Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Бронсон, Белуши, Бриджес: голливудские звезды XX века

Оглавление

Чарлз Бронсон (3.11.1921 – 30.08.2003)

За 40 лет Чарлз Бронсон сыграл около 80 ролей. Ему пришлось многое испытать в этой жизни. Отец Бронсона приехал в Америку из Литвы, и в роду будущего актера литовская кровь тесно перемешана с украинской. В семье было 15 детей, что не позволяло отцу-шахтеру подняться выше уровня бедности. Понятно, что приличное образование получить в таких условиях было невозможно. Чарлз с юных лет работал на шахте, водил грузовик. Потом пришло увлечение боксом. Во время второй мировой войны Бронсон (тогда еще Бучинскис) служил на Флоте, а после демобилизации неожиданно почувствовал в себе неодолимую тягу к художественному творчеству. Два года он учился живописи, потом работал театральным художником.

Атмосфера театра опять переменила его жизненные планы. Вопреки успехам на поприще изобразительного искусства Чарлз вновь идет учиться. На сей раз - в актерскую школу. Свою первую роль в кино Бронсон получил уже в зрелом возрасте. Во время съемок комедии Генри Хатавея «Я сейчас моряк» ему было уже 30 лет.

Вскоре Бронсон стал появляться на экране довольно часто. В основном это были вестерны Роберта Олдрича (1918-1983), остросюжетные ленты Сэмюэля Фуллера и Роджера Кормена. Пожалуй, наиболее популярным фильмом Бронсона 1950-х – 1960-х была «Великолепная семерка» Джона Старджеса, который перенес на американскую почву сюжет «Семи самураев» Акиры Куросавы. История семерых защитников крестьянского селения где-то на Диком Западе в первую очередь опиралась на популярность Юла Бриннера (1915-1985) и Стива Мак-Куина (1930-1980), Бронсон все еще оставался в тени... Так что это была действительно популярность фильма, а не самого Бронсона.

Настоящую популярность принесли ему фильм Роберта Олдрича «Грязная дюжина» и вестерн Серджо Леоне «Однажды на Западе». Немногословный, мужественный, невозмутимый герой Бронсона пришелся, по-видимому, по душе создателю «вестернов по-итальянски». К тому времени Серджо Леоне уже снял нашумевшие вестерны «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой» и подумывал о создании одного из самых грандиозных вестернов в истории мирового кино. Фильм «Однажды на Западе» стал в ряд наиболее дорогостоящих и масштабных Фильмов этого жанра.

На рубеже 1970-х Бронсон активно снимался в Европе: в детективе Рене Клемана «Пассажир дождя», в вестерне Теренса Янга «Красное солнце». Однако суперзвездой Чарлз Бронсон стал в Америке. В 1974 году он сыграл главную роль в криминальном триллере Майкла Виннера «Жажда смерти».

...Банда насильников нападает на жену и дочь обычного «среднего американца» (Ч.Бронсон). Потрясенный герой решает отомстить негодяям...

Фабула была очень проста, однако картина имела Феноменальный успех. Думаю, в значительной степени из-за Бронсона. Его герой как бы олицетворял собой мечту американцев дать окончательный бой преступности. И хотя сам актер не раз говорил в интервью, что основная идея «Жажды смерти» в том, чтобы доказать: насилие себя не оправдывает, даже если это месть за смерть близких, многие зрители были целиком на стороне благородного мстителя. Отсюда понятен успех продолжений «Жажды смерти», ничего не добавивших ни к сюжетной схеме, ни к характеру главного героя.

Нечто похожее Бронсон играл и в фильме Ричарда Флейшера «Мистер Маджестик» (мирный фермер вынужден сражаться с бандитами) и во многих иных лентах 1970-х – 1980-х годов.

Да, редкий актер на шестом десятке лет сохранял столь шумную популярность и прекрасную физическую форму. А Бронсон продолжал играть в крутых боевиках, часто работая без дублера. Ему нравилась опасность и захватывающие приключения. В «Побеге» Тома Грайса Бронсон уверенно вел штурвал вертолета, в триллере «За десять минут до полуночи» боролся с садистом, в картине «Зло, творимое людьми» - с изувером-профессором...

Изучив каратэ, Бронсон все чаще строил пластику своих ролей по своего рода балетному принципу, что нередко подчеркивалось рапидами и стоп-кадрами.

1990-е годы Чарлз Бронсон встретил вдовцом. Его жена, актриса Джил Айрлэнд, скончалась от неизлечимой болезни. Но он нашел в себе силы перенести этот жестокий удар судьбы...

Киновед Александр Федоров

-2

Джеймс Белуши (Родился 15.06.1954)

В 1982 году известный театральный актер Джон Белуши был найден мертвым в номере одного из отелей неподалеку от Голливуда. Экспертиза показала, что смерть наступила из-за передозировки наркотиков. Так, в зените славы, блестяще исполнив одну из главных ролей в фильме Джона Лэндиса «Братья Блюз»(1980), ушел из жизни брат нынешней голливудской знаменитости Джеймса Белуши.

Джеймс до сих пор читает, что в нем есть частица его брата, в тени которого он находился несколько лет. «Я знаю, что мне никогда не удастся рассмешить людей так, как это умел Джон, - говорит Белуши в одном из интервью. - Джон для меня - жив».

Отец братьев Белуши приехал в Америку из, пожалуй, самой экзотической страны Европы - Албании и всю жизнь пытался осуществить на практике знаменитую американскую мечту, - он мыл посуду, был официантом и поваром, подавал горячительные напитки в баре... И все для того, чтобы однажды открыть свое собственное дело. Но, увы, купив ресторан в Чикаго, он не удержался на плаву - не выдержал конкуренции и разорился.

- Всё, что ни делается - к лучшему, - рассуждает теперь об этом Джеймс. - Если бы мой отец не лишился ресторана, я, быть может, до сих пор мыл тарелки на кухне!

Но судьбе было угодно, чтобы Джимми вместо того, чтобы приобщиться к ресторанному делу, поступил в университет Северного Иллинойса, стал лидером студенческой театральной труппы (надо сказать, театром он увлекся еще в старших классах школы) и вместе со своим братом Джонни стал выступать на настоящей театральной сцене.

После смерти Джона Джеймс «сорвался»: за очередной запой его выгнали из популярной телепрограммы «Прямой эфир субботнего вечера». Вероятно, для человека, лишенного энергии и настойчивости Джеймса, это означало бы крах карьеры, но Белуши нашел в себе силы вернуться к любимой работе. Театр, телевидение, кино. Он работал, как одержимый: «Сальвадор», «Насчет прошлой ночи», «Заботясь о деле»...

На экране он был полицейским, обожающим своего друга-овчарку («К-9» Рода Дэниэла), напарником русского «мента», посланного в Америку сражаться с мафией («Красная жара» Уолтера Хилла), застенчивым мужчиной-ребенком, странствующим по дорогам вместе со случайной чернокожей подругой («Гомер и Эдди» Андрея Кончаловского)...

В мелодраматической комедии Джона Хьюза «Кудряшка Сью»(1991) Джемс Белуши вместе с очаровательной десятилетней Келли Линч играет еще одну вариацию на тему чаплинского «Малыша». Фильм, на мой взгляд, получился слабее, чем знаменитая «Бумажная луна»(1973) Питера Богдановича с блистательным дуэтом Райана и Татум О’Нил, однако с удовольствием смотрелся публикой. Среди букета известнейших звезд (Джон Кенди, Сибилл Шепард, Орнела Мути, Джанкарло Джаннини), собранного Юджином Левам в криминальной комедии «Однажды преступив закон»(1992) Джеймс Белуши уверенно смешил зрителей, увлеченных нескучной интригой, загрученной вокруг приключений трех супружеских пар в Монте-Карло... В фантастической омедии Джеймса Орра «Мистер Дестини»(1990) загадочный незнакомец (Майкл Кейн), словно Золотая рыбка, превращал жизнь персонажа Белуши в волшебную сказку. И тому в который уж раз предоставлялась возможность балансировать на грани комедии и мелодрамы...

Достигнув популярности, Джеймс Белуши не считает для себя зазорным сняться в роли второго плана или даже в эпизоде. Сыграв одну из ведущих ролей в детективе Роя Лондона «Наемник»(«Хитмен», 1991), он тут же скромно ассистировал своему (увы, уже покойному) другу Джону Кенди в комедии Криса Колумбуса «Только в одиночку»...

Довольно необычно была построена композиция детектива Энди Уолка «Следы красного»(1991), где Джеймсу Белуши досталась роль... убитого полицейского, после своей смерти вспоминающего обстоятельства рокового для него расследования. Зато претендующая на политическую актуальность (война в бывшей Югославии, попытка угона ядерного оружия с территории Украины и т.п.) лента Рода Холомба «Ройс»(1994), по-моему, не стала удачей для актера. Его персонаж - секретный агент ЦРУ выглядел на экране вполне стандартно, а скучноватое развитие действия фильма также вряд ли порадовало зрителей.

Не принесла Белуши особых лавров и его роль в триллере Дэвида Мэлдена «Двойная жизнь»(1994), рассказывающем о загадочном раздвоении личности у героини Линды Хэмилтон.

Признаюсь, Джеймс Белуши не относится к числу моих любимых актеров. На мой взгляд, в последнее время он излишне часто появляется на экране, превратившись в своего рода «американского Джигарханяна». Очевидная неразборчивость актера приводит к тому, что в фильмографии Джеймса Белуши возникает все больше проходных, откровенно посредственных лент. Впрочем, как известно, количество часто переходит в качество...

Киновед Александр Федоров

-3

Джеф Бриджес (Родился 4.12.1949)

Джеф Бриджес был типичным голливудским ребенком. Он родился в декабре 1949 года в Лос-Анджелесе в актерской семье. Уже в годовалом возрасте он оказался на съемочной площадке фильма «За компанию» (1950), потом снимался со своим отцом Ллойдом в телесериалах. В 14 лет Джеф впервые появился на театральной сцене, затем учился в актерской школе. Словом, дорога в киноактеры-профессионалы была у Джефа достаточно прямая и не долгая: в 20 лет он сыграл свою первую взрослую роль на большом экране.

Успех Бриджесу принесла ретродрама Питера Богдановича «Последний киносеанс», в которой воскрешалась атмосфера небольшого провинциального американского городка времен корейской войны. Режиссер психологически тонко рассказал в этой картине о жизни местных парней и девчонок, об их дружбе, любовных приключениях, мечтах... Через 20 лет в фильме «Техасвиль» Питер Богданович вернется к своим героям, постаревшим, потрепанным жизнью. И Джеф Бриджес, уже в ранге звезды, сыграет финал истории своего давнего персонажа.

За эти 20 лет в жизни актера было много заметных ролей. В драме Джона Хьюстона «Жирный город», в криминальной картине Майкла Чимино «Громила и Попрыгунчик», в супербоевике Джона Гиллемина «Кинг Конг»... Он снимался у Джона Франкенхаймера, Боба Рейфелсона, Роберта Маллигана...

Разумеется, не все сыгранное Бриджесом равноценно. В «Кинг Конге», к примеру, его участие ограничено в основном задачами поисков гигантской обезьяны. В «Зимнем убийстве» Уильяма Ричерта, несмотря на прекрасный артистический состав, детективная фабула была срежиссирована настолько невнятно, что Джеф Бриджес выглядел в ней обычным статистом. В картине Тейлора Хэкфорда «Вопреки всему» актеру удалось действительно вопреки банальностям драматургии создать запоминающийся характер наемного убийцы. А в фантастическом «Человеке со звезды» Джона Карпентера - весьма удачно предстать перед зрителями в роли инопланетянина, воспользовавшегося оболочкой умершего человека...

Куда более сложные актерские задачи были у Джефа Бриджеса в «Зазубреном лезвии» Ричарда Маркана. В этой криминальной драме актер играл расчетливого убийцу, сумевшего не только обеспечить себе алиби, но и влюбить в себя женщину-следователя (Глен Клоуз). Используя внешнее обаяние, имидж положительных героев своих прежних лент, Бриджес в этой роли едва заметными намеками все время давал понять внимательным зрителям, что в поведении его персонажа что-то не так, хотя чисто внешне все выглядит безупречно...

Вторая половина 1980-х стала для Джефа Бриджеса необыкновенно удачной на встречи со знаменитыми режиссерами: с Хэлом Эшби в «Восьми миллионах способов смерти», с Сидни Люметом в триллере «На следующее утро», с Робертом Бентоном в «Надин», с Френсисом Копполой в «Такере»...

К сожалению, Бриджес не смог порадовать поклонников своего таланта в криминальной истории, рассказанной Хэлом Эшби. Фильм получился вялым, растянутым, скучноватым. Зато в фильме Сидни Люмета Джеф Бриджес оказался достойным партнером Джейн Фонды, сыграл ярко, темпераментно. Его персонажу помимо традиционного мужества была свойственна ироничность, неплохое чувство юмора и умение в решающий момент принять единственно верное решение...

Бесспорно, Джеф Бриджес лишен красоты Алена Делона, загадочной притягательности Микки Рурка или инфернальной энергии Джека Николсона. Однако актер он незаурядный. И даже когда он играет в не слишком удачных фильмах, смотреть на него все равно приятно. Еще бы! Ведь опыта ему не занимать - за спиной сорокалетняя кинобиография...

Киновед Александр Федоров