Малколм Мак-Дауэлл (Родился 15.06.1943)
«Актер не должен терять над собой контроль. У меня лицо как резиновое, слишком подвижное, и каждую секунду я должен думать о границе импровизации. Иначе получится невыносимый шарж». Эти слова одного из самых известных актеров ХХ века Малколма Мак-Дауэлла как нельзя лучше обнаруживают профессиональную объективность его самооценки. Согласитесь, далеко не каждая кинозвезда способна (и хочет) ограничивать свои импровизации и темперамент на съемочной площадке ради целостности роли или режиссерской концепции. Удивительно точные слова находит Мак-Дауэлл и для определения неподражаемой особенности своей мимики: резиновое лицо. Лучше не скажешь! Изменчивая пластичность выражения лица позволяет актеру с молниеносной быстротой надевать всевозможные клоунские маски. Агрессивный «рыжий клоун» с садистским безумием в глазах может в одной и той же роли (к примеру, в знаменитом фильме Стенли Кубрика «Заводной апельсин») превратиться в «белого», наивного и невезучего, с печальным взглядом аутсайдера. Из современных английских и американских актеров, пожалуй, лишь Джеку Николсону («Полет над гнездом кукушки» Милоша Формана, «Сияние» Стенли Кубрика, «Волк» Майка Николса) по силам такая гутаперчиво-ртутная манера исполнения.
Доподлинно известно, что в юные годы ему не пришлось бедствовать. Отец Мак-Дауэлла был хозяином ливерпульского ресторана и мог себе позволить определить сына в частный колледж, где тот вскоре пристрастился к театральной самодеятельности, что и привело его учиться в Лондонскую академию музыки и театрального искусства. Однако не надо думать, что в молодости Малколм был неженкой-белоручкой, постоянно парящим в сферах высокохудожественных материй. Он успел узнать, что такое самостоятельно заработанный кусок хлеба: работал на кофейной фабрике. Потом был агентом по торговле кофе (забегая вперед, отмечу, что эти факты биографии Мак-Дауэлла были блестяще обыграны Линдсеем Андерсоном в фильме «О, счастливчик!»). Около двух лет будущий триумфатор «Заводного апельсина» гастролировал с передвижным театром, а в 1967 году впервые в жизни оказался на съемках: Кен Лоуч пригласил его в свой фильм «Бедная корова»... Увы, дебютная роль Малколма была вырезана при монтаже, и кто знает, как сложилась бы его судьба, не встреться он с одним из лидеров британской режиссуры Линдсеем Андерсоном в картине «Если...».
«Когда я узнал, что буду сниматься в «Если...», то сразу понял: в моей жизни произошла важная перемена». Предчувствие Мак-Дауэлла полностью оправдались - притча о насилии, порождающем насилие, разыгранная на грани реальности и воображения, принесла молодому актеру известность.
Герой Мак-Дауэлла старшеклассник Мик Тревис учился в некой частной школе (хорошо знакомый актеру жизненный материал) со строгой дисциплиной и занудами-учителями, не подозревающими о грядущем бунте подопечных... Фильм «Если...», как, к примеру, и «Полет над гнездом кукушки», разумеется, претендовал на широкие социальные обобщения, предлагая зрителям поразмыслить над драматизмом взаимоотношений государства, власти и подданных, закона и индивидуальности...
Ненавидевший репетиции Мак-Дауэлл получил громадное наслаждение от атмосферы импровизации на съемках «Если...». Почувствовав в Л.Андерсоне своего режиссера, Малколм спустя несколько лет еще дважды сыграет у него Мика Тревиса. Сначала - в феерической притче о Кандиде ХХ столетия «О, счастливчик!», а затем - в мрачноватой антиутопии «Госпиталь Британия». Так, словно сама собой сложилась трилогия о человеке, который от бунта («Если...») приходит к конформизму и погоне за успехом, пытается разобраться в своей суматошной жизни («О, счастливчик!»), но в конце-концов становится жертвой чудовищных медицинских экспериментов профессора-маньяка («Госпиталь Британия»).
Говорят, что идея сюжета фильма «О, счастливчик!» пришла к Мак-Дауэллу после завершения съемок в «Заводном апельсине». В этой легендарной экранизации романа Энтони Берджеса Малколм с филигранным эксцентризмом сыграл две ипостаси некого Алекса: «дьявольскую» (жестокий вожак шпаны, под музыку Бетховена убивающий и калечащий своих жертв) и «ангельскую» (тихий и пассивный продукт медицинских опытов, лишающих индивида агрессивных инстинктов).
-Кубрик неисчерпаем, - вспоминает М.Макдауэл. - Я его любил и ненавидел. Он провел меня через все человеческие чувства....
Вероятно, ни об одном западном фильме в российской прессе 70-х не писали так много и так долго, как о «Заводном апельсине» Кубрика. Если кому-нибудь придет в голову собрать все «апельсинные» книги и статьи - от гневно обличительных до сдержанно почтительных - материала наберется на увесистый том типа Большого энциклопедического словаря. При всей категоричности мнений (Стенли Кубрика, к примеру, осуждали за то, что в его фильме «добровольное зло лучше насильственного добра», за «смакование жестокости и секса», за пессимизм, мрачность и т.д. и т.п.) практически все критики признавали высокий профессионализм авторов фильма, сумевших создать на экране вроде бы фантастический, но, ох, какой похожий на реальную жизнь мир, где царствует насилие человека над человеком и общества над личностью...
В «Заводном апельсине» насилие показано в холодной, отстраненной манере аттракциона. Хореографические «па» садиста Алекса под музыку Девятой симфонии Бетховена сменяются цирковой акробатикой постельной сцены «любовного треугольника», кадры и позы которой мелькают с калейдоскопической скоростью (тут пародийно использован технический прием замедленной съемки, известной еще со времен американской комической начала века).
«Резиновая» мимика Мак-Дауэлла отыгрывалась Кубриком «на все сто»: гротескная буффонада, неукротимая энергетика актера придавала главному герою фильма необходимый «пластилиновый» имидж.
Спустя пять лет режиссер Дж. Ли Томпсон попытался использовать найденную Кубриком маску (вернее, одну из ее сторон) в военном триллере «Переход». Мак-Дауэлл сыграл в нем офицера СС фон Беркова. Его персонаж выглядел на экране патологическим садистом, сексуальным маньяком, раздираемым фрейдистскими комплексами, жестоким и коварным убийцей и т.п. Фон Берков стал, по-моему, одной из самых гнусных и отталкивающих фигур в галерее подобных ему экранных образов. Этому ощущению не мешает даже невольная пародийность сюжета фильма, где нацисты (кроме фон Беркова) свято чтут неприкосновенность государственных границ, весьма неохотно, лишь по принуждению, расстреливают пленных, а родители Мак-Дауэлловского персонажа обеспокоены, что в «нормальной» арийской семье, обожающей доблестный Вермахт, вырос сын-садист... Все зло нацизма воплощалось в образе фон Беркова.
... Изуродованный снежной лавиной, фон Берков врывается в сторожку, где укрылись его противники. Истекая кровью, он наводит на них револьвер. Мысленно эсэсовец уже застрелил их (воображаемая материализация этих кровожадных желаний эффектно запечатлена на экране). Но его агрессивное сознание бессильно перед гипнотическим даром местного пастуха (Энтони Куин). Спокойным голосом тот внушает фон Беркову мысль о смерти, и фашист послушно умирает. Хороший супермен оказался сильнее плохого супермена...
Спустя еще пять лет похожий демонический персонаж был сыгран Мак-Дауэллом в «вертолетном триллере» «Голубой гром» Джона Бэдхэма. Снятая с поразительным техническим блеском дуэль начиненных компьютерной техникой вертолетов, спецэффекты и добротное исполнение Роем Шайдером роли «хорошего парня» не смогли заслонить Мак-Дауэлловского персонажа - с его фантастической исступленностью, адским огнем в глазах и мерзкой улыбкой...
Да, немалое число мерзавцев довелось переиграть Мак-Дауэллу за тридцать лет работы в кино - европейском и американском. Однако для большинства любителей видео имидж Мак-Дауэлла наверняка ассоциируется не с его вершинными ролями у Кубрика и Андерсона, а со скандальной популярностью «Калигулы» Тинто Брасса - эпатажной версией жития знаменитого римского императора. Сам Мак-Дауэлл остался доволен итоговым результатом съемок этого дорогостоящего костюмного боевика с целым букетом звезд первой величины: «Нравиться публике - необязательно. Мне нравилось сниматься в «Калигуле». И хотя этот фильм и повредил моей карьере, я горжусь своей ролью».
Между тем не надо думать, что Мак-Дауэлл стал вечным пленником имиджа «исчадья ада». Он с удовольствием снялся в неплохой костюмной комедии Ричарда Лестера «Королевский блеск», в забавной фантазии на темы произведений Герберта Уэллса «Сквозь время», при этом в ролях вполне «положительных»...
В 1980-е Мак-Дауэлл переезжает в Америку, где снимается у таких известных режиссеров, как Мартин Ритт («Кросс Крик»), Блейк Эдвардс («Закат»). В фантастическом триллере-притче «Люди-кошки» Пола Шредера Мак-Дауэлл (в дуэте с очаровательной Настасьей Кински) изумительно пластично сыграл человека-пантеру, обреченного судьбой на двойную жизнь оборотня.
Как и у всякой активно снимающейся звезды в творчестве Мак-Дауэлла есть и, на мой взгляд, проходные, необязательные роли («Луна-44», «Утонченная нежность» и др.), ибо актерская профессия для него не только искусство, но и бизнес.
В 1990 году актер впервые побывал в России, где снимался в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца» - фантасмагории на тему трагической гибели последнего русского императора Николая II и его семьи летом 1918 года.
Сила и мощь таланта Мак-Дауэлла таковы, что буквально через мгновение его появления на экране веришь, что цареубийца мог быть именно таким - безудержно честолюбивым, с болезненным мерцанием глаз, в которых затаилась жгучая боль. Он сыграл бунт маленького человека, провинциального фотографа, однажды открывшего ля себя кровавый, но самый простой путь войти в историю государства Российского. Решению образа цареубийцы как синтеза палача и жертвы помогает и придуманная авторами двуслойность повествования. Ибо, помимо эпизодов екатеринбургской ссылки и расстрела императора, императрицы, их детей и слуг, в фильме разворачивается линия, связанная с попытками главного врача психиатрической клиники 90-х годов разобраться в странной болезни своего пациента, воображающего себя цареубийцей.
И в этих сценах Мак-Дауэлл солирует безраздельно, оттесняя на второй план всех своих партнеров, включая Олега Янковского (сыгравшего роли царя и врача-психиатора). В этом смысле концепция картины полностью соответствует своему названию: характеры большинства остальных персонажей прописаны пунктирно, эпизоды без участия цареубийцы (или безумца, считающего себя таковым) не слишком выразительны. Да и вообще, если бы не завораживающая игра Мак-Дауэлла, фильм вышел бы, наверное, холодноватым, малоэмоциональным зрелищем наподобие «Николая и Александры»(1971) Франклина Шефнера.
Русская тема (начавшаяся в середине 1980-х с не слишком удачного «ГУЛАГа» Роберта Янга, истории побега заключенных из сталинского лагеря) не закончилась для Мак-Дауэлла «Цареубийцей». В фильме «Ветер с Востока» он сыграл одного из генералов власовской армии, в конце второй мировой войны сумевшего вывести своих солдат из-под удара советских войск на территорию нейтрального Лихтенштейна. В этой психологической драме известного французского режиссера Робера Энрико («Авантюристы», «Старое ружье» и др.) перед Мак-Дауэллом была задача высшей категории сложности: сыграть характер противоречивый и неоднозначный, ибо его персонаж в борьбе со сталинским режимом выбрал опасный путь союза с нацизмом. Можно ли оправдать подобный конформизм? Ответ на этот вопрос остался в картине открытым, хотя зрительские симпатии, бесспорно, на стороне генерала, пытающегося спасти русских парней, бывших военнопленных, от «репатриации» в сибирские концлагеря...
В 1990-х Малколм Мак-Дауэлл продолжает активно сниматься, словно пытаясь наверстать месяцы простоя, пришедшегося на кризисную для него середину 1980-х. Однако в последние годы Мак-Дауэлл, к сожалению, все чаще играет второстепенные роли. Иногда в кассовых боевиках мэйнстрима («Звездный путь: поколение»), иногда в картинах класса «Б» . По-видимому, по смерти Л.Андерсона ему трудно найти «своего» режиссера...
Парадоксально, но во второй половине 90-х, по свидетельству самого актера, наибольший успех у публики принесло ему участие в принципе рядовом боевике «Леди-танк»…
Он живет на своей вилле в Калифорнии и в свободные минуты обожает слушать записи «Битлз» («Это замечательная музыка, она и сейчас мне кажется современной») и гордится, что они, как и он, начинали свой путь в Ливерпуле. И, как и прежде, ему приятно, если зрители, посмотрев фильм с его участием восклицают: «Это было роскошное зрелище!».
Киновед Александр Федоров
Филипп Нуаре (1.10.1930 – 23.11.2006)
Филипп Нуаре называл себя лентяем: дескать, за 40 лет работы в кино снялся «только» в 120-ти фильмах! Всем бы «звездам» иметь такую лень, учитывая, что не менее половины из этих ролей - главные, и сыграны они у крупнейших мастеров мирового экрана.
Впрочем, родившись в семье крупного бизнесмена, Филипп Нуаре имел все возможности стать лентяем по-настоящему. Денег у его родителей было более чем достаточно. Однако Филипп предпочел стать актером. Странное желание для сына директора богатой коммерческой компании. Но охота пуще неволи - парень отправился в Париж, поступил на драматические курсы и в 20 лет (а было это в далеком 1951 году) дебютировал в театре...
С кино у него поначалу не очень получалось. Маленькая роль в «Брачной конторе» Жан-Поля Ле Шануа, еще несколько малозаметных работ. Даже талантливый фильм Аньес Варда «Короткая коса» не принес ему зрительского признания, картина явно не относилась к числу коммерческих. Популярность пришла в 1960-х, после участия в фильмах Луи Маля («Зази в метро»), Рене Клера («Все золото мира»), Жоржа Франжю («Терез Дескейру») Филиппа Нуаре начинают приглашать режиссеры самых разных жанровых и авторских пристрастий. Актер превосходно чувствовал себя в стихии комедий Ива Робера, в драмах Рене Клемана, Анатоля Литвака, в эксцентричной фантасмагории Уильяма Клейна («Мистер Фридом») или в компании самого Альфреда Хичкока («Топаз»)...
И все-таки звездой первой величины Филипп Нуаре стал после съемок в мелодраматической комедии Жан-Пьера Блена «Старая дева». Восхитительный дуэт Филиппа Нуаре и Анни Жирардо, разыгранный на фоне средиземноморского, курорта, настолько очаровал публику, что она потребовала немедленного продолжения, которое в определенном смысле последовала в комедии Эдуара Молинаро «Мандарин». Фильм был снят год спустя, и Нуаре с Жирардо играли в нем супругов - владельцев небольшого отеля...
На первый взгляд, может показаться нелепым и странным: как актер с внешностью Филиппа Нуаре - толстый, несколько неуклюжий, лишенный спортивного и светского лоска - мог стать звездой? Однако стоит увидеть хоть один фильм с его участием, и все сомнения отпадают безвозвратно. Обаяние и талант Нуаре захватывают зрительный зал мгновенно. Между тем, он далеко не всегда играл так называемые положительные роли. Александр Брагинский очень точно подмечает, что «Нуаре явно интересны две крайности человеческой природы - доброта и жестокость». Он может лепить образ своего персонажа тонкими, мягкими штрихами («Часовщик из Сен-Поля» Б.Тавернье), а может сыграть в акцентировано фарсовом, гротесковом ключе. Таковы, к примеру, его герои в фильмах Марко Феррери «Большая жратва» и «Не прикасайся к белой женщине». В «Большой жратве» Филипп Нуаре (как, впрочем, и остальные звезды этого нашумевшего фильма) самопародиен. Его персонаж как бы олицетворяет некий имидж, который закрепился за актером к середине 1970-х: его преобладающие черты - наивность, обидчивость, капризность, чрезвычайная терпимость, меланхоличность, зависимость от женщины, инфантильность... Ирония Нуаре не знает границ, он с заметным удовольствием показывает все пороки и чудачества своего героя, который в один прекрасный день задумал вместе с друзьями... умереть от обжорства...
Пожалуй, самая крупная работа актера в 1970-х - роль врача в драме Робера Энрико «Старое ружье», за которую он заслуженно получил «Сезара». Филипп Hyape удалось показать, как в его мирном и добром герое, стремящемся остаться в стороне от политики и войны, происходит трагический перелом: нацисты убивают его дочь и жену, и вот вчерашнее тихое счастье кажется далеким сном... Непослушными руками он берет старое ружье, и с каждым движением становится все собраннее, жестче, увереннее в своем праве на месть...
Но проблема вынужденной, спровоцированной мести интересует авторов не только сама по себе, но в контексте того влияния, которое оказывает насилие на главного героя. Он убивает жестоких убийц, он стреляет в насильников и палачей, но каждый выстрел дается ему невероятным напряжением воли, ибо всякий раз он видит перед собой не просто ненавистную мишень, но человека...
В те же годы Филипп Нуаре с успехом продолжает сниматься в забавных комедиях. Так, в фильме Марио Моничелли «Друзья мои» он играет пожилого ловеласа, в картине Филиппа де Брока «Украли бедро Юпитера» - искателя приключений, в «Африканце» - неисправимого чудака и отшельника, сбежавшего от цивилизации в джунгли...
Немало черного юмора вложил Филипп Нуаре и в картину Робера Энрико «Орел» или «решка»?».
Комиссар полиции (Ф.Нуаре) встречается с преступником (М.Серро). Оба они люди пожилые, интеллигентные, с одинаковыми «слабостями»: не сойдясь характерами со своими женами, они хладнокровно отправили их на тот свет... В финале этого мрачноватого фильма герои, подружившись и повинившись друг другу в своих прегрешениях, вместе уплывают на роскошном теплоходе в далекое путешествие... Что и говорить - родственные души!
В этой картине Филипп Нуаре сознательно использовал свое обаяние и имидж «добряка», при этом показывая и намекая на то, что в тихом омуте... Забегая вперед, замечу, что наиболее ярко тема двойного дна человеческой души проявится у Филиппа Нуаре в тонкой постмодернистской пародийной стилизации Клода Шаброля «Маски», где герой Филиппа Нуаре под личиной благообразного телешоумена скрывает звериный оскал расчетливого убийцы...
1980-е годы стали для Филиппа Нуаре, быть может, еще более удачными, чем предыдущие десятилетия. В полицейской комедии «Рипу» он сыграл роль старого пройдохи-полицейского, который обучает своему ремеслу новобранца. В грустной комедии Марио Моничелли «Надеемся, что будет девочка» его персонаж - философствующий неудачник. В «Новом кинотеатре «Парадизо» Дж.Торнаторе - мудрый киномеханик, трогательно относящийся к своему маленькому помощнику. В драме Бертрана Тавернье «Жизнь - и ничего больше» Филипп Нуаре психологически тонко и глубоко сыграл роль генерала, разыскивающего после первой мировой войны пропавших без вести солдат и офицеров и так не осмелившегося ответить на любовь прекрасной женщины (Сабин Азема)...
Особое место в этом ряду занимает у Нуаре драма Джулиано Монтальдо «Очки в золотой оправе». Его персонаж, немолодой врач, живет в одном из провинциальных городков довоенной Италии. До поры до времени общество относится к нему радушно, он пользуется всеобщим уважением. Но когда обыватели узнают тайну его гомосексуальных увлечений, начинается травля... Отвергнутый и опустошенный, герой Филиппа Нуаре кончает жизнь самоубийством... Согласитесь, далеко не каждый крупный актер взялся бы сыграть подобную роль, изначально провоцирующую недоумение определенной части зрительской аудитории. Но Нуаре берется за самые сложные актерские задачи. И выигрывает...
Свой имидж Филипп Нуаре сохранил и в 1990-х, хотя не все его роли были равноценны. К примеру, в ленте Лорана Эйнемана «Ложь и использование лжи» Нуаре не выходил в своей игре за рамки обычного профессионализма. В фильме Клода Зиди «Рипу против рипу» он продолжил роль своего пройдохи-полицейского из «Рипу». По-своему интересен и герой Нуаре из фильма Клер Дэвер «Макс и Жереми», где его партнером стал знаменитый Кристоф Ламбер. Лента из жизни профессиональных... убийц. Такого, если не ошибаюсь, Филипп Нуаре до той поры не играл…
Филипп Нуаре играл и костюмных приключенческих фильмах («Дочь Д’Артаньяна» Бертрана Тавернье). Мудрым спокойствием веет на экране от его образа поэта Пабло Неруды в драме Майкла Редфорда «Почтальон». В «крейзи-комеди» Патриса Леконта «Танго» Нуаре в паре со своим давним партнером Тьери Лермитом снова подарил поклонникам немало минут наслаждения. Его персонаж, холостяк-пенсионер, бывший судья, находящий единственный смысл жизни в том, чтобы наблюдать за любовными страстями и криминальными историями, которые случаются с другими, в один прекрасный момент решает организовать одну из этих историй для своего племянника и с увлечением бросается в эту авантюру...
Вместе со своим приятелем Жаном Рошфором Нуаре любил прокатиться верхом. В своём имении он предпочитал хорошо поесть, подышать свежим воздухом, подумать о вечном...
Филипп Нуаре. Без него французский экран потерял бы значительную часть своего обаяния, юмора и трогательной искренности...
Киновед Александр Федоров
Эдди Мёрфи (Родился 3.04.1961)
Эдди Мёрфи, пожалуй, первая суперзвезда (популярность С.Пуатье была заметно меньше) американского экрана с темным цветом кожи. В 30 лет он стал миллионером, его имя известно поклонникам кино всех континентов. Родившись в семье довольно скромного достатка (его отец был полицейским), Эдди уже с 15 лет увлекся сценой. Он выступал, где только мог: в школе, в третьеразрядных клубах и барах. Это был парень-спектакль. Он сочинял репризы, танцевал, пел, смешил публику непристойными шуточками. Понятно, что Эдди мечтал попасть на телевидение, и когда ему представилась такая возможность, он ее не упустил - забавлял телезрителей в программе «Субботняя ночь».
В те годы довольно большой известностью пользовался еще один негритянский актер Ричард Прайор. Отказавшись сниматься в комическом детективе «48 часов», он оказал Эдди неоценимую услугу: тот получил роль в этой ленте и тут же стал знаменитостью.
...Мелкого мошенника (Эдди Мёрфи) выпускают из тюрьмы ровно на 48 часов, с тем чтобы он помог поймать полиции опасного преступника. Его опекуном выпало быть немногословному силачу (Ник Нолт), который постепенно проникается к подопечному уважением. Картину отличал хороший комедийный темп, неплохо были сняты обязательные для жанра, погони и драки.
Через 8 лет режиссер этой ленты Уолтер Хилл попытался продолжить полюбившуюся зрителям историю, однако фильм «Другие 48 часов» уже не имел желанного результата. По-видимому, сказалось отсутствие новизны, своего рода запрограммированность поведения главных героев.
Однако вернемся в первую половину 1980-х. В 1983 году Джон Лэндис решил поставить переосмысленную версию «Принца и нищего». Комедия называлась «Поменяться местами».
... Два злобных старикашки-миллионера поспорили, что смогут круто изменить жизнь своего подающего надежды подчиненного (Дэн Эйкройд): они выгоняют его с работы и из дома, а вместо него берут с улицы безработного негра (Эдди Мёрфи). Смышленый негр в считанные дни осваивает компьютерно-банковские премудрости и наслаждается комфортом роскошной квартиры, но, вовремя распознав коварство боссов, объединяется с новоявленным «бомжем», чтобы восстановить справедливость...
В этой сказочной комедии было много оригинальных трюков, смешных ситуаций, но главное - драматургический материал давал возможность Эдди Мёрфи проявить свое дарование с самой лучшей стороны - в пластике, жесте, мимике.
Еще через год Эдди Мёрфи вновь повезло: на сей раз он заменил на съемочной площадке Силвестера Сталлоне, который не смог сыграть главную роль в полицейской комедии Мартина Бреста «Полицейский из Беверли-Хиллз».
...Остроумный и жизнерадостный полицейский (Э.Мёрфи) приезжает в Калифорнию, чтобы отомстить за смерть приятеля...
Фабула картины была проста, но обаяние Эдди Мёрфи оказалось столь велико, что зрители тут же потребовали продолжения. Фильм Тони Скотта «Полицейский из Беверли-Хиллз-2» также пользовался немалым кассовым успехом.
К сожалению, Эдди Мёрфи нередко изменяло чувство меры и вкуса. К примеру, в комедии Уилларда Хайка «Лучшая защита» он сыграл слишком грубо, часто соскальзывая в пошлость. История испытателя новой модели танка (Э.Мёрфи) и эксцентричного конструктора военной техники (Д.Мур) в целом почти не вызывала смеха.
Намного удачнее была роль Эдди Мёрфи в «Золотом мальчике» Майкла Ритчи. В этом фильме, рассказывающем о том, как герой Мёрфи разыскивает мальчишку, похищенного злодеями в Гималаях, фантастика переплеталась со сказкой, комедией и детективом. Мальчик-то, как оказалось, был не простой, а волшебный.
Еще один сказочный сюжет предложил Эдди Мёрфи его старый знакомый Джон Лэндис в комедии «Поездка в Америку». Эдди играл здесь наследного принца одной из африканских стран, отправившегося инкогнито искать себе невесту в Штаты...
Забавно, что Эдди Мёрфи сыграл в «Поездке...» еще и небольшую роль старика, воспользовавшись для этого сложным гримом и седым париком.
К сожалению, деньги и слава несколько испортили характер Эдди: с каждым годом он становился все более капризным, неуважительным. Быть может, поэтому в 1989 году он решил обойтись без режиссера и сценариста. Он сам написал сценарий и поставил ретрокомедию о негритянской мафии 1920-х «Ночи Гарлема». Этот фильм, по свидетельству прессы, побил своеобразный рекорд по количеству нецензурных слов, произнесенных с экрана...
А еще Эдди записывает пластинки (итог - приз «Греми»), осваивает продюссерское ремесло, сочиняет новые сюжеты, дает концерты по телевидению, интервью, развлекается. Словом, ведет жизнь обычной звезды...
Киновед Александр Федоров