Премии Сандэнс, Сатурн, премия канала MTV, номинации на Оскар и Золотой глобус.
Честно говоря, даже удивилась отсутствию более значимых наград, потому что, с моей точки зрения, это один из лучших фильмов Нолана (во всяком случае, из виденных мной).
Оригинальное название: "Memento". Драма, детектив, триллер. 18+
📽️ Производство: США (HBO). Сценаристы: Кристофер Нолан, Джонатан Нолан. Режиссер: Кристофер Нолан. В главных ролях: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантольяно, Марк Бун мл. и др.
Вкратце: после травмы Леонард Шелби (Гай Пирс) теряет краткосрочную память. Он знает все, что было до происшествия, но не способен удержать в голове текущие события более чем 15 минут. Он выискивает способы ориентироваться во времени и пространстве, так как поставил цель - найти и покарать убийцу своей жены.
Что понравилось
- Отсутствие в этом фильме столь характерного для Нолана (на мой взгляд) налета попсовости, тех самых "ярких красок", о которых писала здесь: ⤋
- Сюжет увлекает. В первую очередь, за счет подачи. "Нелинейность" повествования доведена здесь до крайности, и потому прекрасна. Неподготовленный зритель (не прочитавший перед просмотром ни одну рецензию) скорее всего растеряется в первый момент. Три сюжетные линии. Главная, цветная, идет "наоборот" - от конца к началу. Подсказка - проявляющаяся и исчезающая полароидная фотография, которую держит в руках главный герой, - это и "откручивание" времени назад и одновременно символ стирающейся памяти. Вторая, черно-белая, - здесь обычное время, от предыстории к кульминации. В определенный момент две линии встречаются, и черно-белое изображение становится цветным. Есть еще третья линия - история Сэмми, некоего персонажа, которого "помнит" протагонист. Воспоминания о Сэмми (тоже черно-белые и тоже в хронологическом порядке) появляются вкраплениями между двумя основными сюжетными линиями. В общем, это все очень здорово придумано, вот что хочу сказать.
- Здорово придумано, потому что именно такая подача истории позволяет зрителю до некоторой степени "влезть в шкуру" героя, ощутив его неуверенность в происходящем, "прожить" с ним это желание разобраться, осознать, понять. То есть, режиссер не просто придумал оригинальную "фишку", эта "фишка" оправдана сюжетом и действительно хорошо работает. Что-то подобное ищут фотографы, снимая "фотоистории", - какой-то неожиданный способ подачи, позволяющий максимально раскрыть тему. Мне очень понравилось.
Что могло быть лучше
- Детальная проработка сюжета. Все-таки для въедливого зрителя важно, чтобы история выглядела максимально логичной. Не хочу спойлерить, но кое-какие моменты для меня остались "подвешенными" (с теми, кто смотрел, готова обсудить в комментариях). Реальность мы так и не увидим; то, что на самом деле произошло, вынуждены самостоятельно воссоздавать по словам одного и "воспоминаниям" другого персонажа. И тут, на мой взгляд, не хватает стройности, приходится домысливать, подтягивать объяснения. Искусственно созданная "неуверенность" зрителя во время просмотра хороша как "единение с протагонистом", она, безусловно, делает фильм! Но "неуверенность" в конечном итоге мне показалась уже лишней, от развязки хотелось звенящей четкости, которой всё-таки нет.
Как всегда, делюсь лишь личными соображениями, на объективность не претендую.
Резюме 👀: очень хорошее кино с нетривиальной подачей, запомнится.