Шарикоподши́пниковская улица находится в Юго-Восточном административном округе города Москвы на территории Южнопортового района. Расположена между улицей Симоновский Вал и 2-й улицей Машиностроения.
Названа в 1930 году по строящемуся здесь в то время 1-му Государственному подшипниковому заводу (вступил в строй в 1932 году).
Сегодня мы прогуляемся по Шарикоподшипниковской улице в направлении от Симоновского Вала.
Роддом № 15
На фотографии 1986 года изображено здание родильного дома № 15, построенное в 1937 году.
Современный адрес роддома № 15: Шарикоподшипниковская улица, дом № 3. Его здание выглядит намного опрятнее, чем в 1986 году. Роддом сейчас окружён оградой с КПП. Пройти на территорию, не будучи посетителем, нельзя, поэтому сделать фото с той же точки, что и в 1986 году, мне не удалось.
ЦНИИТМАШ
На фотографии 1974-1975 годов изображены корпуса Центрального научно-исследовательского института технологии машиностроения (ЦНИИТМАШ).
Многоэтажный производственный корпус ЦНИИТМАШ спроектирован архитекторами Д. Романовым, А. Муравьевым, инженерами В. Трофимовым, Э. Болдыревым, А. Лысенко. МГПИ. На фото здание корпуса в процессе строительства.
Лабораторный корпус ЦНИИТМАШ спроектирован архитекторами Л. Соколовым, И. Студенкиным, инженерами В. Брагинским, А. Петровым. Моспроект 1, мастерская 11. Перед зданием корпуса посажены ели.
Современный адрес АО «НПО «ЦНИИТМАШ»: Шарикоподшипниковская улица, дом № 4. Ели возле Лабораторного корпуса подросли и стали выше него в полтора-два раза.
Дом № 6/14
Здание построено по проекту архитектора Г. И. Джандиери. Год постройки по данным сайта www.mosmap.ru - 1939.
Дом сохранился до наших дней и по-прежнему является жилым.
Московский шинный завод
Выпуск автопокрышек на Московском шинном заводе (МШЗ) начался в 1945 году.
Расцвет деятельности завода пришёлся на 1960-1980-е годы. В то время за счёт стран социалистического лагеря резко увеличилась география поставок. Были построены новые корпуса, расширилось производство.
В 1990-е годы завод пытался приспособиться к новым реалиям, но безуспешно. В 2005 году выяснилось, что предприятие впервые за долгое время принесло чистый многомиллионный убыток.
Весной 2012 года Арбитражный суд признал Московский шинный завод банкротом. Крупнейшее в стране предприятие по производству покрышек прекратило своё существование.
Современный адрес здания бывшего Московского шинного завода, изображённое на фото: Шарикоподшипниковская улица, дом № 11 строение 7. Сейчас в нём располагаются магазины, предприятия общепита и т.д.
ГПЗ-1
Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1) был создан в 1932 году по решению ВСНХ СССР.
В 1960-е годы на заводе проводилась модернизация, в ходе которой были введены в строй 3 комплексных автоматических цеха, 200 автоматических и механизированных линий для производства подшипников, вычислительный центр.
В 1986 году завод выпускал максимальное количество изделий — 124 млн подшипников в год. В это время на заводе работало 25 тысяч человек.
В 1990-х годах завод был акционирован и получил название ОАО «Московский подшипник». Позднее вошел в состав холдинга «Европейская подшипниковая корпорация».
По состоянию на 2012 год ОАО «Московский подшипник» выпускал порядка 240 тыс. подшипников в год, а численность рабочих составляла 1300 человек.
Сегодня предприятие продолжает свою работу, и поставляет на отечественный рынок крупногабаритные модели подшипников. Его современный адрес: Шарикоподшипниковская улица, дом № 13.
Надпись на фасаде завода изменилась. Было "Первый государственный подшипниковый завод", стало "ЕПК".
Жилой поселок 1-го ГПЗ
На фотографии 1933-1934-х годов изображены здания Жилого посёлка 1-го ГПЗ имени Кагановича, спроектированные архитектором А. Я. Розенфельдом.
Это же место в феврале 2024 года. Слева - краешек дома № 26, справа - дом № 24.
Сквер "на Шарике"
На фотографии из личного архива Романа Орлова изображён центральный пятачок сквера "на Шарике".
По поводу датировки снимка Роман Орлов пишет: "В 1931-м году прадеду дали комнату в одном из этих корпусов, построенных для работников 1-го ГПЗ. Точная дата съёмки неизвестна, но в центре кадра моя тётя, которой тут лет 7 – значит, это сразу после войны".
Современный вид этого же места. В центре снимка виден монумент Вечной славы.
Амбулатория завода "Шарикоподшипник"
Здание амбулатории рабочих завода "Шарикоподшипник" имени Л. М. Кагановича построено по проекту архитектора Льва Михайловича Тверского. Дата постройки по данным сайта www.mosmap.ru - 1934 год.
Современный адрес здания: Шарикоподшипниковская улица, дом № 13А. Сейчас в нём располагаются магазин цветов, стоматологическая клиника и офисы различных организаций.
Учебный комбинат ГПЗ-1
Здание, в котором располагался учебный комбинат Первого государственного подшипникового завода, по данным сайта www.mosmap.ru построено в 1930-м году.
Современный адрес здания: Шарикоподшипниковская улица, дом № 17. Сейчас в нём размещаются Благотворительный фонд содействия сохранению национально-культурного наследия "Перекличка поколений" и офисы различных организаций.
У трамвайного круга
На фотографии 1965-1967 годов изображён пятачок сквера "на Шариках", расположенный у трамвайного круга. Слева на дальнем плане видна осветительная мачта стадиона "Подшипник".
Это же место в феврале 2024 года.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Лучшая награда автору - лайк и подписка на его канал. Вы также можете разместить ссылку на статью в своих аккаунтах в соцсетях, чтобы другие люди тоже смогли её прочитать.