Найти в Дзене

Стагнация художественной литературы

Литература - это один из самых древних видов творчества, наравне с наскальной живописью. Наши предки сочиняли художественные тексты еще до того, как научились их записывать. Однако, несмотря на столь долгий период совершенствования, литература до сих пор остается одним из самых неразвитых видов искусств.

Для сравнения: кинематограф всего за век существования достиг тех же приемов (поток сознания, флешбек, ненадежный рассказчик и т.п.), что в литературе изобретались на протяжении более чем двух тысяч лет, а едва зародившаяся игровая индустрия уже успешно конкурирует с ними на нарративном рынке. Даже многие неродственные искусства вроде архитектуры, кулинарии или музыки эволюционировали в одном темпе с научным прогрессом и ныне имеют колоссальную капитализацию. Но где же в современном мире книги? Пылятся в столе в надежде на экранизацию.

Причин у литературного декаданса много, но перечислять их все не имеет смысла, так как они достаточно очевидны и скорее имеют отношение к экономике, социологии и политике, чем к искусству. В этом эссе будет идти речь об одной конкретной проблеме в корне художественных текстов, не позволяющей авторам раскрыть полный потенциал формы, а именно: невероятная сложность создания.

-2

Хотя физически процесс печатания значительно упростился со времен, когда приходилось выдалбливать буквы на глиняных табличках, тех усилий, что необходимо прилагать для написания произведения требуется теперь ничуть не меньше. Подобно античным сказителям, многие авторы вынашивают подробный пересказ своей истории в голове, прежде чем перенести ее на бумагу. Неделями, месяцами, годами фабула обрастает параллельными вселенными, детали постоянно меняются, герои переживают смерти, метаморфозы, переименования, чтобы затем вернуться к изначальному состоянию, а то и вовсе быть вычеркнутыми из сюжета. Страшно представить, что творилось в воображении Толкина, пока он 12 лет придумывал мир Средиземья.

И после всех мысленных мучений - это лишь сценарий к книге. Далее идет несоразмерно более трудоёмкий процесс написания. Даже если работать со скоростью гострайтеров Дарьи Донцовой, просто на набирание текста трехсот страничного романа понадобится минимум триста часов. Перечитывание, редакция, оформление - плюс еще часов пятьдесят. Это что касается сугубо потраченного времени при желании выпустить посредственный ширпотреб. Разумеется, при таком подходе невозможно совершить революцию в жанре, но кто захочет заниматься этим всерьез, если даже для абсолютно механического писательства по формуле приходится тратить столько месяцев жизни и без гарантий быть опубликованным? Только безумцы.

Безумцами, к счастью, наша планета не обделена. Всегда найдутся амбициозные авантюристы, готовые рискнуть всем ради идеи. Однако, здесь не курсы саморазвития, где обязательно скажут, что для достижения мечты нужно только очень-очень захотеть. Без таланта, без начитанности, без опыта и знания теории, марай бумагу хоть десять тысяч часов - ничего нового не выйдет. Ведь инновация - это результат деконструкции, а деконструкция, помимо идеального знания канонов, всегда предполагает риск. Решив написать роман, человек каждый раз играет в верю-не-верю, где на кону лежат годы жизни. Оправдается ли уверенность в собственной гениальности? - Вот вопрос, который стоит на пути развития литературы.

-3