Силвеcтер Сталлоне (Родился 6.07.1946)
Многие годы советская пресса внушала читателям, что Силвестер Сталлоне - агрессивный реакционер, у которого нет других интересов, кроме накачивания бицепсов и любовных интрижек. В показанном по отечественному телевидению шоу Фила Донахью знаменитый американский актер предстал совсем другим: доброжелательным, интеллигентным, остроумным собеседником, заботливым отцом, остро переживающим неизлечимую болезнь одного из своих сыновей... Ох уж эти стереотипы, сплетни, слухи!..
«Я считаю, что насилие вышло из моды, - сказал Сталлоне в одном из своих недавних интервью. - Люди еще острее осознали, как необходим мир на нашей планете. Прерванные в расцвете лет человеческие жизни, загубленная природа, миллиарды долларов, сожженных в соплах ракет... Мир желает мира. И я читаю, что в этой обстановке не нужны новые «Рембо»...
Сегодня Сталлоне, как и Арнольд Шварценеггер, получает миллионов долларов за фильм. Его мать, пианистка и астролог, души в нем не чает и до сих пор удивляется, как мог получиться такой замечательный сын от ее недолговечного брака с бедным сапожником Фрэнком Сталлоне. «Я родила его в палате для бедняков. Он родился калекой. Его голосовые связки были парализованы, часть лица тоже...».
Однако Слай сумел справиться со своей болезнью, стал усиленно заниматься спортом, работал спортивным инструктором в американском колледже в Швейцарии, затем поступил на факультет драматического искусства университета Майами... Увы, окончить его не удалось. Тогда Сталлоне, перебиваясь случайными заработками, попытался писать сценарии. На студиях на них не обращали никакого внимания, но он продолжал сочинять ноше сюжеты. В 1975 году он пишет сценарий фильма о боксе «Роки». Сталлоне мечтал не только сыграть в нем главную роль, но и попробовать себя в режиссуре. Владельцы кинокомпании были против. Они хотели, чтобы в фильме играл знаменитый актер, к примеру, Берт Рейнолдс, а постановку поручили маститому Джону Эвилдсену («Джо», «Парень каратэ»).
Оставив на время мысли о режиссуре, Сталлоне поставил категорическое условие: или он играет главную роль, или забирает сценарий. Компания уступила. «Роки» вышел на экраны в год тридцатилетия упрямого Слая. Сталлоне стал звездой...
«Рокки - символ чистоты и прямодушия в аморальном и коррумпированном обществе, - не раз любил подчеркивать Сталлоне. - В таких героях будут нуждаться всегда... Мои герои воплощают американский идеал. В них - здравый дух, тело и прекрасная физическая форма. Но, прежде всего - готовность защитить свое достоинство...».
Через два года Сталлоне смог осуществить свою мечту, поставить ретро-фильм «Аллеи Рая», однако, не ощутив желанного триумфа, решил вернуться к своему «Роки». Еще 3 серии истории о безвестном боксере, ставшем чемпионом мира, принесли ему гигантский доход. Сегодня состояние Сталлоне оценивается в 100 миллионов долларов.
Что же касается его режиссерских способностей, то Сталлоне вскоре поставил неплохой диско-мюзикл с Джоном Траволтой «Оставаясь живым», доказав тем самым, что он отнюдь не только «снимающийся спортсмен»...
Несмотря на значительный успех сериала о Рокки, Силвестер Сталлоне хорошо понимал, что его имиджу нужен еще один герой-символ, который позволит ему продемонстрировать свои лучшие качества актера действия. И опять повезло: Тэд Котчев пригласил его сняться в «Рэмбо», где главный герой, ветеран вьетнамской войны, в одиночку сражается с целой армадой коммандос.
В том же жанре военного триллера были поставлены и продолжения этой ленты, вызвавшие разноречивые отклики во всем мире. Одни зрители считали их милитаристски-агрессивными опусами, другие были убеждены, что только так можно воспитать настоящих мужчин...
Что и говорить, художественный уровень сериала оказался невысок, однако, если отбросить в сторону конъюнктурные и политические соображения, перед нами были обычные фильмы действия со своими правилами игры, с хрестоматийными погонями и зубодробительными драками, перестрелками и зловещими паузами...
В 1980-е Сталлоне работал весьма продуктивно: 3 режиссерские работы, десяток актерских. Вместе с целым букетом звезд он сыграл в спортивной драме Джона Хьюстона (1906-1987) «Бегство к победе», в которой рассказывалось о футбольном матче между пленными и нацистами в годы второй мировой войны.
Женившись в середине 1980-х на актрисе Бригитт Нильсен, он снялся с ней в полицейском триллере Джорджа Косматоса «Кобра». Картина имела неплохой кассовый успех, но вот семейная жизнь Сталлоне не заладилась. Последовал скандальный развод, о котором у Слая до сих пор остались самые неприятные воспоминания...
Сталлоне пробует сменить жанр. В фильме Менахема Голана «Изо всех сил» он пытается освоить жанр мелодрамы. Его герой, мужественный шофер грузовика, пытается найти контакт со своим десятилетним сыном, которого он бросил еще младенцем ... В этой картине Сталлоне скупыми актерскими приемами достигает необходимого эффекта. Мы видим, как в его герое просыпаются отцовские чувства, как оттаивает его грубая душа...
В фильме «Взаперти» Сталлоне не менее убедительно сыграл несправедливо брошенного в камеру заключенного, вступившего в смертельную борьбу с начальником тюрьмы (Доналд Сатэрлэнд). В полицейском боевике Андрея Кончаловского «Танго и Кэш» персонаж Сталлоне снова оказывается в тюрьме. Правда, с другом (Курт Рассел) и ненадолго. Самые ударные сцены ленты связаны с побегом друзей сквозь хитроумные тюремные преграды. Кончаловский откровенно строит свою картину на штампах сотен подобных лент, словно демонстрируя свою способность снимать крутые боевики не хуже Уолтера Хилла или Джорджа Косматоса. И Сталлоне тут на месте - динамичен, техничен , напорист...
Казалось бы, Сталлоне мог бы играть и играть в таком духе еще лет 20. Но он предпочел сменить амплуа. «Всю жизнь моим любимым актером был Луи де Фюнес, - заявил он в начале годов. 1990-х. - Фильмы Фюнеса не только блистательны по форме, но и гуманны по содержанию: в них не проливается ни единая капля крови. И я решил последовать его примеру. Публика всегда отождествляла меня с Рэмбо, но это был глубоко ошибочный и слишком примитивный подход. Я просто снимался в этих фильмах, потому что они были в моде и нравились зрителям. Теперь настали иные времена, и я буду исполнять иные роли».
Силвестер Сталлоне сдержал свое обещание. Комедия «Оскар» вышла не слишком смешной, зато в другой комедийной роли - полицейского, которому помогает в работе его старушка-мать («Стой, или моя мама будет стрелять»), Сталлоне выглядел довольно забавно. Впрочем, оба фильма супер-прокатного успеха не имели, И актер резонно решил вернуться к своему коронному амплуа крутого парня.
На этом поприще он быстро вернул себе кассовое реноме. Сначала он был отважным альпинистом, сражающимся с гангстерами в головокружительном триллере Рене Харлина «Скалолаз». Потом - беспощадным полицейским из будущего в фантастическом боевике «Разрушитель». В «Спецалисте» Сталлоне превращался в подрывника-мстителя. В «Убийцах» - в мужественного и расчетливого противника Антонио Бандераса, а в «Судье Дредде» - в безжалостного вершителя правосудия из третьего тысячелетия... Все эти фильмы (особенно фантастические) были начинены эффектными трюками, компьютерными спецэффектами, погонями, перестрелками, драками, словим, теми аттракционами, в которых Сталлоне проявляет свои лучшие профессиональные качества. Что ж, когда более молодые конкуренты наступают на пятки, приходится работать не покладая рук и ног...
Однако было бы не справедливо думать, что Сталлоне изо дня в день занят только работой. Время на развлечения у него тоже находится...
Киновед Александр Федоров
Джин Хэкмен (Родился 30.01.1931)
Джин Хэкмен дебютировал в кино уже вполне сложившимся тридцатилетним актером в 1961 году. Позади было изучение журналистики в университете, радиошкола, служба в армии. Джин был диск-жокеем, телетехником, учился на театральных курсах и в торговой школе, играл в театрах, выступал на телевидении... Словом, биография довольно пестрая. Даже для будущей кинозвезды..
При всем том сказать, что Джин Хэкмен был в 1960-х очень популярным киноактером, было бы большим преувеличением. Да, он снимался в фильмах Джорджа Роя Хилла, Джона Франкенхаймера, Майкла Ритчи, Артура Пенна. Но роли были, в основном, небольшие и славы Хэкмену не принесли. Звездой он стал в 40 лет, после участия в полицейском триллере Уильяма Фридкина «Французский связной», где сыграл роль полицейского, охотящегося за наркомафией. Картина получила шумную известность благодаря уверенной режиссуре Фридкина и грандиозной сцене погони, снятой прямо в гуще широких фривеев. Однако герой Хэкмена также привлек к себе внимания неординарной трактовкой образа полицейского. Никакого внешнего суперменства, скорострельности `а la Джеймс Бонд, и т.д. Хэкмен убедительно показал своего героя как обычного работягу, честно выполняющего свой долг, но при этом способного ради поимки преступников и на нарушение закона... Во «Французском связном-2» Джона Франкенхаймера он получил возможность развить этот образ. Особенно удалась ему сцена, где герой отчаянно сопротивляется наркотическому угару, куда его насильно погрузили мафиози...
В 1970-е Джин Хэкмен с блеском сыграл главную роль в знаменитом «Пугале» Джерри Шацберга. Уже как звезду первой величины его пригласили в филъм-катастрофу «Приключения Посейдона» Роналда Нима и в мюзикл «Счастливая леди» Стенли Донена.
В получившем гран-при Канна психологическом триллере «Разговор» Френсиса Копполы Джин Хэкмен сыграл роль специалиста по подслушиванию. Вооруженный сложной аппаратурой, герой Хэкмена часами проводит в наушниках, записывая информацию, которая потом служит причиной гибели людей. Актер большую часть экранного времени лишен опоры в диалогах и монологах, его герой немногословен, да и его профессия не предполагает излишней разговорчивости. Постепенно к герою Хэкмена приходит осознание аморальности его бизнеса. Сильный и неоднозначный характер сыгран поистине большим актером...
В сходном ключе Джин Хэкмен сыграл в еще одном политическом триллере – «Принцип домино», поставленном Стенли Креймером, в политической драме Роджера Споттисвуда «Под огнем». В военном триллере Тэда Котчева «Редкая отвага» герой Хэкмена пытается найти своего пропавшего во время вьетнамской войны сына. В «Мишени» Артура Пенна бросается на поиски исчезнувшей в Европе жены. В драме Элана Паркера «Миссисипи в огне» пытается довести до конца расследование запутанного преступления...
Словом, если посмотреть только эти фильмы с участием Джина Хэкмена, может создаться впечатление, что актер предпочитает так называемые серьезные реалистические жанры и темы. Между тем Хэкмен - артист удивительно многоплановый и разнообразный. В перерывах между съемками в картинах Артура Пенна, Сидни Люмета и Элана Паркера он с прекрасным чувством пародии исполнил эксцентричные, гротескные роли в «Молодом Франкенштейне» Мела Брукса, в сериале о фантастическом «Супермене», где ему достался главный отрицательный персонаж, маньяк, задумавший поработить все человечество.
Эмоционально и убедительно сыграна Хэменом роль в мелодраме Джерри Шацберга «Непонятый». В полицейской комедии Боба Кларка «Вольные стрелки» он ничуть не уступает своему партнеру Дэну Эйкройду по части юмора и смешных гэгов. Джин Хэкмен актер редкого, универсального дарования...
Киновед Александр Федоров
Аким Тамиров (29.10.1899 – 17.09.1972)
Представьте себе на минуту, что кого-нибудь из российских актеров номинировали бы нынче на «Оскар». Вот эта была бы сенсация! А вот наш соотечественник Аким Тамиров был номинирован на «Оскар» дважды. И… этот успех тщательно замалчивался на российских просторах. Увы, другие были времена и нравы, а «сбежавшие на Запад» практически приравнивались к «врагам народа»…
Аким Тамиров: 140 фильмов за 40 лет успешной актерской карьеры в кино. Съемки в картинах таких мэтров экрана, как Р.Брукс, Ж.-Л.Годар, Ж.Дассен, В. Де Сика, М. Ле Рой, Р.Мамулян, У.Уайлер, Б.Уалдер, П.Устинов, О.Уэллс, В.Флеминг, К.Шаброль… И с такими партнерами, как И.Бергман, М.Витти, Г.Гарбо, М.Дитрих, К.Кардинале, Дж.Кроуфорд, Дж.Лолобриджида, Ж.Моро, Б.Стэнвик, К.Хёпберн, Р.Шнайдер, К.Гейбл, К.Грант, Э.Куин, Г.Купер, П.О’Тул, Э.Перкинс, Ф.Синатра, П.Устинов, О.Уэллс, Г.Фонда, М.Шелл…
При этом в большинстве фильмов роли у А.Тамирова либо главные, либо весьма заметные. Увы, российские зрители были практически лишены возможности познакомиться с творчеством Тамирова. За редким исключением [вроде мюзикла «Сестра его дворецкого» (His Butler’s Sister, 1943) и приключенческого «Черного тюльпана» (La Tulipenoire, 1964)] они не попадали в наш прокат…
Аким Тамиров родился в Российской империи на исходе XIX века (по одним данным – в Баку, по другим – в Тифлисе). В 1910-х он стал одним из ведущих актеров МХАТа. Столичные критики прочили ему блестящую карьеру. Но грянула революция, потом – гражданская война…
В 1923 году МХАТу высочайшим соизволением Кремля разрешили выехать на гастроли в Америку. Обремененная суровым совдэповским опытом, значительная часть труппы решила не возвращаться. Среди них был и Тамиров, попытавшийся в 33 года начать новую жизнь. Мало-помалу освоив английский, он стал играть на театральной сцене, тем паче, что репутация «школы Станиславского», к которой принадлежал актер, котировалась за океаном весьма высоко.
Не имея никакого киноопыта в России, Аким Тамиров не рвался в Голливуд. Однако, как говорится, если гора не идет к Магомету… Пропустив благоприятный для всех эмигрантов период Великого Немого, уже в зрелом возрасте он дебютировал в звуковом кино в 1932, а годом позже сыграл в легендарной «Королеве Кристине» (1933, реж.Р.Мамулян) с Гретой Гарбо. И дальше приглашения посыпались, как из рога изобилия… Одна из ведущих киностудий мира - Paramount - пожелала заключить с ним длительный контракт. «Все говорят, что мой акцент стоит миллион долларов», - любил поговаривать Тамиров в ответ на ехидные замечания о том, что его удел в кино – играть «этнические» роли…
Всей своей карьерой Аким Тамиров полностью опроверг классические мифы о судьбе эмигранта в Америке. Во-первых, он очень поздно – в 42 года - начал голливудское восхождение, но все равно стал настоящей звездой. Во-вторых, не стремился избавиться от русского акцента, и это ничуть не мешало его кинокарьере. В-третьих, никогда не играл в массовках и «на подхвате». В-четвертых, практически до самой смерти продолжал сниматься у лучших киномастеров планеты…
Яркий талант «самого знаменитого русского в Голливуде» пришелся по душе легендарному Орсону Уэллсу. Тамиров снялся у него в мрачных криминальных драмах «Мистер Аркадин» (Mr.Arkadin, 1955) и «Печать зла» (Touch of Evil, 1958), в экранизации экзистенциальной философской притчи Ф.Кафки «Процесс» (Le Proces, 1962). Жаль, что тамировское исполнение роли Санчо Пансы в «Дон Кихоте» (Don Quixote, 1955) в свое время не увидели зрители – съемки этого шедевра О.Уэллса были остановлены по финансовым причинам…
Тамиров одинаково уверенно чувствовал себя в фильмах разных жанров – психологических драмах, комедиях, детективах, вестернах, триллерах, притчах, мюзиклах, фильмах ужасов и гангстерских сагах. Без него не обходились и звучные «русские хиты» западного экрана – «Анастасия» (Anastasia, 1956, реж. А.Литвак), «Романов и Джульетта» (Romanoff and Juliet, 1961, реж.П.Устинов, «Екатерина Великая» (Great Catherine, 1968, реж.Г.Флеминг) и др.
В 1960-е он все чаще снимался в Европе – в Британии, во Франции и Италии. Наиболее заметная работа этого периода – роль в фантастической притче-антиутопии Жана-Люка Годара «Альфавиль» (Alphaville, 1965). На закате карьеры Тамирова все чаще приглашали на американское телевидение в качестве специального гостя различных шоу и сериалов…
Аким Тамиров скончался от скоротечного рака в солнечном курортном городке Палм Спрингс (Palm Springs) 17 сентября 1972 года. Его подробные биографии сегодня можно найти в любой американской киноэнциклопедии. Заокеанские знатоки «десятой музы» по праву гордятся его лучшими работами, справедливо зачисляя их в «золотой фонд» мирового экрана. В российском кинословаре на месте фамилии Тамиров до сих пор – «прочерк»…
Киновед Александр Федоров
Джеки Чан (Родился 7.04.1954)
Он родился в Гонконге в очень бедной семье, до того бедной, что у родителей даже мелькнула мысль отдать его кому-нибудь побогаче... В семь лет парнишку запихнули в интернат, правда, это был не совсем обычный интернат, там воспитывались будущие артисты китайской оперы. В интернате Джеки пробыл почти десять лет, упорно изучая сложное балетное искусство (вот откуда его поразительная пластика, легкрсть движений, кошачья грациозность прыжков!).
Когда школа была закончена, Джеки принимает решение отказаться от балета и идет в каскадеры. Однако поначалу его кинокарьера не сложилась, Джеки приходилось играть мелкие рольки во второстепенных боевиках про каратэ. Обосновавшись в Австралии, родители звали паренька к себе, и Джеки пересек океан. В середине 1970-х он преспокойно работал строительным рабочим, но... судьба есть судьба: продюсер Брюса Ли прислал ему вызов в Гонконг для участия в съёмках боевика «Пьяный мастер». Вскоре о Джеки заговорили, как о наследнике Брюса Ли, его фильмы били рекорды кассовых сборов по всей Азии. «Я обожаю Брюса», - не раз говорил Джеки Чан. Однако он никогда не копировал своего предшественника. В фильмах Чана очень много юмора, шуток, а жестоких, натуралистических сцен практически нет. При этом Джеки не раз подчеркивал, что не стремится стать голливудским актером: «В Голливуде я буду китайским актером, который плохо говорит по-английски. И потом в американских фильмах боевые сцены очень просты, примитивны». Что ж, не стремился, но его фильмы популярны сегодня и в США...
Джеки Чан всегда работает без дублеров, делая все трюки на совесть. Казалось бы, он умеет рассчитать всё на 100%. Но... в 1985 году он должен был в прыжке пробить рекламный шит, на полном ходу выпрыгнув из автобуса, и ошибся - в результате сильно разбил голову и оказался в больнице. У Чана на сегодняшний день несколько десятков наложенных швов, переломов, ушибов и т.д. Но несмотря на это, Джеки всё время в форме, его обожают подростки. Говорят, одна из его поклонниц даже бросилась под поезд, узнав о его женитьбе (слух оказался ложным).
- Сейчас у меня нет постоянной подруги, потому что у меня нет времени на любовь, - говорит Джеки Чан. Зато на благотворительность времени у него хватает: Джеки усыновил десяток сирот из приютов, платит за лечение детей, больных раком, выплачивает именные стипендии студентам. Он основал фонд для неимущих и больных, передавая туда все получаемые им подарки и часть гонораров (ежегодно до 10 миллионов долларов), В редкие свободные часы он ходит на охоту и в диско-бар. Сегодня он режиссер, продюсер, сценарист, актер, владелец крупной гонконгской кинофирмы.
Киновед Александр Федоров