Найти тему

Ребенок не хочет делать то, что сейчас надо сделать. Развиваем навыки самостоятельности

Часть 2

Тут часть 1 О том, как привить навык самостоятельно и быстро собираться

ребенок делает мне назло
ребенок делает мне назло

Существуют различные форматы работы с детским психологом. Один из них - консультация родителя. Пример такой краткой консультации представлен ниже.Публикация разрешена клиентом.Расшифровка записи частичная.

Моей дочери 4 года. У меня плотный график работы. Она не хочет этого понимать и ее трудно заставить делать то, что сейчас надо сделать.

- Как навыки развивать?

- Давайте начнем с чего-то конкретного.

- Например, научиться побыстрее собираться по утрам. Как сократить эти 1,5 часа, а то и больше, до часа или минут 40?

- Скажу очевидную вещь, но лучше ее произнести. Первое, что нужно сделать - это принять твердое решение о том, что ваша цель - это сборы в сад за 1 час, допустим.

Второе: время надо сокращать постепенно, чтобы не было ни у кого стресса. И на всякий непредвиденный, оставляйте все-таки себе 15 минут запаса. Запасные минуты добавляют спокойствия родителю, а значит, и ребенку. Ему не обязательно знать об этих 15 минутах.

Третье, но не по важности. Это снова про спокойствие. В стрессе - трудно найти вещь, вдеть ноги в колготки, вкусно позавтракать и так далее.

- Ну какое спокойствие? Нам уже выходить, а она в одном носке ходит.

- А что в это время делаете вы?

- Кричу)

- Результат?

- Все происходит еще медленнее, как будто мне назло.

- А еще, наверное, плохое настроение по утрам, и вставать вообще не хочется, потому что сейчас вот опять все это.

Так закрепляются плохие привычки. Для хороших - нужен хороший настрой.

Подъем должен быть приятным. Улыбка мамы, вкусный запах с кухни...

Далее. Сначала делаем все вместе. Сразу предупрежу, что параллельно что-то делать у вас не получится. Вы должны быть уже собраны.

Итак, вместе идем чистить зубы, вместе сидим за завтраком, вместе одеваемся. То есть вы помогаете одеваться. Все это с хорошим настроением, мягко, настойчиво, без криков. Так примерно неделю. Дальше потихоньку предаем самостоятельность в сборах. Например, умывается ребенок сам, потом идет с вами завтракать, и вы помогаете одеваться. Через неделю он сам умывается, завтракает, вы еще помогаете одеваться. Не забывайте хвалить за то, что он самостоятельно делает. "Как ты быстро умылась. Как ты быстро и красиво оделась, я и глазом не успела моргнуть и так далее". Итак, на третьей неделе ребенок одевается сам.

- Звучит обнадеживающе, но три недели...

-2

- Зато надежно. Так в принципе работают большинство навыков. Например, с уроками. Сначала вы показываете как, потом делаете вместе, потом наблюдаете, как делает ребенок, потом он делает сам, а вы проверяете, а потом он все делает сам. И желательно не пропускать ни один из этапов, но и не засиживаться долго на одном, а то так и будете делать уроки вместе до конца школы.

Да и будьте готовы к тому, что могут быть откаты. Не выспался, плохо себя чувствует, встал не с той ноги. Придется вернуться и помочь, например, одеться.

- Самое трудное для нас - это понедельники, когда дочка приезжает от бабушки после выходных.

- Понедельник - для многих день непростой)

-3

Значит, это предсказуемо, и вы просто на всех этапах помогаете ребенку. Когда навык закрепится окончательно, понедельники тоже будут "быстрыми".

- С этим вроде понятно. Что делать с 30 минутами тишины?

- Совсем тишина - для многих детей четырех лет - это просто невозможно. 30 минут - это много. К тому же непонятно для ребенка, 30 минут - это сколько? Для него это очень абстрактное время.

Но можно договориться о том, что каждый дает друг другу время до тех пор, пока вот эта стрелка не окажется вот здесь.

Не отвлекать - это еще и вопрос про границы. Как их соблюдать, нужно в первую очередь показать своим примером. Например, ребенок чем-то очень увлечен - конструктор, мультик, раскраска - неважно - он в процессе. И тут вы приходите и говорите, "баста, пора там чего-то" или "мы сейчас будем делать другое, хватит заниматься ерундой". Ну тогда не стоит от ребенка ждать, что он не вмешается посреди вашей беседы по телефону или вашего тихого отдыха с чашкой чая.

-4

Еще: если у ребенка не было опыта самостоятельного времяпровождения в течение получаса, то скорее всего ему просто непонятно, чего вы от него хотите.

И тут опять про навык. Для начала 15 минут для четерех-летнего ребенка - вполне доступно, но тоже постепенно:

- помогаете ребенку придумать, чем заняться. Немного играете вместе, потом ребенок сам.

- спрашиваете, чем бы ему хотелось заняться? но только таким, что не потребует вашей помощи в ближайшие 15-30 минут.

- постарайтесь не злиться, если ребенок вас все-таки отвлек. Напомните о договорённостях мягко. Если вы накричите, то эффект может быть обратным. Он будет испытывать стресс, возможно, страх (как накричать). А при наличии стресса и страха ребенок любой ценой будет добиваться внимания взрослого, потому что так задумано природой для выживания людей.

- А мне казалось, что она это назло. Чем больше я злюсь, тем больше она меня отвлекает.

- Дети чаще что-то делают, чтобы выплеснуть свою злость, а не чтобы кого-то разозлить. Либо просто чтобы привлечь внимание. Ваша злость может быть для него средством, но не целью.

- С этим тоже понятно. То есть своим примером показывать, что такое границы и уважение, а потом заранее придумывать, чем ребенку заняться эти 30 минут.

- Вкратце, да. Очень вероятно, что скоро вам и придумывать не придется. В 4-5 лет в норме дети способны поиграть сами. Не забывайте хвалить эту самостоятельность, а особенно хвалить, если увидели, что ребенок очень хотел вас отвлечь, но сдержался и выполнил договоренность. Делайте акцент на его достижениях, хотя бы маленьких.

#детскийпсихолог_Афанасьева #детскийпсихолог #помощьродителям #детскаяпсихика #Мотивацияребенка #развитиенавыков