На этой неделе 9-классники сдавали свой первый серьезный экзамен. Вот уже 6-ой год проходит устное собеседование.
Учащиеся должны показать умения в
1. Чтении текста.
2. Пересказе текста
3. Монологе на выбранную тему
4. Ответах на вопросы
Вроде бы для занимающегося в системе ученика ничего сложного, однако ежегодно мы получаем несдавших, отправленных на пересдачу. Таких немного (1-3 человека), но они есть. И это при том, что в кабинет многие входят уже «подготовленными», так как ежегодно сливают ответы, и мы слушаем один и тот же сюжет про приготовление борща в теме «Мое любимое блюдо».
Порой выходят очень смешные вещи с этими подглядками в ответы. Так, в прошлом году почти мемом стала история, когда, анализируя фотографию, учащиеся повторяли, что один из мальчиков одет в синие штаны. Это было забавно, так как на столе у учащегося лежит распечатанный лист с фотографией, но ЧЕРНО-БЕЛОЙ. И ничего не скажешь, не снимешь баллы: фантазирует.
К сожалению, не все учителя слушают ответы учащихся внимательно. Моя коллега вообще проверяла во время экзамена тетради, не обращая внимание на ответы, а потом просто из головы брала баллы (максимальное количество- 20 баллов, для получения зачета достаточно 10). Её слова: «Я что не знаю, на что они знают?»
Но я всегда слушала внимательно, фиксировала ошибки и потом даже анализировала с детьми их ответы. И вот из года в год удивляюсь, как можно неверно произносить имя, отчество и фамилию героя текста, если специально расставлены ударения.
Нет, умудряются и с ударением намудрить, и исказить фамилию.
***
А теперь появилась новая проблема. С ней я уже сталкаиваюсь не первый год и не с одним учеником.
Начинает пересказ ученик так: «Людмила Анатольевна не мечтала стать капитаном». Останавливаю и говорю:
—Нельзя в первом предложении не указать фамилию человека.
На что и один, и второй смотрят недоумевающе.
— А я разве не сказал?
Тогда уже недоумеваю я.
Начинаем разбираться, и тут я понимаю, что они отчество считают фамилией. Причем разъяснения длятся долго. Разбираем на примере собственных имени, отчества и фамилии.
— Тебя как зовут?
— Сергей.
— А фамилия?
— Моисеев.
— А отчество?
— Сергеевич.
— Ну так в чем сложность?
— Они для меня все сливаются, и я их путаю.
И если б это был один ученик?
И если б фамилии были такие странные, что можно было спутать?
У дочери друг был по фамилии Павлик. Тут, правда, задумаешься. Но спутать Анатольевна и Тибряева (текст о капитане Людмиле Анатольевне Тибряевой) — это очень странно.
Вы такое встречали?
В прошлом году я писала о том, что дети не понимают механических часов.
А теперь вот в отчествах и фамилиях запутались.
Спасибо за внимание!