Карел Фабрициус написал картину «Щегол» в 1654 году. В том же году художник трагически погиб в возрасте 32 лет из-за взрыва порохового склада неподалеку от своего дома в Делфте.
Но «Щегол» чудом выжил. С 1896 года картина хранится в галерее в Гааге.
В романе Донны Тартт «Щегол» попал в Метрополитен-музей, где стал свидетелем еще одного взрыва...
Взрыв в музее
Дождливым апрельским утром тринадцатилетний Тео Декер собирался в школу вместе с матерью, вызванной туда из-за дисциплинарных проблем сына. По пути Декеры заглянули в Метрополитен-музей, где проходила выставка голландского искусства. Оба и не предполагали, к какой трагедии приведет их спонтанное решение.
В одном из залов музея взорвалась бомба, и мать Тео погибла под обломками здания. Сам мальчик остался цел. Он случайно встретил погибающего мужчину, и тот дал Тео загадочное поручение, изменившее его судьбу. Кроме того, мужчина попросил Тео спасти картину «Щегол». Схватив полотно, Тео улизнул из музея.
После смерти матери Тео поместили под временную опеку семьи его одноклассника — Энди Барбура. Далеко не все члены семьи были рады появлению Тео, но они все же смогли дать ему стабильность и порядок, в которых мальчик так нуждался.
Все это время «Щегол» оставался в квартире, где некогда жили Тео с матерью. Квартира казалась Тео самым безопасным местом для украденного шедевра. За поиск работы Фабрициуса уже взялся Интерпол, но никто бы и не подумал искать «Щегла» в доме Тео.
Необходимость перепрятать «Щегла» возникла, когда на пороге дома Барбуров появился отец Тео со своей новой пассией. Он бросил жену и сына за полгода до катастрофы, чтобы «найти себя». И вот Ларри Декер вернулся и изъявил подозрительное желание немедленно обыскать квартиру матери Тео.
Тео удалось спасти «Щегла», а Ларри решил забрать сына в свой огромный особняк в Лас-Вегасе.
Под палящим солнцем Невады началась новая глава в жизни Тео. Глава, в которой он познакомился с алкоголем, запрещенными веществами и Борисом — таким же беспризорником с трагической судьбой, как Тео.
В Вегасе Тео дал волю темной стороне своей души и принял решения, которые в корне изменят его дальнейшую судьбу.
Противостояние света и тьмы в душе человека
Тео жил, но часть его погибла вместе с матерью в задымленном зале Метрополитен-музея. И эта мертвая часть неустанно звала Тео в небытие и возвращала его на путь саморазрушения. Тео понимал, какой должна быть жизнь добропорядочного гражданина, и как будто бы даже стремился к ней, но его темные порывы всегда брали верх.
Противостояние света и тьмы в душе Тео показаны как противостояние материнского и отцовского начала в нем. Борьба достигла своего апогея в финале и привела Тео к неочевидным мыслям, которые примирили его с трагическим прошлым и собственным мятежным сердцем. Приняв темную часть своей личности, Тео наконец смог выйти к свету.
Что мне понравилось?
Донна Тартт умеет рассказывать даже самые заурядные истории так, что кровь стынет в жилах. Она строит сюжет, чередуя эмоционально напряженные сцены с умиротворяющими эпизодами и всегда заканчивает главы на пике. Неожиданные события в книгах порой кажутся надуманными, но в «Щегле» они выглядят как естественные удары судьбы.
Тартт воссоздает атмосферу разнообразных мест, куда попадает Тео, в красках, запахах, эмоциях, в мельчайших деталях. Мир «Щегла» настолько яркий и живой, что невольно удивляешься, как всего одна книга смогла вместить его в себя.
То же касается и персонажей. Кажется, будто они живут не только на страницах книги. Я не раз задумывалась о том, как сейчас дела у Тео, Бориса, Хоби и других героев? Порой было сложно поверить, что я читаю вымышленный роман, а не автобиографию Тео Декера.
Почему «Щегол» не нравится читателям?
Повествование в «Щегле» идет от лица Тео. Если говорить начистоту, Тео — не самая приятная личность. Поначалу его искренне жаль, но чем дальше развивались события, тем больше я понимала, что мое отношение к Тео меняется.
Он живой и сложный персонаж. Он совершает ошибки и дурные поступки, которые нельзя оправдать травмой. Более того, Тео очень тяжелый и «душный», и в самые темные моменты он загружает читателя депрессивными мыслями настолько, что становится невыносимо. Среди недовольных читателей я встречала разные мнения, но все они сводились к тому, что сам Тео вызвал у них отторжение. И я могу их понять. Тео — неодназначная личность, и читатель должен быть к этому готов.
Вывод
«Щегол» — это история о взрослении сломанного мальчика, чей самый близкий человек трагически погиб, роман о силе искусства, о преодолении травмы, о принятии себя, о внутренней борьбе — и это только верхушка айсберга. Монументальный «Щегол» поднимает целый ворох значимых проблем и рассказывает истории, что непременно откликнутся в душе читателя.
Ни один обзор не сможет передать магию прозы Тартт, поэтому я категорически рекомендую ознакомиться с «Щеглом».
И напоследок — цитаты из книги:
Источник великой печали, которую я только-только начинаю осознавать: нам не дано выбирать себе сердца. Мы не можем заставить себя хотеть того, что хорошо для нас, или того, что хорошо для других. Мы не выбираем того, какие мы.
Но кто теперь скажет, каковы были намерения Фабрициуса? […] На нас смотрит птица. Не очеловеченная, не приукрашенная птица. Самая настоящая птица. Наблюдательная, смирившаяся со своей участью. Нет тут ни морали, ни сюжета. Не будет никаких выводов. Одна только пропасть, две пропасти: между художником и прикованной птицей, между его изображением птицы и тем, как спустя много столетий мы ее видим.
Потому что между «реальностью» с одной стороны и точкой, в которой реальность и разум сходятся, существует некая промежуточная зона, […] где две совершенно разные поверхности сливаются, сплавливаются и дарят нам то, чего не может на дать жизнь: в этом самом пространстве и существует все искусство, все волшебство. И — готов поспорить, что и вся любовь.
- Статья о дебютном романе Донны Тартт «Тайная история»:
———————————————
Жанр: современная проза
Год первой публикации: 2013
Издательство: АСТ, 2023
Количество страниц: 828
Ограничение по возрасту: 18+