В работе логопеда особое внимание уделяется не только формированию правильного произношения звуков, но и развитию дыхательных и голосовых навыков.
Дыхательно-голосовая гимнастика является одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений, помогая улучшить контроль над дыхательными путями и голосом.
Эта гимнастика необходима для формирования четкой, громкой и выразительной речи, а также для профилактики речевых нарушений.
Дыхательно-голосовая гимнастика важна для развития и коррекции речи по нескольким причинам:
- Улучшает дыхательную поддержку, что необходимо для длительного и четкого высказывания.
- Развивает голосовые навыки, обеспечивая правильное звучание голоса без перенапряжения.
- Способствует правильному формированию звукопроизношения.
- Укрепляет мышцы речевого аппарата.
Основные правила
- Регулярность и систематичность: занятия должны проводиться регулярно, лучше всего – ежедневно. Это способствует постепенному и устойчивому развитию необходимых навыков.
- Постепенность: начинать следует с простых упражнений, постепенно увеличивая их сложность и интенсивность.
- Комфорт: важно находится в проветриваемом помещении и в свободной, не стесняющих движений, одежде.
- Индивидуальный подход: учитывать особенности каждого ребенка, его возраст, уровень развития и наличие речевых нарушений.
Техники работы
1. Дыхательные упражнения: направлены на укрепление диафрагмы и развитие правильного дыхания (глубокое диафрагмальное дыхание).
Примеры: вдох через нос с максимальным расширением живота и медленный выдох через слегка сжатые губы, как будто выдувают свечу.
2. Голосовые упражнения: цель – развитие голоса, его силы и звучности.
Примеры: произнесение звуков с изменением тональности и громкости, пение простых мелодий.
3. Артикуляционная гимнастика: укрепление мышц речевого аппарата.
Примеры: широкие улыбки, частое и медленное перекатывание языка по губам вокруг всего рта, имитация жевания.
4. Игровые упражнения: включают в себя элементы дыхательной и голосовой гимнастики, но представлены в игровой форме, что делает процесс занятий более увлекательным и эффективным.
Примеры: выполнение упражнений перед зеркалом, вместе с любимой игрушкой.
Регулярное применение дыхательно-голосовой гимнастики в работе логопеда способствует всестороннему развитию речи, улучшает дикцию, голос и общую выразительность речи.
Это важная составляющая комплексного подхода к коррекции речевых нарушений, помогающая детям обрести уверенность в своих речевых способностях.
Ставь лайк и подписывайся, если тебе интересны актуальные новости и полезные советы современной логопедии и дефектологии.