Найти тему

Шаманки Байкала. Территория силы

680 прочитали
Байкал уникален. И не только потому, что является самым глубоким озером на планете и крупнейшим природным резервуаром пресной воды.

Байкал уникален. И не только потому, что является самым глубоким озером на планете и крупнейшим природным резервуаром пресной воды. Байкал - это неповторимая земля, где живут удивительные по своей чистоте люди. Байкал - это многовековые традиции и тысячелетняя память.

Вы верите в места силы и чудодейственные способности шаманов? Что это, дар свыше или культурное наследие народа, уходящее своими корнями в далекое прошлое? Иркутский журналист и писатель Михаил Юровский рассказывает о своих историях общения с шаманками Байкала.

Классический колорит ведуньи

Марину я нашёл по её визитке. Просто описал свою личную проблему и кинул на мейл. Потом позвонил и пришел. Размещалась она в таком сермяжном подвальчике в центре Иркутска, что описаны разве что у Гюго. Масса восточных безделушек, теснота и среди этого сидит Марина Новиченко. Внимательно смотрит и думает о каждом пришедшем с предельным вниманием. Марина прошла много семинаров, в том числе и в Москве.

Сажусь на тахту, мне предлагают чаю с тортом. В это время идёт внимательное изучение клиента. Его подсознания и живых реакций на происходящее. Держалась Марина очень степенно, ходила плавно и чуть медлительно. Можно было предположить, что она в молодости была очень красива и представительна. Тогда у неё был только этот подвал…

Её «Чудотворная сила» потом переезжала вместе с Мариной в разные не менее странные офисы. Чаще всего люди обращаются с обычными житейскими вопросами: спрашивают о здоровье, финансовых трудностях, образовании детей, работе, женитьбе и замужестве. Марина приверженица не только шаманизма, но и прежде всего православия. Поскольку считает, что во всех религиозных традициях есть масса позитивного и исцеляющего. Как она проводила отчитку православными молитвами клиентки, в корчах это терпящей, сложно забыть. Видно, что некий дух дергался в пациентке и ни за что не хотел уходить.

В роду Марины есть бурятские корни, хотя выглядит она скорее как европейка. Помню, как мы ездили навещать и знакомить Марину со старым другом этнографом Валентином Хагдаевым. Тогда по весне мы были первыми гостями во дворе у Валентина и Виктории. Приехали с гостинцами, закатили пикничок, а потом Валентин повез нас по родовым местам в село Тонту к природным местам силы. Где-то то это была скала, где-то береза…

Ольхонский шаман Валентин Хагдаев. Фотография из открытых источников
Ольхонский шаман Валентин Хагдаев. Фотография из открытых источников

К слову, по легенде остров Ольхон является родиной хоринских и агинских бурят, там прародитель восьми родов Хоридой-мэргэн нашел свою жену в белой лебеди. На Байкале есть сакральные места, куда духи спускаются в виде царя-быка, царя-орла и других 12-ти существ покровителей рода хоринских и агинских бурят.

Путешествие по четырем мирам

Ещё необычней была моя недавняя встреча с шаманкой Валентиной Ертанановой. Будучи в гостях у известного травника Иркутска Ефима Львовича Малинского был заинтригован его рассказами о шаманке Валентине. Как она была вынуждена уйти из большого бизнеса в целительство под влиянием внешних сил, обязавших лечить людей и быть посредником. Ей пришлось ждать меня у Малинского более двух часов сверх назначенного времени… Потом она признавалась, что несколько раз порывалась уйти, но внешний голос шаманке запрещал. Значит наша встреча была необходима и ей и мне. Судьба переплетает судьбы.

Через неделю мне нужно было надолго уезжать из Иркутска и вообще из Сибири. Пока же мой дом был на Ольхоне. И я разумеется пригласил в гости Валентину. Мы условились, что проведём обряд поклонения духам Байкала очень скоро. Но выбор пал на Листвянку. День выдался для конца сентября удивительно солнечный и тёплый. Поляна была дикая, невытоптанная, среди берёз и с видом не только на Байкал, но и на Саяны, через хребет Хамар-Дабан. Говорят, что и в летние жаркие дни такое очень редко. А нам это было дано. На маршрутке мы прикатили в Слюдянку и поразились тому, что водитель не взял денег… По задумке Валентины, надо было пригласить как можно больше неравнодушных людей. Сила священной церемонии возрастает, когда к ней присоединяется каждый участник. Это значит, что если церемонию проводит не один человек, а двое, то их сила увеличивается больше чем вдвое, у трёх человек общая силы превышает суммарную силу их троих и т. д.

Остров Ольхон на Байкале. Фотография из открытых источников
Остров Ольхон на Байкале. Фотография из открытых источников

Когда же церемонии проводятся в местах силы, их мощность возрастает до бесконечности Многие места силы или дольмены широко известны, но на планете существуют тысячи небольших водоворотов энергии. Чтоб знать их, достаточно обладать восприимчивостью. Кроме того, можно самостоятельно создать место силы, систематически проводя в одном месте определенные церемонии и ритуалы. Что и делает постоянно шаманка Валентина. Ей всегда хотелось узнать, что такое наша жизнь, как изменить свою судьбу, и что это такое? Как надо жить? С детства ей очень хотелось жить гармонично с природой.

Валентина Викторовна, родилась в августе 1964 г. в обычной бурятской семье, которая проживала в селе Иркутской области и жила по своим шаманским традициям. Ертанановы не очень стремились к благополучию и потому остались на селе, дочь же все сильнее тянуло с каждым годом в родные края. Она объехала мир, жила в Америке, в странах Европы. Всегда мистическим образом через определенный промежуток возвращалась в родные степи. Сейчас живет на окраине Иркутска – в максимальной близости к Байкалу.

Создатель Вселенной – Бог Тенгри, на востоке, в человеке душа Айы. Его жена Богиня Умай – на западе, когда человек воплощается на земле, от Бога Тенгри душа Айы отправляется к Богине Умой, которая воплощает ее на земле в физическом теле и дарит душу Кут. Два сына у Тенгри и Умай старший: Эрлик на севере, все прошлое, все наши привязанности, все что мешает человеку, в человеке душа Тёсь, чем старше человек, тем сильнее Тёсь, так как прошлого стает больше и нужно часто освобождаться от прошлого, чтобы было легче новому войти в нашу жизнь; младший сын Ульген Хан, отвечает за будущее, на юге, в человеке душа Бось. И одно из Божеств (Тенгри, Умай, Ульгень и Эрлик) дают душу Сюр. В душе Сюр человек путешествует в сновидениях. Поэтому по этой шаманской традиции у человека пять Душ, – так рассказывает Валентина о высших.

Первые статьи целительницы Луизы Хей, знакомые скопировали ей, когда она были где-то в загранпоездке, и прочла она их до дыр. Других источников тогда вовсе ещё не было.

Когда началась перестройка, стали появляться семинары разных направлений, я начала ездить на все, в разные города и даже страны. На это ушло 10 лет, прошла примерно 100 семинаров. На семинарах получала разные посвящения у Рин Поче в буддизме, мастера Рейки из рук просветленного учителя 1998 г., по шаманизму много посвящений получила, на ведение йоги разных направлений, на массажи и т.д., всего не перечислить. Через 10 лет почувствовала, что могу работать с людьми и начала принимать как психолог, но учебу не оставила, начала еще индивидуальное обучение у хороших преподавателей проходить, чтобы могла работать со всеми сферами человеческого бытия.

Теперь об обряде. Мы садимся на коврики посреди луга и начинаем холотропное дыхание – через рот по собачьи часто дышим грудью. И так ровно час. Во время этого много чего происходит: то немеют руки, то всё вдруг ослепляет ярким светом, то качает, то кружит… После часа собачьего дыхания сам я откинувшись на коврик, начал долго и истошно выть. Одновременно меня пронзала волна внутренней тряски, не отпускавшая минут так десять.

Фотография в иллюстрационных целях.
Фотография в иллюстрационных целях.

Потом мы начали обряд почитания повелителей четырех миров. Это сопровождалось тоже разными странными переживаниями, описать которые весьма непросто. Общее состояние радости и уверенности в том, что мы не зря все это затеяли и что потом всем нам будет только лучше не покидало нас троих. Ощущения любви и света сложно забыть, но и не менее сложно передать их словами.

Потом мы прибегли к разным трещоткам и кастаньетам, чтобы выразить свою радость и привлечь духов местности своими эмоциями, выражающимися в таких странных формах.

А потом мы вкусно пообедали в качественной листвянской кафешке с видом на ледяной призрачный Байкал и нереально ясный горизонт. Люди за столиками казалось не очень понимают то счастье, которым наградила их судьба – просто сидеть и беседовать тут…

Шаманка от искусства

В этом году на гору Ёрд, что за Еланцами, приехали делегации с разных сторон света. Вообще к Ёрд-горе приезжают не только шаманисты, но и буддисты, и все активно интересующиеся этнической культурой. Наикрасивейшее место в зелёной долине с видом на открытый Байкал словно создано для того, чтобы соединить силы неба и земли в едином ёрд-хороводе и ёхоре-танце. У сей горы образовывались семьи, помногу дней водились огромные хороводы. Здесь бурятские, якутские, тувинские, эвенкийские рода обсуждали планы на свою жизнь. Мы сидим под солнцем и ветром и говорим не спеша.

Наслоения стволов деревьев рисуют в уме фантастические замки…, - рассказывает художница из Усть-Орды Анжелика Алсаткина.
Анжелика Алсаткина. Фотография из открытых источников
Анжелика Алсаткина. Фотография из открытых источников

И поясняет, что все мы родом из детства и тех мест, где пахнет дождём и цветами, их поиск потом становится незабываемым и воссоздаётся мечтой вновь и вновь. И когда возвращаешься на родину предков, само собой получается, что необходимо помянуть духов места, леса, горы, рода.

Нельзя отрываться от природы и быть от неё отдаленной, – говорит Анжелика.

Добавляя, что у многих людей к 35 годам происходит острая тяга к своему внутреннему началу. Выражающаяся, прежде всего в поиске своего стиля и своего пути. «Наша непохожесть коренится как раз в наших родах», - таков её девиз творчества.

- Ещё в детстве я мечтала воссоздавать тот уходящий мир предков, часть которого я застала. И вот, в 92-м вернулась на родину, после художественной школы в Иркутске, архитектурного факультета политеха, работы архитектором в Краснокаменске, после всего… Специализируюсь только на натуральных материалах: конский волос, ивовый прут, кожа, дерево, камень, литьё. Всё это прекрасные, теплые вещи. Дающие ощущение домашнего очага, тепла и уюта родных стен и детства.

- Слышал, что вы изготовляете и шаманскую атрибутику… по просьбам знакомых?

- Да, бывает. Потому что люди сейчас ринулись к своим истокам. Нужна опора в этом меняющемся мире. Потому у каждого рода есть свои шаманы, свои кузнецы. Например, я отношусь к кузнеческому роду. Считаю, что о твоей вере должны говорить твои работы и дела, более чем какая-то декларация их. Мне хотелось изображать те божества, которых видят шаманы. Меня спрашивают, почему ты не становишься шаманкой, ведь ты знаешь всю культуру, историю, костюмы, мифологию, язык? А я отвечаю: я больше чем шаман…

Анжелика Алсаткина живёт в скромном деревенском доме в Усть-Орде, наискосок от домика известного прорицателя деда Махи, которого тоже проведываю каждый раз, как бываю в этих краях. Дом Анжелики вместителен, в нем всегда много людей, он одновременно служит ей и мастерской и гостиной для друзей и своеобразной лабораторией для формирования иных отношений с миром. Всегда хлебосольных.

- Я, хоть и городской житель, родилась и выросла в Иркутске, но тянет меня к моей родной земле. Да и жизнь в городе нерационально устроена - утром на автобус, на нём до гаража, на машине - обратно домой, детей загрузил, развёз - кого в школу, кого в детсад, потом на работу, потом на дачу, такие зигзаги постоянно выписываешь! - говорит она. - Здесь же всё под рукой, меньше времени тратишь на ненужные вещи, больше остаётся на творчество. А родные лица, родная речь, мир природы, который меня окружает, - очень помогают творческому процессу.

- Как ни странно бурятской культурой интересуются иные народы, вот и мне все эти дела бесконечно близки, сам не знаю почему… Может просто рад, что что-то возрождается…?

- У нашего народа много праздников, фестивалей, конкурсов - Сур-Харбан, Сагаалган, Алтаргана, и на все мероприятия нужен особый костюм. Правда, мои коллекции ломают общепринятое представление о нём. И я думаю, что архитектурное образование здесь тоже сыграло свою роль, потому что научило меня абстрактно и пространственно мыслить У меня костюмы - это скульптуры, картины из войлока и конского волоса, в основе которых древние шаманские мифы. Носить в повседневной жизни их невозможно, зато они хорошо подходят для шоу. Кстати, когда я впервые увидела коллекцию бурятского костюма на фестивале «Шёлковый путь», в жюри которого работала, была не просто поражена - я язык проглотила. Просматривая эту роскошь: огромные овечьи дохи, каскады серебра, - вдруг осознала, что европейский подиум просто отдыхает. Дело было в 2005 году, но меня до сих пор трясёт, когда вспоминаю пережитые тогда чувства.

Бурятский костюм. Фотография из открытых источников
Бурятский костюм. Фотография из открытых источников

- Воссоздать астральный образ в обычной реальности в виде странного призрака или летучего образа из подсознания непросто. Но людям так надо перевоплощаться, знать, что есть и иная надреальность. Может быть поэтом и так на «Ура» и проходят ваши показы?

- Если посмотреть на любой национальный костюм, то даже не имеющему специальных знаний человеку видно, что в нём есть какое-то генетическое ощущение стиля, вкуса и цвета. Нет в нём ничего попугаечного, крикливого, а по статике и композиции они вообще уникальны. И очень жаль, что даже в музеях время не щадит их красоту - ткани ветшают, нитки рассыпаются. А в «цифру» костюм, как, например, киноплёнку, не переведёшь. Казалось бы, что такое вообще костюм? Наша внешняя оболочка? Но почему-то даже когда дети одевают национальные костюмы, они меняются не только внешне, но и внутренне. Я сама, когда одевала бурятский костюм, все украшения, вышитые унты, испытывала состояние царицы, какой-то собственной божественности. В современном мире такие ощущения утеряны, потому что одежда ширпотребовская и в ней совершенно другая энергетика.

- Чтобы одухотворить облик человека, вы используете только натуральные материалы. То есть сразу соединяются ауры тех животных, из волоса которых все выткано и человеческое излучение, дающее эффект фантастической гармонии?

- Сейчас уже совсем другие и материалы, и технологии. Вы попробуйте влезть в «шкуру» той мастерицы, которая шила костюм в позапрошлом веке. Она экономила каждый кусочек ткани, каждый лоскуток парчи для неё была драгоценен. Это сейчас мы к тканям не испытываем никакого пиетета, а в те времена, когда мастерица шила костюм, она буквально трепетала над ним, вкладывала в свою работу столько чувств, переживаний, радости - передать невозможно. Вы можете себе представить, чтобы такие сильные эмоции переживались при создании современной одежды? Сейчас всё значительно проще: вещи на поток, человек зашёл в магазин, купил костюм, не понравилось - выбросил или кому-то подарил в лучшем случае.

Бурятский национальный костюм. Фотография из открытых источников
Бурятский национальный костюм. Фотография из открытых источников

- Что вы можете сказать о дальнейшем развитии этносов и ремесел в прикладном ключе?

- Последние годы я вижу, что недаром положила 20 лет своей жизни, силы и энергию на возрождение и развитие национальных промыслов. Молодёжь сейчас как раз очень тянется ко всему национальному. Например, на свадьбы заказывает и костюмы бурятские, и обряды, и даже сундуки. Пустующая много лет ниша начала постепенно заполняться. В каждом народе всё-таки заложено чувство самосохранения, и национальный костюм - один из способов сохранения национальной этничности.

А для модельера обращение к этнической теме - безошибочный залог успеха. Это, наверное, голос предков, который выдаёт те ценности, опираясь на которые дизайнер может ничего не придумывая, и не открывая Америки, тем не менее, создавать что-то своё. Кроме того крой, орнамент национального костюма отшлифованы веками, и не воспользоваться этим было бы глупо. Но при этом важно, чтобы современные мастера развивали и переосмысливали эту тему, выдавали что-то новое, находили собственный путь. И тогда их костюмы через сто лет тоже будут экспонироваться в музеях...

Автор материала: Михаил Юровский. Специально для канала "Сквозь время и расстояния".

Спасибо, что дочитали до конца.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк)))

По всем вопросам пишите на time.text@yandex.ru