Шон Коннери (25.08.1930 – 31.10.2020)
Неужели тот самый? Неужели тот, что вот уже семь лет наводит страх на всех наших журналистов-международников боевиками о легендарном агенте 007 с правом на убийство - Джеймсе Бонде? Неужели он? В нашем фильме нашего режиссера! Примерно так подумал автор этих строк, когда в 1969 году узнал, что Шон Коннери снимается в картине Михаила Калатозова «Красная палатка». Для отечественных киноманов это было сенсацией.
Фильм Михаила Калатозова основывался на реальных фактах спасения арктической экспедиции Нобиле в конце 1920-х годов. В картине играло блистательное созвездие английских, итальянских и русских актеров. Шону Коннери досталась роль легендарного полярника Амундсена, полетевшего к Северному полюсу спасать итальянцев и... погибшего где-то в бескрайних ледяных пустынях. Герой Шона Коннери был сильным, мужественным, упрямым человеком, не привыкшим отступать перед смертельной опасностью. Михаил Калатозов, которого кинематографический мир знал по эмоциональным, экспрессивным фильмам «Летят журавли» (1957), «Неотправленное письмо» (1960), «Я – Куба» (1964), на сей раз выстраивал драматическое повествование в более сдержанной манере. Мощное личностное обаяние, грустная ироничность Шона Коннери попала здесь, что называется, в точку.
Много позже мне довелось увидеть и знаменитую «бондиану»: «Доктор Но», «Из России с любовью» и «Шаровая молния» Теренса Янга, «Голдфингер» Гая Хэмилтона, «Живешь только дважды» Льюиса Гилберта, «Никогда не говори «никогда» Ирвина Кершнеpa и др. Никакого «антигуманизма», «безудержной пропаганды милитаризма», «сексуальной агрессии, растлевающей сознание» и т.п. в этом откровенно пародийном сериале о международном шпионаже и терроризме, разумеется, не было. Шон Коннери (как, впрочем, и другой исполнитель роли Бонда - Роджер Мур) играл не реального агента ее величества королевы Великобритании, а сказочного супермена, покорителя женских сердец, везде и повсюду сражавшегося со Злом. Коннери подавал своего Бонда легко, изящно, иронично, словно ежеминутно подмигивая зрительному залу, приглашая его принять несложные правила занимательной игры в приключения - на земле и под землей, на море и в воздухе. Глядя на этот фантастический фейерверк трюков и погонь, перестрелок и свиданий с красотками, трудно было себе представить, что Шон Коннери когда-то был вовсе не звездой мирового экрана, а матросом английского флота, театральным статистом, исполнителем небольших ролей во множестве позабытых лент.
Тем не менее это так. Звездный успех пришел к Шону Коннери в 32 года, в тот день, когда состоялась премьера первого фильма «бондианы» - «Доктор Но» (1962). Это уже потом были съемки в фильмах Альфреда Хичкока («Марни»), Сидни Люмета («Холм», «Магнитные ленты Андерсона», «Обида»). Это уже потом Коннери играл в вестерне Эдуарда Дмитрыка «Шалако», в романтической балладе о Робин Гуде «Робин и Мэриам» Ричарда Лестера, в суперпостановке Ричарда Эттенборо «На один мост дальше»...
Начиная с 1970-х годов Шон Коннери много снимается в картинах ярких, зрелищных, кассовых, его привлекает фантастика. В осовремененной версии сказки Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз», названной ее режиссером Джоном Бурмэном «Зардоз», герой Шона Коннери оказывался в неком тоталитарном государстве (по типу мрачной утопии Джоржа Оруэлла «1984»), подавляющем в человеке человеческое. В «Метеоре» Роналда Нима - занимался космическими исследованиями. В «Горце» - обучал молодого рыцаря премудростям путешествий во времени... В изысканной экранизации романа Агаты Кристи «Убийство в восточном экспрессе» Коннери с аристократическим достоинством обыгрывал сложившуюся вокруг собственного актерского имиджа мифологию, что полностью отвечало замыслу Сидни Люмета, предложившему сходные задачи и другим «грандам» этой незаурядной картины - Альберту Финни, Ингрид Бергман, Майклу Йорку, Энтони Перкинсу, Ванессе Рэдгрейв и Жаклин Биссе...
В 1980е, когда многие талантливые актеры – ровесники Коннери - реже появлялись на экранах и отошли в историю кинематографа, этот выдающийся мастер неожиданно для многих зрителей и критиков пережил второй взлет популярности. При этом феномен заключался в том, что после 1983 года Коннери уже не обращался к образу Джеймса Бонда. Его успех был связан с ролями иного плана. Прежде всего - с экранизацией детектива итальянского медийного теоретика и писателя Умберто Эко «Имя Розы», где Шон Коннери сыграл своего рода Шерлока Холмса, ведущего расследование таинственного убийства в средневековом монастыре. Эта картина французского режиссера Жана-Жака Анно имела большой фестивальный и зрительский успех у европейской публики. Американцам пришелся по душе другой герой Шона Коннери - в гангстерской драме Брайана Де Палмы «Неприкасаемые». За роль старого полицейского в этой впечатляющей картине Коннери заслуженно получил премию «Оскар».
В конце 1980-х Шон Коннери снова встретился на съемочной площадке с одним из патриархов англо-американского кино - Сидни Люметом. В картине «Семейный бизнес» были удачно смешаны драматические и комедийные краски. Сюжет ленты выстраивался вокруг рискованной кражи, затеянной дедом (Ш.Коннери), сыном (Д.Хофман) и внуком (М.Бродерик). Шон Коннери сыграл здесь старого «медвежатника», для которого кража вовсе не источник существования, а жизненная стихия...
В 3-й части сериала Стивена Спилберга об Индиане Джонсе Шон Коннери настолько остроумно, самопародийно и снайперски точено исполнил роль отца главного героя, что у зрителей, не видевших первые две части могло, вероятно, сложиться впечатление, что это не актерский «ввод» в устойчивую и апробированную на многомиллионной киноаудитории мифологическую систему эпохи постмодернистской масс-медиа, а изначально придуманный авторами персонаж.
Столь же шумный зрительский успех в Америке имела и картина 1989 года, в которой Шон Коннери сыграл главную роль – «Охота за «Красным октябрем» Джона Мак-Тирнана, хотя, на мой взгляд, она чрезвычайно затянута, не слишком глубока в психологическом отношении и скучновата. Коннери, как всегда, профессионально выполнил поставленную перед ним задачу, и в рамках несложного сюжета о попытке экипажа советской подлодки попросить политического убежища в Америке выглядит вполне убедительно. Его капитан суров, мудр, обаятелен, мужествен и т.д. и т.п.
«Русская тема» поистине стала ведущей для Коннери на рубеже 1990-х годов. Вскоре после окончания съемок в «Охоте за «Красным октябрем» он приехал в Россию. На этот раз чтобы сниматься в политическом детективе Фрэда Скепси «Русский дом» (по мотивам романа Джона Ле Карре «Русский отдел»). Несмотря на то, что фильм снимался не где-нибудь в Финляндии или Югославии, а в Москве, атмосфера русской жизни на экране получилась весьма приблизительной. Однако и тут Шон Коннери в роли западного издателя оказался на месте. Что и говорить - профессионал высокого класса!
Чуть позже Коннери появился на экране в экзотическом фильме «Знахарь». Его герой - профессор медицины открывает где-то в джунглях Латинской Америки чудодейственную вакцину, но... Как и во всякой эколого-приключенческой ленте возникает это самое «но», из-за чего, собственно и затеваются съёмки фильма. Говорят, Коннери работал без дублера, самолично прыгая над пропастью и тем самым бессчетное число раз подвергая свою жизнь смертельной опасности. Впрочем, он не раз повторял, что не верит в судьбу, а верит в усердие и работу...
Вопреки своему «бондовскому» имиджу Шон Коннери однолюб. Вот уже много лет он живет со своей женой Мишлин на уединенной вилле, где самым любимым его развлечением остаётся гольф.
- Терпеть не могу светские манеры, отъевшихся людей, - говорит актер. - Я люблю быть один. И знаете, чего очень, не люблю? Когда обо мне говорят. Я никому никогда не причинил зла. По крайней мере – преднамеренно. Самая простая истина в жизни - обходись с людьми так, как бы тебе хотелось, чтобы они обращались с тобой...
В 1990-х Шон Коннери по-прежнему снимался очень много. После «Горца-2» и «Робин Гуда» последовал боевик «Восходящее солнце» Фила Кауфмана и ещё один костюмный боевик – «Первый рыцарь», где партнером Коннери стал Ричард Гир...
Киновед Александр Федоров
Кевин Костнер (Родился 18.01.1955)
Кевин Костнер. До выхода на экраны вестерна «Танец с волками» вряд ли кому-нибудь из наших зрителей что-то говорило это имя, хотя в Америке актер получил немалую известность примерно с середины 1980-х. «Танец с волнами» стал 18-й его актерской работой и режиссерским дебютом, принесшим сразу 7 «Оскаров».
Успех пришел к Костнеру в 35 лет. До этого он изучал маркетинг, начиная с 1974 года, играл небольшие роли в лентах второстепенных режиссеров. Иногда ему удавалось сняться в заметном фильме. Однако вспомнить Костнера, к примеру, в знаменитой драме Грэма Клифорда «Френсис» может лишь зритель, обладающий феноменальной памятью: настолько незаметной была его роль на фоне яркого соло Джессики Лэнж.
10 лет актерской поденщины. 10 лет надежды. «Я старался не быть застигнутым врасплох, - говорит Костнер в одном из интервью, - не быть рассудительным в своих ожиданиях. Пытался понять и хорошее, и плохое, природу успеха. В течение долгого времени я старался контролировать свою жизнь - причем не только в Голливуде... Я хотел работать в высшем кругу...».
Он смог проявить себя в ретро-драме Н.Касталло «Скупщик оружия» («Вооруженный беглец»), вышедшей на американский экран в 1984 году. Роль благородного борца за свободу маленького латиноамериканского государства, пытающегося приобрести для этой цели оружие у американских мафиози, давала Костнеру шанс не только использовать свои привлекательные внешние данные, но и психологически раскрыть образ своего героя. Вероятно, с этого фильма (как и с вестерна Лоуренса Кэздэна «Сильверадо») начался для Костнера долгожданный «звездный трек».
После «Американских пилотов» Джона Бэдхэма Кевин Костнер вместе с Шоном Коннери и Робертом Де Ниро с успехом сыграл в гангстерской драме Брайна Де Палмы «Неприкасаемые», затем - в остросюжетном фильме Роджера Доналдсона «Нет выхода», где его партнером был Джин Хэкмен, в комедии Рона Шелтона «Дарэмский бык», в мистической драме Фила Олдена Робинсона «Поле мечты» и, наконец, в нашумевшей «Мести» Тони Скотта.
...Приехав погостить к своему старому приятелю (Энтони Куин), бывший военный летчик (Кевин Костнер) влюбляется в его молодую жену (Мэдлен Стоу). Их роман оказался для них смертельно опасным. Обманутый муж готовит им жуткую расправу...
В «Мести» удачно сочетались элементы психологической драмы и триллера. Кевин Костнер играл мужественного, обаятельного героя-победителя. В год выхода фильма он стал для многих американок своего рода секс-символом.
На волне популярности «Мести» Кевин Костнер решился на режиссерский дебют. Кому-то «Танец с волками» может показаться монотонным и затянутым, однако даже самые строгие критики отмечают поразительную красоту его визуального ряда, гуманизм авторской позиции и прекрасную актерскую игру. Костнер играет в «Танце...» солдата американской армии, который в эпоху завоевания Дикого Запада подружился с индейцами, увидев в них не коварных врагов, а благородных и отважных людей, заслуживающих уважения...
В начале 1990-х годов Кевин Костнер закончил свой новый суперфильм «Робин Гуд. Принц воров» - еще одну версию знаменитой легенды о благородном разбойнике. В фильме много с размахом снятых сцен рыцарских сражений, но «Робин Гуд» не стал шедевром кинематографа, хотя его постановщик - давний приятель Костнера - Кевин Рейнолдс старался изо всех сил. Зато дуэт Костнера и поп-звезды Уитни Хьюстон в триллере Мика Джексона «Телохранитель» удался на славу. Знаменитая певица покоряла зрительный зал своими песнями и нарядами, а Кевин Костнер - невозмутимой сдержанностью, мужественностью и преданностью...
Если в «Телохранителе» Костнер был стражем закона, то в криминальной драме Клинта Иствуда «Совершенный мир» - преступником. Однако природное обаяние Костнера настолько велико, что его персонаж всё равно вызывал зрительские симпатии. По сути, перед зрителями был несчастный человек, волей обстоятельств ставший аутсайдером...
В середине 1990-х Кевин Костнер сыграл главные роли в двух весьма дорогостоящих и амбициозных проектах: вестерне Лоренса Кэздэна «Уайт Эрп» и фантастическом боевике Кевина Рзйнолдса «Водный мир». Вестерн, честно говоря, получился скучноватым, а фантастическая утопия о планете, затопленной водой, не смогла окупить сотни миллионов долларов, затраченных на её постановку, на внутриамериканском рынке. Слава богу, голливудских звезд обожают за границей: европейские и азиатские сборы от проката позволили создателям «Водного мира» не только свести концы с концами, но и принесли определенный доход. Что же касается, Костнера, то его персонаж - мужественный мутант с жабрами за ушами, благородно спасающий женщину и ребенка, был сыгран, как всегда профессионально.
Что касается личной жизни кумира миллионов зрителей, то в 1990-х годах имидж Костнера, как благородного семьянина пошатнулся: после развода с женой, Кевин меланхолически сожалеет, что «часто пренебрегал своим семейным богатством, но только сейчас понял, какие важное место в жизни занимает семья».
Киновед Александр Федоров, 1995
Майкл Китон (Родился 5.09.1951)
В конце 1980-х киножурналы всего мира обошла фотография загадочного героя в черном плаще и черной маске - легендарного Бэтмэна. Этот фантастический человек - летучая мышь был воскрешен для экрана режиссером Тимом Бертоном, большим любителем старых комиксов, спецэффектов и приключений. С «Бэтмэном» (1989) были связаны большие кассовые надежды продюсеров, и себя оправдали: Америку на несколько месяцев охватила «бэтномания» - было продано огромное количество плакатов, маек, календарей с изображением этого супергероя, сыгранного актером Майклом Китоном.
Артистические задачи у Китона в этой ленте были своеобразными. Лишенный возможности использовать мимику, не открывая лица, он должен был сыграть так, чтобы симпатии зрителей были на стороне его благородного персонажа, сражающегося со злобным и коварным Джокером (Джек Николсон). Что ж, Майкл Китон сделал всё, что мог, построив свою роль на эффектной пластике, характерной окраске голосового тембра, возможностях трюковых съёмок.
До «Бэтмэна» Майкл Китон уже играл у Тима Бёртона в фантастической комедии «Жучиный сок» (1987), однако настоящая известность пришла к нему именно после их второй совместной работы. После «Бэтмэна» Китона стали приглашать на съёмки в качестве суперзвезды. И надо отдать актеру должное, он не стал зацикливаться на положительном экранном имидже. В 1990 году он с блеском сыграл мерзкого негодяя в психологическом триллере Джона Шлезингера «Тихоокеанские высоты».
... Поселившись в доме очаровательной влюбленной парочки (Метью Модайн и Meлани Гриффит), герой Китона - шизофреник и садист - доводил их буквально до нервного срыва...
В 1992 году Китон и Бертон встретились на съёмочной площадке третий раз. В супербоевике «Бэтмэн возвращается» герой Китона наконец-то снимает свою мрачноватую маску, а вместо Джокера борется со столь же хитроумным злодеем Пингвином (Денни Де Вито) и обворожительной Женщиной-кошкой (Мишель Пфайфер)...
Киновед Александр Федоров