Найти в Дзене
Знакомый пожарный

Чем тушить электромобили?

Оглавление
Китайский элекктромобиль
Китайский элекктромобиль

Хотели выставить в шоу-руме электромобили своего автотехцентра. В ответ на запрос собственник площадки дал требования по пожарной безопасности в следующем виде:

Требования площадки:
Обеспечить наличие огнетушителей: в настоящее время для тушения литий ионных аккумуляторов применяют огнетушители на базе пенообразователя F500 (6%) или на базе хладонов HFC-227, Novec 1230.
В качестве дополнительных мероприятий по защите, необходимо предусмотреть укрытие автомобилей противопожарной кошмой, устройство переносного дымоудаления из под кошмы, а также его охлаждение от внутреннего противопожарного водопровода.

О пожарной опасности

Думаю, уже мало кто сомневается, что проблема с тушением батарей и электромобилей есть.

Пожарная опасность применения литий-ионных аккумуляторов в России

Если посмотреть на требования площадки, сразу возникают сомнения по поводу всего этого "богатства" выбора.

Огнетушители

Огнетушители на базе пенообразователя F500 (6%)

Про эти огнетушители я даже внятного не могу сказать, так как, как мне кажется, в России их нет и не было. Все огнетушащие вещества (вещества, обладающее физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения) должны сертифицироваться через ТР ЕАЭС 043/2017. Единого перечня сертифицированных огнетушащих веществ нет (скорее всего, его никто не ведет, либо он есть в виде какого-то файлика, который видит только его заполняющий), но даже упоминаний в сети в поиске через совместное "огнетушитель" и "FP-500" я не нашел.

Но т.к. требование я вижу, то ощущение, что когда-то кто-то привез из Китая партию пены, и сказал: "оно". Можно и в огнетушитель добавлять, и в АУПТ.

При этом никаких сертификаций на нее нет. Ни купить нормально изготовленный огнетушитель, ни ознакомиться где-то на сайте, как он выглядит, нельзя.

Если где-то и есть, то кустарщина .

Огнетушители на базе хладонов HFC-227, Novec 1230

Есть модули газового пожаротушения на основании хладонов, есть АУПТ с ними. По крайней мере, с NOVEC-1230. Но первичных средств пожаротушения в нормальном исполнении я с ними не видел.

В Китае сделали модуль, назвали огнетушителем в переводе на русский, и продают. Ну ок. Куда мне его засунуть в электромобиль, чтобы при пожаре огонь погас? В багажник? Под сиденье? В подкапотное пространство? Прижать к батарее? Как???

[Hot Item] Hfc-227ea электромагнитной висящих автоматический огнетушитель

Даже если модуль будет висеть, нужно будет обеспечить условие герметичности помещений, что в условиях шоу-рума нереально.

Короче, тоже трэш.

Другие первичные средства пожаротушения

Обычным порошком, углекислотой и водой тушить электромобили вроде бы нельзя. Сами автомобили можно тушить этими веществами (например, в ремзонах и ставят АУПТ на порошке), но не батареи. Об это можно посмотреть здесь:

Нужен огнетушитель, который будет тушить как сам автомобиль, так и литий-ионные батареи в нем. Ничего в едином исполнении сейчас нет.

Есть огнетушители, которые тушат литий-ионные батареи (фактически, засыпают батарею специальным порошком) - огнетушители для пожаров класса Д.

Как потушить литий огнетушителем?🔥 Загоревшаяся литиевая батарея может нести...

Желтые. Их, в принципе, можно купить.

Специальный порошковый огнетушитель (ОПС), купить специальный огнетушитель в Москве

Но чтобы получить доступ к батарее для тушения, нужно разобрать половину автомобиля. Можете убедиться здесь:

В общем, получается следующее:

  • первоначально мы по максимуму тушим порошком;
  • затем разбираем автомобиль с угрозой жизни, и тушим батарею "желтым" огнетушителем.

Т.к. ключевое в пожарной безопасность - это жизнь и здоровье человека, то этим вариантом пользоваться нельзя.

В итоге, на мой взгляд, остается одно: тушить издалека порошком, сбивая пламя и убивая огонь в целом, а батарея будет гореть дальше. И чем больше порошка, тем лучше.

При это не надо фанатизма: автомобиль может взорваться, поэтому получилось - хорошо, нет - отходим подальше и смотрим как горит.

Как минимизировать ущерб окружающему?

Автомобиль, скорее всего, сгорит. Чтобы минимизировать ущерб окружающему пространству, предлагаются разные варианты: контейнер с водой (отличный вариант - лечить зуб методом его вырывания))):

Хотя автор видео и заявляет, что накрывание противопожарным полотном не помогает, тем не менее площадка в своих требованиях его указывает. Кто тут не прав?

Противопожарное полотно

Температура горения автомобиля, в среднем, составляет около 900-1100 градусов:

ДЕКОМПОЗИЦИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ГОРЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, В ЗАКРЫТЫХ АВТОСТОЯНКАХ

При этом есть и продаются ПП, которые позволяют локализовать место горения до температур 1200 градусов. И даже больше.

Противопожарное полотно КРЕМНЕЗЕМ (кошма пожарная) ПП-1200 1,5х2,0 - купить с доставкой по выгодным ценам в интернет-магазине OZON (712534372)

Да, на короткий период, но все же как мера защиты они могут быть полезны. Но есть одна проблема. Габариты автомобиля значительно больше размера стандартного полотна (1,5х2 м). У той же Tesla S, по зеркалам, размер 1,89х4,97 Придется колхозить, делать большое лоскутное одеяло? Как его сшивать?

Плюс полотно можно поливать водой из крана внутреннего противопожарного водопровода. Это чуть увеличит его время жизни на пожаре.

Дымоудаление

Второй момент, который тоже требует площадка: после накрывания противопожарным полотном горение будет продолжаться, и нужно будет куда-то девать дым. Тут вроде бы работа для дымососов.

На самом деле, если есть дымосос, необязательно накрывать электромобиль полотном. Поставили дымосос, растянули рукава, включили дымосос, и выягиваем дым из зоны горения. При этом можно тушить дальше первичными средствами пожаротушения, если все еще есть вероятность того, что авто не сгорит полностью.

Дымососы ДПЭ переносные и колесные, стыковочный узел к дымососу ДПЭ

При этом, хотя требования площадки говорят о подключении дымососа к ВПВ для охлаждения (его??), таких конструкций я не встречал. Возможно, это ошибка, и ВПВ нужно для охлаждения противопожарного полотна.

Впрочем, это тоже из идеального мира: переносные дымососы обычно все же именно так не применяются, для удаления продуктов есть система дымоудаления, с венткоробами и прочим.

Резюме

Минимальный перечень средств пожарной защиты для демонстрации автомобиля в шоу-руме:

  • огнетушитель порошковый (литров на 25-50);
  • противопожарное полотно (увеличенных размеров, я бы рекомендовал не менее 4х8 метров;
  • дымосос с рукавами для удаления дыма из помещения (если нет системы дымоудаления в здании).

Если собственник вот прям сильно хочет именно "для электромобилей", то в дополнение:

  • огнетушитель специальный порошковый на пожары класса Д, литров на 8.

Также было бы здорово:

  • наличие пожарного крана не далее чем 20-25 метров от электромобиля.

PS: О огнетушителях в машине

До 1 сентября 2023 года в ПДД было обязательное требование наличия огнетушителя в автомобиле. После - требование из обязательных при проверке ГИБДД убрали, а вот в ТР ТС 018/2011 оно осталось.

Смотрите, какая тема — Новый перечень неисправностей ПДД с 1 сентября 2023 года – какие поправки?

Поэтому если вы как не возили в салоне пусть даже электромобиля огнетушитель, можете продолжать это уже без риска штрафа. А если у вас был маленький двухлитровый друг - продолжайте его возить. Им можно тушить "скорлупу" батареи - все что вокруг нее.