Найти тему

По следам устного собеседования, или Анатольевна —это разве не фамилия?

На этой неделе 9-классники сдавали свой первый серьезный экзамен. Вот уже 6-ой год проходит устное собеседование.

Учащиеся должны показать умения в

1. Чтении текста.

2. Пересказе текста

3. Монологе на выбранную тему

4. Ответах на вопросы

Вроде бы для занимающегося в системе ученика ничего сложного, однако ежегодно мы получаем несдавших, отправленных на пересдачу. Таких немного (1-3 человека), но они есть. И это при том, что в кабинет многие входят уже «подготовленными», так как ежегодно сливают ответы, и мы слушаем один и тот же сюжет про приготовление борща в теме «Мое любимое блюдо».

Порой выходят очень смешные вещи с этими подглядками в ответы. Так, в прошлом году почти мемом стала история, когда, анализируя фотографию, учащиеся повторяли, что один из мальчиков одет в синие штаны. Это было забавно, так как на столе у учащегося лежит распечатанный лист с фотографией, но ЧЕРНО-БЕЛОЙ. И ничего не скажешь, не снимешь баллы: фантазирует.

К сожалению, не все учителя слушают ответы учащихся внимательно. Моя коллега вообще проверяла во время экзамена тетради, не обращая внимание на ответы, а потом просто из головы брала баллы (максимальное количество- 20 баллов, для получения зачета достаточно 10). Её слова: «Я что не знаю, на что они знают?»

Но я всегда слушала внимательно, фиксировала ошибки и потом даже анализировала с детьми их ответы. И вот из года в год удивляюсь, как можно неверно произносить имя, отчество и фамилию героя текста, если специально расставлены ударения.

Вариант текста
Вариант текста

Нет, умудряются и с ударением намудрить, и исказить фамилию.

***

А теперь появилась новая проблема. С ней я уже сталкаиваюсь не первый год и не с одним учеником.

Начинает пересказ ученик так: «Людмила Анатольевна не мечтала стать капитаном». Останавливаю и говорю:

—Нельзя в первом предложении не указать фамилию человека.

На что и один, и второй смотрят недоумевающе.

— А я разве не сказал?

Тогда уже недоумеваю я.

Начинаем разбираться, и тут я понимаю, что они отчество считают фамилией. Причем разъяснения длятся долго. Разбираем на примере собственных имени, отчества и фамилии.

— Тебя как зовут?

— Сергей.

— А фамилия?

— Моисеев.

— А отчество?

— Сергеевич.

— Ну так в чем сложность?

— Они для меня все сливаются, и я их путаю.

И если б это был один ученик?

И если б фамилии были такие странные, что можно было спутать?

У дочери друг был по фамилии Павлик. Тут, правда, задумаешься. Но спутать Анатольевна и Тибряева (текст о капитане Людмиле Анатольевне Тибряевой) — это очень странно.

Вы такое встречали?

В прошлом году я писала о том, что дети не понимают механических часов.

А теперь вот в отчествах и фамилиях запутались.

-2

Спасибо за внимание!