Фильм "Дождь в чужом городе"(1979г.) снят по мотивам одноименной повести Даниила Гранина, по его же сценарию. На мой взгляд этот малоизвестный, редко демонстрируемый по телевидению фильм, снятый кстати на киностудии имени Александра Давженко, является одним из лучших образцов советского кинематографа о любви.
Главных героев Степана Никитича Чижегова и Киру Андреевну Семичеву сыграли Геннадий Фролов и Людмила Зайцева. Музыкальная тема Микаэла Таривердиева и песня на стихи Николая Добронравова в исполнении Галины Беселиной задают всей истории пронзительную, щемящюю ноту. Инженер из Ленинграда, Степан Чижегов, во всех смыслах положительный человек. Его уважают на работе. Он хороший семьянин, дорожащий своей женой и детьми. Чижегов регулярно ездит в командировки для наладки регуляторов на заводе в маленький городок Лыков, где у него неожиданно и легко завязывается на первый взгляд банальная, не к чему не обязывающая связь со свободной, давно овдовевшей местной жительницей Кирой. Она рада каждой встрече с ним, никогда не докучает, что так устраивает Степана. О чувствах самой Киры он старается не задумывается. Кира Семичева общительная, бойкая, в обществе всегда оказывается в центре внимания. Держится так, словно все у нее в жизни благополучно. Однако за этим фасадом скрывается хрупкая и ранимая душа. Людмила Зайцева мастерски раскрывает внутренний мир своей героини, в улыбке, взгляде, интонациях которой прочитывается и любовь и нежность и боль осознания неминуемой утраты и желание остановить короткий миг счастья рядом с любимым.
В один из приездов Степана в Лыков Киры не оказывается в городе, она уехала на юбилей к тётке в Белогорск. И вот только здесь Степан ощутил нестерпимую пустоту, тоску, осознал то, что испытывала Кира долгими месяцами без него на протяжении уже двух лет их знакомства. Он едет в Белогорск, как бы не в значай встречает Киру в ресторане, на семейном торжестве, ревнуя любимою к ее не знакомой для него жизни, друзьям, он говорит ей жёсткие, колкие слова, проявляет себя как собственник, обижает ее. После этого случая их отношения разлаживаются.
В следующий приезд Чижегова, Кира сообщает ему о своем предстоящем замужестве. Степан понимая, что теряет Киру, начинает явственно ощущать, как она ему дорога, впервые говорит ей слова любви, но Кира все решила окончательно, она всегда знала, что у их любви нет будущего, и его признание, лишь приченяют ей дополнительные страдания.
В этот же приезд Чижегов делает открытие по работе, интуитивно выявив причину постоянных неполадок регуляторов , разрабатывает новую схему. В фильме очень точно передан дух семидесятых годов прошлого века, через детали быта, характеры героев. Сослуживцы Чижегова в Лыкове, милые открытые люди за годы совместной работы становятся ему близки и дороги. С начальником энерголаборатории завода Константином Аристарховым, трогательным провинциальным интеллигентом у Степана складываются самые теплые и дружественные отношения.
На прощальной вечеринке в честь открытия Чижегова, и окончания его командировок в Лыков, Степан узнает, что жених Киры ни кто иной, как Аристархов. В порыве ревности он прилюдно отзывается о Кире самым нелицеприятным образом, порочит её честь, оскорбляя тем самым и самого Аристархова. После этого поступка он уходит из ресторана, мечится по городу, ему не хочется жить, но ноги ведут его к дому Киры, где она принимает его с заботой, пытается утешить, нежными словами заглушить боль.
А по утру Степан и Кира, словно соревнуясь в красноречии, стараются побольнее уколоть, обидеть друг друга , сжигая за собой мосты.
Повесть заканчивается тем, что спустя годы в аэропорту, собираясь с семьёй на отдых, Степан встречает Киру с мужчиной, вероятно мужем. Кира, узнав его, но не желая встречи исчезает, а Чижегов уже не испытывая к Кире прежних чувств, лишь удивляется , как некогда он мог так страдать из за этой женщины, хотя с недоумением осознает, что ему не достает того прошлого неистовства. Фильм же оканчивается иначе. Чижегова вновь направляют в командировку в Лыков спустя год вместе с ленинградскими учёными, заинтересовавшимися его открытием. На заводе многое переменилось, Аристархов уволился. Степан направляется знакомой дорогой к дому Киры. Эту прощальную прогулку Степана по городу сопровождает музыка Таривердиева, звучащая в особенно пронзительной оранжировке. Это уже не просто мелодия это боль, тоска, и покояние главного героя. Дом Киры оказывается пуст, дверь и окна заколочены. Он идёт к Аристархову, чтобы попросить прощения, примириться и узнать о Кире. Константин Аристархов ничего не знает о ней, кроме того, что Кира уехала из города. Такой финал, на мой взгляд, придает больший драматизм всей истории и пробуждает в зрителе сопереживание к главному герою, как глубоко страдающему человеку, Аристархову, показанному совершенно разбитым, Кире, чья судьба остаётся неизвестной. Последние слова Степана о Кире, обращённые к Аристархову сказаны с особенной болью : "А какого ей то было."