Джессика Лэнг (20.04.1949)
У Джессики Лэнг, как и у многих других американских звезд, киностарт получился поздним: свою первую роль она сыграла в 27 лет. А до этого чем только не занималась - училась в университете, брала уроки пантомимы, была фотомоделью...
В 1976 году режиссер Джон Гиллермин («Пылающий ад», «Смерть на Ниле» и др.) пригласил ее сняться в «Кинг Конге» - очередной версии приключений гигантской обезьяны, найденной в джунглях. Картину эту было трудно назвать актерской. Основное внимание, понятное дело, уделялось суперобезьяне, грандиозный радиоуправляемый макет которой обошелся в сотни тысяч долларов. На долю актеров оставались чисто декоративные функции и элементарные эмоции (жуткий страх, радость избавления от угрозы быть раздавленным и т.д.). Джессика Лэнг играла красивую блондинку, на свою беду пленившую сердце Кинг Конга. По роли у нее было несколько отличных возможностей продемонстрировать свое стройное и гибкое тело, что для профессиональной манекенщицы, по-видимому, не составляло труда. Вот, пожалуй, и все.
Но и этого вполне хватило, чтобы режиссеры и продюсеры на следующий день после шумной премьеры этого суперхита засыпали Джессику предложениями аналогичного свойства. И быть может, из нее получилась бы неплохая специалистка по незатейливо-эротическим киноразвлечениям, окажись она лишенной честолюбия и подлинно актерских амбиций.
Но не на такую напали! Джессика Лэнг предпочла на целых три года расстаться с кино, чем согласиться на «кукольные» рольки в третьесортном фильмопотоке.
Это был крупный риск. Упорство и твердость духа вещь, конечно, хорошая, но в актерской карьере всегда есть опасность, что о талантливых, но строптивых «отказниках», долгое время не появляющихся на экранах, могут забыть и режиссеры, и зрители...
Тут Джессике вновь повезло необыкновенно. В качестве подарка к своему тридцатилетию она получила роль в знаменитом мюзикле Боба Фосса «Весь этот джаз». В драматической (что не исключало юмор и иронию) истории режиссера шоу-бизнеса (Рой Шнайдер) Джессика Лэнг сыграла роль ангелоподобной... смерти. Небольшая по объему, но эффектная работа в этом фильме, награжденном главным призом Каннского фестиваля, дала актрисе уверенность в своих силах.
Спустя два года вместе с Джеком Николсоном она играет в драме Боба Рейфелсона «Почтальон всегда звонит дважды». Роль провинциальной леди Макбет эпохи Великой Депрессии была сыграна актрисой в жестком реалистическом ключе. Переступив через нравственную черту, решившись на убийство постылого мужа, героиня Джессики Лэнг словно бросается в омут испепеляющей страсти...
Будучи одним из участников съемочной группы «Почтальона...», Грэм Клиффорд был поражен актерским мастерством Джессики, ее способностью полностью раствориться в образе персонажа. Не удивительно, что для своего режиссерского дебюта он выбрал именно эту актрису. Фильм назывался «Френсис», и Джессике Лэнг предстояло впервые в жизни сыграть не выдуманную героиню, а конкретного человека - киноактрису 1930-х - 1940-х годов Френсис Фармер. Судьба Фармер трагична: из-за своих левых взглядов и строптивого характера она была насильно отправлена в психиатрическую лечебницу, где подверглась варварской операции лоботомии, превращающей человека в пассивную сомнамбулу...
Джессика Лэнг прекрасно сыграла в этой картине. На глазах у зрителей проходило несколько десятилетий из жизни Фармер - от ранней юности до зрелых лет, от первой любви и первого успеха в кино до страшных дней в полутюремной больничной палате... Актрисе одинаково хорошо удались лирические и драматические сцены. Она вложила во Френсис всю свою нежность и боль, любовь и упорство, нонконформизм и неукротимое стремление к свободе...
В том же году Джессика Лэнг блеснула комедийной гранью своего таланта, снявшись в забавной «Тутси» Сидни Поллака. Бесспорно, на фоне двух бенефисных ролей (мужской и женской), сыгранных Дастином Хофманом, работа Джессики Лэнг осталась на втором плане, но и тут она сумела найти запоминающиеся черточки, детали для своей обаятельной героини.
Первая половина 1980-х - время творческого взлета Джессики Лэнг. Однако если говорить о других причинах ее шумного успеха, нельзя обойти вниманием и то, что на страницах прессы на протяжении нескольких лет появлялись подробности ее любовной связи со знаменитым танцовщиком и актером Михаилом Барышниковым. А быть постоянным персонажем «светской хроники», значит, стабильно повышать рейтинг популярности...
В 1985 году Джессика Лэнг сыграла еще одну важную роль в своей кинокарьере - в картине Карела Рейша «Сладкие мечты». Главная героиня фильма - эстрадная певица в стиле «кантри», погибшая в авиакатастрофе, была сыграна актрисой психологически тонко и убедительно, включая многочисленные вокальные эпизода: хотя в них и использовались фонограммы, благодаря музыкальности Джессики Лэнг ощущения фальши не возникло ни на секунду...
Год спустя она блеснула зрелым мастерством в психологической драме Брюса Бирсфорда «Сердечные страсти», сыграв одну из сестер, повстречавшихся после долгой разлуки. Выйдя замуж за сценариста, актера и режиссера Сэма Шепарда, Джессика Лэнг снялась в его фильме «Дальний Север»...
Еще одна из заметных работ актрисы - роль дочери бывшего фашистского карателя в драме Коста-Гавраса «Музыкальная шкатулка». Автор «Признания» (1969) и «Пропавшего без вести» (1981) в характерном для него публицистическом ключе выносил на зрительский суд проблемы ответственности человека за совершенное зло. Узнав о кровавых преступлениях своего отца (Армии Мюллер-Шталь), героиня Джессики Лэнг должна сделать свой выбор...
В 1990-х Джессика Лэнг тактично ассистировала Роберту Де Ниро в триллере Мартина Скорсезе «Мыс страха» и драме Ирвина Уинклера «Ночь и город»; сыграла подругу легендарного Роба Роя в историческом фильме Майкла К. Джонса, но главное её достижение – роль взбалмошенной жены американского офицера в последнем фильме Тони Ричардсона «Голубые небеса». Играя характер, в чем-то похожий на её давнюю героиню из фильма «Френсис», Джессика Лэнг добавила новые краски, эротичную пластику, импульсивность... За эту Роль актриса заслуженно получила «Оскар»...
Киновед Александр Федоров
Лайза Минелли (Родилась 12.03.1946)
У ее матери - кинозвезды Джуди Гарланд (1922-1969) было 5 мужей, прекрасный голос и несносный характер. Лайза пока решила ограничиться тремя мужьями, однако в любовниках себе никогда не отказывала. Она любила мужчин разных рас и наций. Ее «французская коллекция» включает в себя известного композитора, шансонье и актера Шарля Азнавура (впрочем, по происхождению он армянин), популярных актеров Жан-Клода Бриали и Жан-Пьера Касселя. У нее был нешуточный роман с нашим соотечественником - великолепным танцовщиком, хореографом и актером Михаилом Барышниковым. В нее влюблялись знаменитые актеры Эллиот Гулд («Военно-полевой хирургический госпиталь» Р.Олтмена и др.) и Питер Селлерс («Розовая пантера» Б.Эдвардса, «Будучи там» Х.Эшби и др.), режиссеры Боб Фосс и Мартин Скорсезе...
Ах, богема, богема! Вечеринки до утра в студенческие годы, проведенные в нью-йоркской школе искусств и в Сорбонне, светские приемы, шумные шоу, триумфальные гастроли, роскошные путешествия... Эта жизнь окружала Лайзу с самого детства. В 3 года она сыграла свою первую роль. А первые уроки актерского мастерства получила на съемочной площадке от своей матери, прославившейся в «Волшебнике из страны Оз» и мюзикле «Звезда родилась». С другой стороны, Лайза всегда ощущала поддержку своего отца - режиссера Висента (Висенте) Минелли (1913-1986).
Словом, как тут не стать звездой! И Лайза Минелли стала. Прежде всего, благодаря яркому таланту, проявившемуся как на театральных подмостках (3 престижные премии «Тони»), так и на телеэкране и эстраде. Незаурядная танцовщица, прекрасная певица, тонко чувствующая психологию своей героини драматическая актриса... Все это сплелось в главной роли ее жизни - в мюзикле Боба Фосса «Кабаре».
Легкомысленная певичка Салли, выступающая с шоу-программами в Берлине начала 1930-х, сыграна Лайзой с поразительным вдохновением. Комедийное и драматическое, низкое и высокое, вульгарное и нежное ощущается в этой роли удивительно гармоничным проявлением характера и индивидуальности. Неоспоримый шедевр артистического дара Лайзы Минелли был заслуженно награжден высшим призом Американской киноакадемии – «Оскаром».
Но так уж случилось, что «Кабаре» осталась в творчестве Лайзы непревзойденной вершиной. По-видимому, это был тот уникальный случай, когда актриса смогла проявить себя на экране целиком, сыграть как бы на последнем дыхании. Разумеется, она хороша в музыкальном «Шоу Лайзы» Боба Фосса, поставленном на волне их совместного триумфа, неплохо сыграла вместе с Джином Хэкменом в «Счастливой леди», но... За ее спиной отныне всегда сверкало «Кабаре».
Свое тридцатилетие Лайза Минелли встретила на съемках в фильме своего отца «Вопрос времени» - мелодраме, где солировала Ингрид Бергман, Лайза исполнила свою роль как бы на тон ниже, чем обычно, картина прошла по экранам почти незамеченной.
В тот же год она появилась в микро-роли в пародии Meла Брукса «Немой фильм». Это был автошарж. Лайза играла Лайзу с обложки глянцевого кинематографического журнала.
Вероятно, Лайза Минелли ощущала, что для нового успеха ей необходима встреча с крупным режиссером, способным дать ей возможность проявить свои лучшие качества танцующей и поющей суперзвезда. Мюзикл «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Мартина Скорсезе, казалось, давал Лайзе именно такой шанс. Ретро-джаз, хорошие вокальные партии, роль певицы, нелегким путем пришедшей к успеху... Картина вызвала зрительский интерес, однако не стала шедевром...
Затем наступила пауза в долгих 4 года. Конечно, Лайза Минелли все это время не сидела без дела - выступала в театре, на эстраде, по телевидению. Но не было интересных предложений от кинорежиссеров, а значит, не было и новых фильмов. Зато возникали бесконечные смены любовников и бесконтрольное увлечение наркотиками и алкоголем...
Лишь в 1981 году она сыграла в комедии Стива Гордона «Артур». Лента оказалась удачной в коммерческом отношении. У Лайзы был забавный партнер - известный комик Дадли Мур, исполнивший роль незадачливого миллионера, все время попадавшего в дурацкие ситуации. Через 7 лет последовало продолжение: «Артур-2: на мели», имевшее, как водится, куда меньшую популярность...
Кроме того, Лайза сыграла в 1980-х в нескольких телефильмах, в весьма средней развлекательной ленте Джерри Лондона «Полицейский по найму», в киношоу «Это – танец». Вот, пожалуй, и все. 8 фильмов за 10 лет. Совсем немного для суперзвезды…
Киновед Александр Федоров
Алла Назимова (2.05.1879 – 13.07.1945)
Известно, что многим российским актрисам (О.Баклановой, Л.Кедровой, А.Стэн, М.Успенской) довелось сделать вполне удачную заокеанскую карьеру. Но ни одна из них не имела столь шумного и скандального голливудского взлета как легендарная Алла Назимова (Аделаида Яковлевна Левентон).
Алла Назимова родилась в Ялте в обеспеченной еврейской семье. Вскоре отец-аптекарь (с которым у девочки были сложные отношения) вывез её в Швейцарию, где она жила под Цюрихом до 1889 года. Там же она научилась играть на скрипке и приобрела первый се****льный опыт. Когда Алла вернулась в Ялту, ей пришлось сносить нотации суровой мачехи и побои жестокого отца…
Будучи музыкально одаренной, она обнаружила певческий талант, выбрав для своих выступлений звучный псевдоним – Назимова, с которым навсегда вошла в искусство.
В 1895 отец отправил ее в католическую женскую школу в Одессе. Алла училась неровно, часто дерзила учителям, зато всерьез увлеклась театром. А через год уехала в Москву, где ей, вопреки назойливому южному акценту, посчастливилось поступить на курс В.Немировича-Данченко в музыкально-драматическое училище.
После смерти отца Назимова оказалась по сути нищей – подрабатывала уборщицей до тех пор, пока не завела себе богатого любовника. А затем и творческая судьба повернулась к ней солнечной стороной. В 1898 году К.Станиславский и В.Немирович-Данченко открыли Московский художественный театр, где Назимова играла (правда, в основном статисткой) на сцене вместе с В.Мейерхольдом, И.Москвиным, А.Саниным и О.Книппер. Одновременно продолжалась ее учеба в театральной школе.
Так и не дождавшись от отцов-основателей МХАТа главных ролей, Назимова уехала в провинцию, где неудачно вышла замуж. Очень скоро обнаружив, что блестящие театральные карьеры в Бобруйске не делаются, она вернулась в столицу, но вновь не получила приличной роли и впала в депрессию…
В 1900 году – новая попытка стать примадонной провинциальной сцены (на сей раз - в Костроме) и знакомство с известным актером и импресарио П.Орленевым. Выйдя за него замуж, Назимова сыграла множество главных ролей в спектаклях его передвижного театра. Пьесы с ее участием шли и на петербургских сценах. В 1904 на ялтинских гастролях Алла Назимова познакомилась с А.П.Чеховым, который, говорят, несмотря на свой тогдашний недуг, был очарован ее талантом…
Осенью того же года труппа Орленева выехала на гастроли в Европу (Берлин и Лондон), а в 1905 году – в США. Поначалу казалось, что в Америке можно найти русскоязычную театральную нишу, играя для многочисленных эмигрантов пьесы Чехова, Горького и Ибсена. Но муж Назимовой не был «подарком» в быту и часто уходил в запой. В один прекрасный день нервы Назимовой не выдержали, и она возвратилась в Москву. Однако, испуганная грохотом «первой русской революции», она поспешила взять билет назад, за океан. И тут, наконец, пришел настоящий успех, обеспеченный поначалу благотворительной деятельностью «русского фонда» (куда жертвовали деньги многие американские миллионеры) и тотальной поддержкой театральных критиков, провозгласивших Назимову «королевой сцены».
Зато вокруг П.Орленева возник неприятный шлейф алкогольных и финансовых скандалов, из-за чего ему пришлось в 1906 году отплыть обратно Россию.
Решив во что бы то ни стало завоевать настоящее признание американской публики, Алла Назимова за четыре (!) месяца довела свой английский почти до совершенства и осенью 1906 года с шумным успехом сыграла свой первый англоязычный спектакль. Вскоре она стала одной из самых богатых звезд Америки, и могла себе позволить купить виллу в пригороде Нью-Йорка.
В 1916 году королеве Бродвея Алле Назимовой исполнилось тридцать семь. Не самый лучший возраст для женского дебюта в кино. Экран - не сцена, где в принципе можно играть молоденьких героинь чуть ли не до пятидесяти. Но продюсер Дэвид Сэлзник в «Невестах войны» (War Brides) поставил на театральную популярность Назимовой и не ошибся. Студия “Metro“ тут же подписала с ней контракт на одиннадцать фильмов, по которому ее гонорар был выше, чем у тогдашней superstar Мэри Пикфорд.
Вместе с “Metro“ Назимова переехала в Лон-Анджелес, где приобрела виллу с бассейном на Sunset Boulevard и завела знакомство с Чарли Чаплиным. В этот период у Назимовой отчетливо проявились бисексуальные наклонности. Ее роман с юной художницей Наташей Рамбовой дал немало поводов для фривольных заметок в желтой прессе. Как впрочем, и скандальные ночные party, где предавались утехам любви тогдашние голливудские знаменитости…
В 1921 году она сыграла с Рудольфом Валентино в «Даме с камелиями» (Camille). И именно он вскоре нанес ей глубокую любовную рану, женившись на Рамбовой. Пытаясь уйти от надоевшего ей мелодраматического репертуара, Назимова вложила собственные деньги в два своих самых амбициозных проекта - «Кукольный дом» (A Doll’s House, 1922) и «Саломею» (Salome, 1923), Но, увы, после холодного приема публикой этих «декадентских» картин, ее финансовые дела пошатнулись, шикарную виллу в Лос-Анжелесе пришлось продать…
Далее последовала серия «стабильных», но скучных для темпераментной Назимовой мелодраматических ролей в кино. Она все чаще старалась играть на сцене, и ее театральные гастроли в Лондоне 1928 года вновь прошли на ура. По возвращении в США она столь же удачно сыграла в нескольких пьесах. После бурных 1920-х Алла Назимова снималась все реже: сказывался возраст – актриса перешагнула полувековой рубеж…
Сыграв свою последнюю роль в кино в 1944 году, она тихо ушла из жизни в июле 1945, оставив потомкам неопубликованную книгу воспоминаний и три десятка фильмов…
Во времена нэпа ленты с участием Назимовой с успехом шли в СССР, однако, начиная с куда менее «либеральных» 1930-х, ее имя было практически напрочь стерто из памяти соотечественников…
Киновед Александр Федоров