Найти тему
Дина Старовойтова

БУЛЛИНГ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Среди прочих запросов от подростков, с которыми я встречаюсь в консультировании, отдельной строкой можно смело выделять буллинг.

Не важно, в какой позиции находится ребенок. Если есть факт издевательства, унижения, насмешек, если, в целом, атмосфера в коллективе напряженная и вызывающая чувство опасности, тревоги, беспокойства — страдают все.

Тот, над кем издеваются — очевидным образом страдает. Он является объектом и подобный опыт способствует формированию неадаптивных поведенческих стратегий: избегания, аутоагрессии и т.п. А также искажает представление о себе: снижается самооценка, страдает мотивация, создается устойчивое чувство бессилия, безысходности, ненужности.

Тот, кто издевается — может показаться, что не страдает, но нет. У такого ребенка также формируется неадекватно представление о правилах коммуникации, о силе силы, о способах самоутверждения за счет слабых. У такого человека тоже формируются неадептивные стратегии, в которых он убеждается в своей безнаказанности, умении обманывать и перекладывать ответственность за свою агрессию на жертву («это он меня вывел своим поведением»). Естественно, страдает и ощущение самоценности — подсознательно, такой ребенок понимает, что желает неправильно, что издевательства — это плохо, но не может остановиться. А взрослые — не останавливают.

Те, кто наблюдают за буллингом — свидетели тоже страдают. Они испытывают угрызения совести, что не могут вступиться за жертву, ощущают собственное бессилие, опасность из-за агрессора, страх из-за перспективы стать объектом биллинга. Как вы понимаете, тут тоже есть риск формирования неадаптивных стратегий: уверенности, что сильный прав, что сопротивляться бесполезно, что на помощь никто не придет, что нужно не лезть под руку. Те же самые стратегии избегания, чтобы не сталкиваться с собственным бессилием.

Это все про детей. Взрослые, игнорирующие факт биллинга, тоже страдают. Если они не вмешиваются — это означает, что у них нет инструментов, нет понимания, как можно на такое поведение (а оно бывает откровенно агрессивным и, без преувеличения, опасным) подростков (которые вполне себе уже могут выглядеть как взрослые, быть сильнее физически) можно повлиять. И тут тоже угрызения совести, которые прячутся глубоко, ощущение бессилия, неудовлетворенности. Взрослые могут примыкать к агрессорам, не вставая на их сторону, но ведя себя агрессивно и жестоко по отношению к детскому коллективу, к его динамике и чувствам.

В долгосрочной перспективе это может сказаться на способности детей эффективно взаимодействовать в обществе и формировать здоровые отношения.

Чтобы предотвратить негативные последствия буллинга, необходимо активно вовлекаться в обнаружение и предотвращение этого явления. Взрослые – родители, учителя, и общество в целом – должны быть готовы поддерживать детей, которые сталкиваются с буллингом (не важно, в какой позиции находятся дети, как вы видите), и обучать их навыкам конструктивного взаимодействия.

Создание безопасной и поддерживающей среды для детей - залог их здоровья и благополучия. Инициирование обсуждений, проведение тренингов и поддержка детских инициатив в борьбе с буллингом сделают наше общество более заботливым и внимательным к потребностям каждого ребенка.