, но мне кажется, что сердце нам говорит о влюблённости, о тех огненных, пылких чувствах, которые происходят между героями видео. А эффект разбитого стекла, возможно, на неразделённую любовь.

Фотография автора
Фотография автора

Это лишь начало нашего путешествия. Но перед тем, как мы перейдём к раскрытию дальнейшей истории, нам предстоит очиститься. В середине зала находится костровище, в основании которого находится соль – символ очищения в синтоизме. Поленья же при горении сжигают всё на своём пути, но при этом дают возможность родиться чему-то нового. Тоже своего рода символ очищения.

Фотография автора
Фотография автора

Второй этаж становится развязкой истории красноволосой девушки, которую мы встретили на первом этаже. Но перед входом в главный зал нас ждёт колесо Сансары. Сансара – круговорот рождения и смерти в шести мирах по индийской религиозно-философской традиции. Посетителям предлагается покрутить колесо, которое, в прочем, как бы ни крутил человек, возвращается в исходную позицию. Как можно понять, идея жизни и смерти продолжает пронизывать эту выставку. Развязкой становится последний зал.

Фотография автора
Фотография автора

Входя в последний зал, сильно давит красный цвет, который буквально давит. По периметру развешены деревянные панно, которые создают цикл превращения лисицы в человека и обратно. Это действие сопровождает уже известный нам герой – огонь.

Фотография автора
Фотография автора

Момент превращения красноволосой девушки в лису кажется нам болезненным и, возможно, смертельным, на что намекает кровавая капля, висящая в углу комнаты. Что дальше случилось с лисицей – нам уже не удастся узнать, но важно ли это?

Фотография автора
Фотография автора

После прохождения всей выставки мне так и не удалось понять художницу, а, возможно, этой задачи у автора и не было. Возможно, она хотела показать нам свой мир на расстоянии вытянутой руки, чтобы мы смогли узнать о ней побольше, но не обожгли её или она не обожгла нас.

Что касается взаимопроникновения искусства, на этом тоже стоит остановиться. Мы уже поняли, что на выставке встречаются мотивы из буддизма, синтоизма, индуизма, здесь также есть и другие отсылки. Наша главная героиня – кицунэ, выглядит знакомо, не правда ли? Она очень похожа на героев старой манги или аниме.

Если мы вернёмся к вратам тории, то можно заметить выжженные надписи на берёзах – текст первого куплета из опенинга аниме "Атака на титанов" и хорал из аниме "Юная революционерка Утэна". И, кстати, берёза – русский мотив, который в ториях, в японском традиционном символе, дополняется современным японским искусством – аниме. Чем вам не взаимопроникновение культур?

Но больше всего мне понравилось панно на втором этаже, где изображён медведь и лисица. Сразу можно не заметить из-за света, но посмотрев на работу под определённым углом, можно увидеть чёрного медведя с горящими белыми глазами, который больше напоминает тень (прошлого или будущего, а может, он символизирует нечто иное). Вдалеке мы видим гору Фудзи, которая, к слову, не сразу бросается в глаза. Как вы понимаете, здесь снова слияние двух культур: отечественной (в изображении бурого медведя) и восточной (лисица и гора Фудзи).

Фотография автора
Фотография автора

Стоит ли посетить выставку? Мой ответ – стоит! Выставка небольшая и займёт всего 30 минут времени, зато можно будет познакомиться с петербургской художницей и её миром, увидеть знакомые образы и самому придумать историю.