Брэд Питт (Родился 18.12.1963)
Брэда Питта не назовешь голливудским киновундеркиндом. В отличие от Макалея Калкина, Джоди Фостер или Сибилл Шеппард, он стартовал уже в достаточно зрелом возрасте, испробовав несколько профессий -менеджера, шофера в Луна-парке и даже швейцара.
Своё не аристократическое происхождение (отец - исполнительный директор компании грузовых автомобилей, мать - школьный психолог, сестра – домохозяйка) и провинциальные мечты о собственном ранчо, где будут гордо разгуливать красавицы-лошади, Брэд не забыл и сегодня время от времени шокируя интервьюиров словами о том, что любовному роману с очередной гёл-фрэнд он всегда предпочтет рыбалку на горной речке, утопающем в свежей зелени...
Быть может, потому Брэду Питту по-настоящему удались его персонажи из «Легенд осени» (1994) Эдварда Цвика и фильма «Там, где течет река». В этих картинах нельзя не ощутить гармонию Брэда с природой. Актер одинаково уверенно чувствует себя в седле, за веслами лодки, в прериях среди колючих кустарников. Кстати, в «Легендах...» большинство трюков Брэд делал сам, не прибегая к помощи дублера.
Брэд Питт обаятелен в любом наряде - в потертом свитере и дырявых джинсах, в элегантном костюме времен XIX зека... Гладко выбритые и обросшие щетиной, с длинноволосые или коротко стриженные, его персонажи всегда обладают энергией притяжения, вне зависимости от полярности их характеров и поступков…
- Настоящий мужчина должен уметь мечтать и вдохновлять на мечты других, - говорит Брэд Питт в одном из интервью. В 22 года его неотступной мечтой стал кинематограф, и Питт сумел добиться своего - после телесериала «Слишком молод, чтобы умереть» его заметил Ридли Скотт и пригласил в свою нашумевшую драму «Тельма и Луиза». В этом «женском» фильме заслуженно солировали Сьюзен Сэрэндон и Джина Дэвис. Брэду досталась второплановая роль молодого парня, с которым они одна из героинь проводит в отеле ночь…
Эта роль, как и некоторые другие работы актера, дала повод падким на сенсация журналистам утверждать, что Брэд играет самого себя -неотразимого ловеласа, всякий раз бросающего свою новую партнершу и любовницу, будь то Джульетт Льюис из «Калифорнии» или Джулия Ормонд из «Легенд осени».
Американский журнал People назвал Брэда Пита самым сексуальным мужчиной нашего времени. Да и сам он словно подливает масла в огонь: «Я обожаю любовные приключения, в моей кровати почти каждый день новая девушка! Да и как я найду «девушку своей мечты», ясли не буду настойчив в этих поисках?». Что же делает его столь неординарным? Быть может, его бесконечные поклонницы видят в нем падшего ангела, последнего романтического героя экрана?
В Фильме Нейла Джордана «Интервью с вампиром» (1994) его герой тщетно пытается бороться с судьбой, а в «Легендах осени» - бросает вызов самому себе, отвергая гладкий путь к обеспеченной карьере, предпочитая опасные авантюры и путешествия. При всем том его не назовешь «диким сердцем»: сентиментальная лирика героев Брада Питта почти всегда просвечивает сквозь их крутой имидж...
Питт сегодня - один из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда, его гонорар составляет не менее 6 миллионов долларов за фильм. Это даёт ему главное - независимость и возможность выбирать роли по своему вкусу. У него совсем не мягкий характер. Говорят, что на съёмках «Интервью с вампиром» он не на шутку поссорился с Томом Крузом, которому, чтобы казаться выше, приходилось одевать ботинки на специальной платформе...
«Я никогда не страдал от комплекса неполноценности и всегда ненавидел диктат в любом его проявлении, даже если это происходило только на съёмочной площадке». Эти слова Питта полностью относятся и к его детству, когда шестилетним мальчиком он пел в хоре, а затем был лидером школьного самоуправления и ходил в театральный кружок. В старших классах, к примеру, чуть ли не все его сверстники мечтали купить мотоцикл «Харлей», а Брэд, идя против течения, всем своим видом показывал, что ему наплевать на любые фирменные «тачки»... И ещё: чтобы подучит» роль в «Калифорнии», Брэд набрал 20 фунтовлишнего веса, но после съёмок немедленно сбросил «тяжесть», хотя и то и другое занятие не доставляло ему никакого удовольствия...
Вопреки всем своим теперешним возможностям вести богемную жизнь, Брэд по-прежнему любит общаться с так называемыми «простыми людьми», находит время для посещения музеев и картинных галерей...
Киновед Александр Федоров
Эл (Аль) Пачино (Родился 25.04.1940)
Любопытный факт: своими самыми нашумевшими фильмами 1970-х -1990-х годов американская кинематография обязана потомкам итальянских переселенцев. Френсис Коппола, Мартин Скорсезе, Брайан Де Палма, Майкл Чимино, Роберт де Ниро, Силвестер Сталлоне, Мадонна, Джонни Траволта... Достойное место в этом ряду, бесспорно, занимает Эл Пачино.
Биография актера идеально укладывается в стереотипный ряд журналистских жизнеописаний звезд, который можно грубовато, но точно определить известной русской пословицей: «Из грязи да в князи». Родившись на задворках Нью-Йорка, Эл рос практически без отца, который бросил семью через пару лет после рождения сына. Его пыталась воспитывать бабушка, однако большую часть времени мальчик проводил в одиночестве, наедине со своими фантазиями. Одиночество постепенно превратилось для парнишки в своего рода «театр одного актера», и эта главная страсть его жизни привела будущую звезду в школу исполнительских искусств и актерскую студию.
Небольшого роста, с тонкими чертами лица, он стал сниматься в кино довольно поздно, почти тридцатилетним. После ленты «Я – Натали» (1969) последовал первый серьезный успех в драме о наркоманах «Паника в Нидл-Парке» Джерри Шацберга. Говорят, чтобы лучше войти в роль, перед съемками Эл Пачино принимал наркотики. Слава Богу, наркоманом он не стал. Даже к курению предпочел не привыкать...
1970-е были для актера необычайно удачными. Исполнив роль сына главы гангстерского клана в «Крестном отце» Ф.Копполы, Эл Пачино сразу оказался в пятерке суперзвезд. Еще бы! Ведь он ничуть не потерялся на фоне Марлона Брандо. Молодому актеру удалось создать психологически неоднозначный характер Майкла Корлеоне - вначале мягкого интеллигента, изолированного от преступного семейного бизнеса, а в итоге властного и жестокого преемника кровавого ремесла...
«Я чувствовал себя не в своей тарелке, став знаменитым, - вспоминал впоследствии Эл Пачино. - Слишком резким был переход от безвестности к триумфу. Мир распахнул мне свои объятья, когда я еще был во вражде с ним...».
Эл Пачино не стремился «ковать железо, пока горячо». Он тщательно выбирал роли и режиссеров, отказываясь порой от самых заманчивых предложений (к примеру, в конце 1980-х годов он после долгих колебаний не стал сниматься даже у Оливера Стоуна в его нашумевшем фильме «Рожденный четвертого июля»). Вновь встретившись на съемочной площадке с Джерри Шацбергом в драме «Пугало», Эл Пачино вместе со своим не менее талантливым партнером Джином Хэкменом стал бесспорным соавтором этой незаурядной картины, получившей главный приз в Канне.
В двух Фильмах Сидни Люмета – «Серпико» и «Собачий полдень» Пачино удалось сыграть абсолютно непохожие роли: неистового полицейского и преступника-дилетанта, от отчаяния решившего захватить банк. Тяготеющая к бытовым подробностям, неспешная и обстоятельная режиссура Сидни Люмета, по-видимому, пришлась по душе актеру, склонному к реалистическим, основанным на жизненных фактах сюжетам.
Обе ленты неплохо прошли в прокате и получим хорошие отзывы критики. Гораздо скромнее оказался успех экранизации романа Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы», получившая у Сидни Поллака название «Бобби Дирфилд». Эл Пачино, игравший в ней в дуэте с Мартой Келлер, по-видимому, остался недоволен результатом. Не принесла ему удачи и роль в криминальной драме Уильяма Фридкина «Разыскивающий», где Пачино довелось исполнить сложную роль полицейского, вынужденного ради поимки преступника выдавать себя за... гомосексуалиста. Эпатажный, скандальный материал фильма вызвал много шума в мировой кино прессе, хотя режиссура «Разыскивающего» не поднималась выше среднего уровня. Что же касается Пачино, то ему удалось главное: показать, как условия «игры» приводят героя к психологическому кризису...
Спустя 3 года Брайан Де Палма пригласил Пачино на ведущую роль в гангстерской драме «Лицо со шрамом». Отказавшись на сей раз от психологических триллеров в хичкоковском духе, Де Палма попытался соперничать с Френсисом Копполой и, на мой взгляд, небезуспешно. История кубинского эмигранта, стремящегося во что бы то ни стало пробиться в высший свет американской мафии, рассказана в картине с впечатляющим размахом, а Пачино выразительно передает процесс разрушения человеческого в человеке, осознанно выбравшего преступный путь...
После исторического фильма Хью Хадсона «Революция» Эл Пачино на целых 5 лет ушел из кино: работал в театре, размышлял о причинах своих неудач. Но, истосковавшись по хорошим ролям, отметил рубеж 1990-х годов участием сразу в трех фильмах - мелодраме «Море любви» Гаролда Бейкера, «Крестном отце-3» Френсиса Копполы и экранизации детективного комикса «Дик Трейси» Уоррена Битти.
В фильме У.Битти Пачино вновь играет мафиози. Но уже в пародийно-комедийном ключе, в сложном гриме мерзкого горбуна, состоящего из сплошных пороков. Картина стала для актера редкой возможностью поэкспериментировать с причудливой пластикой движений, искаженной дикцией, в полной мере проявить класс своей театральной школы. К актеру пришло второе дыхание ...
И если в «Море любви», «Пути Карлито» и «Схватке» Эл Пачино профессионально отыгрывал характеры привычных ему по прежним лентам полицейско-гангстерских героев, то в мелодраме «Франки и Джонни» Гэрри Маршалла и драматической комедии «Запах женщины» Мартина Бреста актер достиг подлинных высот мастерства.
В паре с Мишель Пфайфер Пачино сыграл во «Френки и Джонни» на полутонах, мягко, лирично, с трогательной сентиментальностью. Его герой - аутсайдер, работающий в кафе мойщиком посуды, привлекает зрителей человеческим теплом, добротой, способностью к искренней любви...
В римейке итальянского фильма Дино Ризи «Запах женщины» (1974), сделанном Мартином Брестом, Пачино вступил в соперничество с Витторио Гассманом (первым исполнителем роли ослепшего, но сохранившего крутой нрав бывшего офицера) и добился успеха: несмотря на внешнюю грубость и даже жестокость его персонаж в конце-концов вызывает симпатию. За эту весьма технично сыгранную роль актер был удостоен премии «Оскар».
В середине 1990-х Пачино сыграл ещё один сильный характер: в драме Х.Бейкера «Мэрия» он предстал на экране в роли мэра огромного города, принимающего коррумпированные правила игры ради власти…
Киновед Александр Федоров
Микки Рурк (Родился 16.09.1952)
Автоматчики стреляют по машине во имя светлой мечты о независимой Польше, но вместо «москалей» их жертвами оказываются ни в чем не повинные мирные люди. Среди стрелявших - бывший студент в темных очках. Через несколько дней он, корчась в смертельных судорогах, тоже погибнет от автоматной очереди...
Другие борцы за свободу, в другой стране, Северной Ирландии, подкладывают динамит, чтобы взорвать ненавистных им английских солдат, но на мине подрывается школьный автобус. Среди террористов - парень с грустным безысходным взглядом умных глаз. Еще один борец за высокие идеалы с помощью насилия, слишком поздно понимающий, в какую бездну затянула его судьба...
Одного из этих парней, поляка, сыграл в знаменитом фильме Анджея Вайды «Пепел и алмаз» (1957) Згибнев Цыбульский. другого - ирландца из фильма Майка Ходжеса «Отходная молитва» (1987) - американский актер ирландского происхождения Микки Pypк.
Совпадение, на мой взгляд, не случайное. Оба выдающихся артиста, ярко воплотили на экране драматическую тему несбывшихся надежд своего поколения - романтиков, прячущих свою внутреннюю боль и острое чувство обреченности, одиночества за внешней бравадой, шутливой ироничностью, чарующим обаянием молодости. Бесспорно, фильм М.Ходжеса по художественным достоинствам значительно уступал шедевру А.Вайда, однако Микки Рурк сыграл свою роль достойно.
В тот год ему вообще повезло с ролями. Вместе с Фэй Данавей он снялся в психологической драме Б.Шредера «Пьянь», но главной удачей стало участие в фильме известного режиссера Элана Паркера «Сердце ангела». Тут Микки Рурк сыграл свою, быть может, лучшую на сегодняшний день роль частного детектива, расследующего цепь кровавых убийств... В этой необычной роли талант актера раскрылся максимально полно. Построенная на недомолвках, смутных намеках, скрытых цитатах и отсылках к классике «черного детектива» и гангстерского фильма 1940-х – 1950-х годов, роль М.Рурка в «Сердце ангела» несла в себе главную тему его творчества. «Рожденные неприкаянными», загадочные романтически-порочные ангелы Микки Рурка обычно предчувствуют свое поражение. С меланхолической улыбкой они покоряются року, фатуму, дьявольскому наваждению. Есть что-то гипнотически завораживающее в их взгляде, в негромком голосе, лишенном резких интонаций, в мягкой пластике движений...
Его первый герой был еще незаметен в бурлескном хороводе сумасшедшей комедии Стивена Спилберга «1941». В психологическом триллере Лоуренса Кэздэна «Жар тела» Микки Рурк уже сделал набросок к своему будущему имиджу, хотя, бесспорно, остался в тени великолепного дуэта Уильяма Хёрта и Кетлин Тернер.
В «Бойцовой рыбке» - ностальгичной стилизации под фильмы «молодежного протеста» 1960-х, поставленной Френсисом Копполой, М.Рурк сыграл роль бывшего «беспечного ездока» - старшего брата главного героя: все жизненные иллюзии им уже преодолены, все уже в прошлом, все - позади... В гангстерской драме «Год дракона» Майкла Чимино М.Рурк сыграл достаточно интересно, но подлинный успех принесла ему картина Эдриена Лайна «Девять с половиной недель». Его герой предстал на экране знатоком и тонким ценителем изысканных и экстравагантных любовных ощущений, демоном непостоянства, с неуловимыми переходами от обаятельной кротости к эмоциональным взрывам...
Увы, попытка З.Кинга через 5 лет повторить этот образ в «Дикой орхидее» не удалась из-за банальности драматургии и режиссуры, хотя партнерши у М.Рурка были вновь хороши - юная красотка Кэри Отис и одна из актрис Франсуа Трюффо Жаклин Биссе. Эротика «Дикой орхидеи» в отличие от «Девяти с половиной недель» была лишена пряного вкуса взаимного притяжения-отталкивания, двойственности ощущений, «клиповой» пластики. Впрочем, если воспринимать «Дикую орхидею» как движущиеся иллюстрации журнала типа «Плейбой», то все претензии отпадают сами собой...
Неудачной получилась, на мой взгляд, и роль Микки Рурка в «Красавчике Джонни» Уолтера Хилла (известного по фильмам «48 часов» и «Красная жара»). История американского Квазимодо, которого хирурги превращают в нормального человека, давала М.Рурку возможность поэкспериментировать с гримом, тембром голоса, походкой, пластикой, но впечатляющим событием не стала. И вновь - из-за стереотипности сценарной разработки и вялой режиссуры.
К несчастью, в 1990-х Микки Рурк снимался в основном во второразрядном кино. В «Харли Дэвидсоне…» он без вдохновения пытался повторить образ аутсайдера…
Личная жизнь актера тоже пошла под откос. Со своей красавицей-женой Кэри Отис он развелся. Попал в лечебницу для алкоголиков. Попытался (это в сорок-то лет!) вернуться к боксерским выступлениям на профессиональном ринге...
В XXI веке Микки Рурк снова вернулся в большое голливудское кино и сыграл несколько ярких ролей…
Киновед Александр Федоров