Допустим‚ у вас есть автомобиль в возрасте трёх лет‚ и вы задумались его обновить. Давайте разберёмся‚ почему инвестиция денег в авто — сомнительная идея.
Игорь Дементьев
директор по инвестициям ГК Denum
Несмотря на стремительное подорожание автомобилей (за 2023 год средняя цена нового авто выросла на 17,3%, до 3,7 миллиона ₽) и резкий рост стоимости их обслуживания за последние годы, россияне всё равно активно покупают себе машины.
В 2023 году продано больше 1 миллиона новых легковых автомобилей, что на 69% больше, чем годом ранее. Некоторые покупатели воспринимают транспорт как инвестицию, которая всегда дорожает, поэтому даже с учётом всех трат спустя несколько лет его можно будет выгодно продать. Разберёмся, почему данная позиция ошибочна и к чему на самом деле приведут такие вложения.
Почему машины не будут значительно дорожать?
Для начала следует отметить, что кратного роста цен на автомобили, как это происходило в 2022 году, ждать не стоит. Тогда это было связано с острым дефицитом и ситуацией неопределённости, которые были вызваны уходом из России практически всех автопроизводителей, закрытием внутри страны автосборочных предприятий, а также логистическими трудностями.
За прошедший год ситуация изменилась, и сейчас идёт нормальное восстановление рынка. Собственное производство было возобновлено, на рынок привозят импорт из Китая. Как итог — рынок стабилизировался, цены успокоились, и повторения сценария прошлого года пока ждать не приходится.
Почему невыгодно покупать новую машину?
Я считаю, что покупка нового автомобиля — далеко не лучшее решение с финансовой точки зрения. Для примера возьмём «Москвич 6» с ориентировочной ценой в 2,5 миллиона ₽ и посмотрим, во что превратится эта сумма через три года.
Будем считать, что среднегодовой пробег составит 15 тысяч км, или 45 тысяч км за три года. При среднем расходе АИ-95 в 8 литров на 100 км и средней стоимости бензина в 55 ₽ за литр суммарный расход топлива составит 3600 литров, или 198 тысяч ₽ за три года.
Из дополнительных расходов также нужно учесть транспортный налог — 18 тысяч ₽ за три года и страхование (ОСАГО + каско) — 150 тысяч ₽ за этот же период. Сюда же прибавится стоимость комплекта зимней резины — примерно 50 тысяч ₽ — и охранная система в такую же сумму.
Хотя машина и новая, она в любом случае требует технического обслуживания каждые 10 тысяч км пробега. За три года с пробегом в 45 тысяч км придётся хотя бы четыре раза заменить масло, фильтры, технические жидкости — итого минимум 60 тысяч ₽ за период владения. Также нужно учитывать траты на минимальный уход (периодическая автомойка) и иные незначительные сопутствующие расходы — 1000 ₽ в месяц, или 36 тысяч ₽ за три года.
Итого общая сумма расходов составит 562 тысячи ₽, или примерно 187 тысяч ₽ в год. Естественно, что здесь не учтены возможные непредвиденные траты, штрафы, расходы на парковку и другие, но понять порядок расчётов можно и без них.
Помимо всех перечисленных трат, связанных с эксплуатацией автомобиля, сама машина за эти годы также потеряет в цене. Мало кто задумывается, что, только выехав за ворота автосалона, машина уже теряет минимум 10% от своей первоначальной стоимости, а в следующие 12 месяцев — ещё около 10%.
По оценкам PricewaterhouseCoopers, средняя остаточная стоимость простого легкового автомобиля через три года эксплуатации составляет примерно 70%, то есть за это время он становится дешевле на 30%.
Выходит, что через три года «Москвич 6» за 2,5 миллиона ₽ на вторичном рынке будет стоить 1,75 миллиона ₽. Вычтем все расходы за этот период, и получится, что после продажи останется всего 1,2 миллиона ₽ — в два раза меньше, чем было потрачено изначально.
Личный автомобиль — это комфорт и удобство, но с точки зрения финансов он принесёт лишь сплошные расходы и убытки.
На чём можно заработать больше
Если цель — заработать, получить доход и приумножить свои накопления, то смотреть нужно в сторону других инструментов, с фиксированной доходностью:
- Вклады. Средняя ставка — 15% годовых — через три года получим доход 1 125 042 ₽, общая сумма накоплений — 3 625 042 ₽.
- Облигации. Средняя ставка — 16% годовых — через три года получим доход 1 200 045 ₽, общая сумма накоплений — 3 700 045 ₽.
- Вложения в МФО. Средняя ставка — 20% годовых — через три года получим доход 1 820 000 ₽, общая сумма — 4 320 000 ₽.
С указанных сумм дохода нужно заплатить налог по ставке 13% или 15% в зависимости от дохода человека. Но всё равно это намного выгоднее, чем покупать машину.
Альтернативы автомобилю
Во всех крупных городах развит каршеринг, где не надо платить за бензин, парковку и все те 567 000 ₽. Ты берёшь и платишь за машину только тогда, когда ты на ней реально ездишь. А не когда ты спишь, ты в отпуске, ты в офисе или на обеде у мамы.
Плюс на сегодняшний день отлично развит общественный транспорт, на нём иногда может быть быстрее.
Ну а если ты хочешь выпендриться и подкатить к ночному клубу на машине, пожалуйста — такси. На сегодняшний день такси доступно и может предложить на выбор автомобиль бюджетного или бизнес-класса с водителем в костюме.
Не стоит забывать, что человек в день должен проходить порядка 10 000 шагов. На это нужно примерно 1,5–2 часа. Ходите и богатейте!
Статья не является инвестиционной рекомендацией. Прогнозы эксперта могут не сбыться.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной