Найти в Дзене
Мозговедение

Сказка про пассажира катафалка, который хотел забрать парня на тот свет

Это было обычное утро буднего дня. Вся суета производилась вокруг бабы Жени: та собралась на прием к окулисту, оперировать свою катаракту. Проверив все документы, очки и карточку, баба Женя наконец уселась на табуретку, выставив ноги. Чтобы внук Вовка надевал ей валенки.  Его же задачей было довезти баб Женю до клиники. Он любил шутить, что работает персональным водителем у бабушки. И это его любимая работа.  Они ехали неспешно, была плохая погода. Валил хлопьями снег, машины отчаянно сигналили. Все хотели попасть на работу вовремя, но надежды на это было немного.  А потом медленное, тягучее зимнее время вдруг ускорилось: Вовка сначала услышал жуткий грохот, скрежет металла. Потом только ощутил сильный толчок. Успел еще увидеть, как его смартфон слетел с подставки и упал. Не увидел, но понял почему-то, что экран покрылся мелкой сеткой трещин. Потом Вовка ударился головой об руль. Дальше была темнота.  Вовка пришел в себя через пару минут. Сразу вспомнив, что с ним произошло, огля

Это было обычное утро буднего дня. Вся суета производилась вокруг бабы Жени: та собралась на прием к окулисту, оперировать свою катаракту. Проверив все документы, очки и карточку, баба Женя наконец уселась на табуретку, выставив ноги. Чтобы внук Вовка надевал ей валенки. 

Его же задачей было довезти баб Женю до клиники.

Он любил шутить, что работает персональным водителем у бабушки. И это его любимая работа. 

Они ехали неспешно, была плохая погода. Валил хлопьями снег, машины отчаянно сигналили. Все хотели попасть на работу вовремя, но надежды на это было немного. 

А потом медленное, тягучее зимнее время вдруг ускорилось: Вовка сначала услышал жуткий грохот, скрежет металла. Потом только ощутил сильный толчок. Успел еще увидеть, как его смартфон слетел с подставки и упал. Не увидел, но понял почему-то, что экран покрылся мелкой сеткой трещин. Потом Вовка ударился головой об руль. Дальше была темнота. 

Вовка пришел в себя через пару минут. Сразу вспомнив, что с ним произошло, оглянулся в панике назад — отметив, что шея поворачивается с жуткой болью, так, что отдает в глазные яблоки, — баб Женя сидела сзади, перепуганная, но не пострадавшая. Она тоже ударилась грудью о переднее сиденье, но удар смягчила шуба, да еще две вязаные кофты. 

«Вовка, это катафалк ведь в нас въехал. Ритуальная машина» — растерянно проговорила бабушка. 

Вовка выскочил на улицу и увидел, что в него сзади въехала черная газель с изображением скорбящего ангела. Все пассажиры ритуалки высыпали на улицу и таращились на смятый зад вовкиного авто. Водитель растерянно почесывал затылок. Какая-то бабка деловито поправляла гроб — он от удара опасно наклонился, не утратив, впрочем, своего печального содержимого — сухонького дедка, которого, вероятно, на том свете давно заждались. 

Вовка переживал об одном — у баб Жени был назначен окулист. Он должен был дать направление на операцию. Баб Женя готовилась к этому давно, очень ей хотелось снова нормально видеть. 

Потому он бережно помог бабушке выйти и сказал, что сейчас вызовет такси. Она сядет в него и доедет до врача вовремя. Ее подвезут прямо к дверям клиники, он договорится. А как только разберется тут с этим водилой катафалка, то сразу приедет к ней в клинику. 

Баб Женя внимательно смотрела на внука. Вроде все с Вовкой было в порядке, вид только какой-то шальной. Внук ударился об руль, и ударился сильно, отключился на минуту или две. Но потом пришел в себя и будто бы не сильно пострадал… Вот только сейчас баб Женя заметила, что у внука разные зрачки. 

На улицах города Т. Фото: Александр Панов.
На улицах города Т. Фото: Александр Панов.

«Вов, ты послушай меня. Бери телефон и вызывай скорую. Да не мне, себе вызывай.» — сказала баб Женя. А когда Вовка начал тараторить, что с ним все в порядке, и бабушка как всегда наводит панику на ровном месте, она сказала коротко и четко: «Вов, покойник-то не хочет один на кладбище ехать. Он тебя с собой заберет. Я точно знаю. Примета такая.»

После этих слов Вовка как-то странно посмотрел на баб Женю. Но больше не возражал. Набрал номер скорой. Бригада приехала быстро. 

Вовка потерял сознание уже в машине. Еще успел удивиться, зачем его уложили на носилки, ведь он нормально себя чувствует, а в больницу едет так, провериться. Может, шею повредил — болит… А потом будто что-то горячее разлилось в голове и он отключился. Начался судорожный приступ, который длился долго, несмотря на то, что фельдшер ввел одну ампулу лекарства, потом еще одну. Судороги закончились через пятнадцать минут. Вовка к тому моменту был в коме. В себя он уже не пришел. 

Нейрохирурги сработали хорошо. Бывает на дороге водителю везет и он попадает в «зеленый коридор», когда почти не приходится стоять на светофорах. Будто кто-то сверху регулирует твое движение, и ты летишь себе радостно, и везде успеваешь. 

Вовке повезло, он тоже будто попал в зеленый коридор больничных маршрутов. Не пришлось ждать очередь на КТ — сделали быстро, увидели большую субдуральную гематому в голове. Кровь лилась под твердую оболочку мозга и сдавливала его вещество, отчего и возникли судороги, а потом кома. Сразу взяли в операционную. 

Попался больному хороший доктор, который аккуратно провел трепанацию черепа и удалил кровь. И назначил правильное лечение, которое помогло избежать сильного отека мозга. Да и собственный организм Вовки сработал хорошо. 

Поэтому через два дня Вовка пришел в себя в реанимации. 

А через полтора месяца вез баб Женю на операцию по замене хрусталика. Ехали, правда, на такси. Машину Вовкину отремонтировали, но врач сказал пока повременить, не садиться за руль. Впрочем, обнадежил, что ограничение это временное. Док был доволен восстановлением пациента. Так и сказал: «Бабушку свою благодари. Она не дала тебе потерять время. Счет шел на минуты. Мог бы потерять жизнь.» Когда Вовка рассказал про катафалк и вредного покойника, который, по мнению бабушки, хотел обрести компаньона для дальнего путешествия на тот свет, доктор усмехнулся и кивнул: бывает, мол. Всё бывает в подлунном мире. 

***

Светлый промежуток — так называется состояние мнимого благополучия при черепно-мозговой травме. Особенно часто оно бывает при субдуральной и эпидуральной гематомах. 

Выглядит это так: человек ударился головой, потерял сознание. Потом пришел в себя и вроде бы чувствует себя хорошо. Если кровь изливается под оболочки мозга быстро, светлый промежуток продлится минуты. Если медленно — часы или даже дни. Потом будет ухудшение: психомоторное возбуждение, судороги или сразу угнетение сознания вплоть до комы. 

Анизокория — разный размер зрачков. Это грозный признак, который указывает на повреждение головного мозга. Баб Женя была абсолютно права, когда интуитивно заподозрила неладное. 

А почему болела шея? Это было проявление менингеального синдрома. Наклоны и повороты головы вызывали раздражение мозговых оболочек, которые пропитались кровью. Такой же симптом бывает при менингите. 

Помните, уважаемые читатели, черепно-мозговая травма не всегда показывает свою тяжесть с первых секунд. Поэтому при ударе головой консультация нейрохирурга обязательна.